Виды государственных функций.
В научных и практических целях функции государства классифицируются по следующим основаниям: внутренние и внешние, по времени действия (постоянные и временные), по сферам действия (экономические, политические, социальные, социальные, культурные и др.).
Внутренние функции представляют собой деятельность государства внутри себя. Они обусловлены потребностями населения, проживающего в государстве. Внешние функции – это деятельность государства за его пределами. При взаимоотношениях с другими государствами и иными субъектами международного права.
Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его существования. Временные функции появляются в случае возникновения новых специфических обстоятельств.
В литературе функции государства разграничивают по принципу разделения властей.
Выделяют отдельно информационную функцию. Обосновывается идея выделения глобальных функций государства (экологические, информационные и др.).
Внутренние функции.
Экономическая функция: стала приобретать свойство основной ко второй половине 20 века. Осуществляется по нескольким направлениям. 1) Регламентация и охрана существующих форм собственности, роль государства как собственника (наличие государственного сектора экономики, государственного управления им). 2) Регулирование производственных отношений. Организация экономики, согласующая интересы производителей и потребителей (антикризисное регулирование). 3) Финансовое направление.
Социальная функция. 1) Организация и поддержка оптимального уровня жизни людей, различных социальных групп (обеспечение занятости населения, регулирование размера заработной платы, пенсионное обеспечение, установление социальных льгот). 2) Поддержка семьи, материнства и детства. 3) Здравоохранение. 4) Образование. 5) Обеспечение развития научно-технического прогресса.
Идеологическая функция.
Функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан.
Экологическая функция. Заключается в установлении государством режима рационального природопользования и эффективной охраны окружающей среды.
Культурная функция.
Внешние функции.
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, направленное на развитие национальных экономических, экологических, социальных отношений (гармоничное сочетание национальных интересов с интересами других государств).
Обеспечение обороноспособности страны, сохранение национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности.
Участие государства в обеспечении коллективной безопасности.
Существуют правовые организационные формы реализации функций государства.
Правовые формы – это деятельность органа государства, связанная с изданием правовых актов как нормативного, так и ненормативного (индивидуального) характера. Правотворческая деятельность – это форма реализации функции государства путем принятия, санкционирования, изменения или отмены устаревших норм. Правоприменительная деятельность – это деятельность уполномоченных органов и лиц по реализации НПА путем принятия правоприменительного акта.
Организационные формы осуществления функций государства. Организационно-регламентирующая форма направлена на обеспечение повседневной деятельности органов государства. Организационно-хозяйственная форма (материальное обеспечение). Организационно-идеологическая форма.
Методы реализации функций государства. Убеждение, стимулирование, принуждение.
Стимулирование – это побуждение к действию, обусловливающее мотивы поведения. Стимулы могут быть материальными (льготные кредиты, дотации, благоприятное регулирование цен) и моральными (благодарность, орден, медаль).
При убеждении субъект воздействует на сознание путем внушения, демонстрации собственного примера.
Принуждение обеспечивается возможностью применения силы или непосредственным ее применением.
Орган государства.
Орган государства – это структурно обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функции государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Признаки органов государства:
1. Деятельность органа государства направлена на удовлетворение публичных интересов, поэтому государственные органы выступают от имени государства или его части. Деятельность органа государства направлена на реализацию общего блага и не имеет коммерческих целей.
2. Государственный орган является самостоятельным элементов аппарата государства и образуется в установленном законодательством порядке.
3. Для государственного органа присущ государственно-распорядительный порядок образования (реорганизации, ликвидации).
4. Государственный орган наделен властными полномочиями – юридически закрепленными возможностями осуществлять государственную власть.
5. Принимать от имени государства юридически значимое решение, а также обеспечивать их реализацию. Государственный орган может издавать правовые нормы, а также индивидуально-регулятивные и правоохранительные решения. К элементам компетенции государственного органа относят нормативно установленные цели, предмет ведения (сфера и объект воздействия), властные полномочия. Может включаться ответственность.
Каждый ГО обладает специфическими формами и методами реализации функций. Круг полномочий ГО определяется по принципу «можно все то, что разрешено в НПА, и не более того».
6. ГО имеет экономическую обособленность. ГО обладает материальной базой для обеспечения реализации своих решений (может распоряжаться средствами из государственного бюджета, имеет государственное казенное имущество, финансовые средства, счет в банке).
7. Каждый ГО занимает определенное место в аппарате государства.
8. ГО состоит из отдельных людей и их коллективов, деятельность которых носит профессиональный характер и чаще всего осуществляется на возмездной основе.
Механизм государства.
Для реализации функций государства создается совокупность специальных учреждений, постоянно действующих в рамках своих полномочий. Это четко организованная, строго упорядоченная целостная система, в основе которой находится единство общих целей, задач, принципов. Механизм, аппарат государства содержит в себе различные по компетенции и составу органы, которые дифференцируются на основе субординации и координации.
В литературе по-разному рассматривается соотношение механизма государства и аппарата государства. 1) Механизм государства состоит из аппарата, в который входят ОГВ, а также государственные организации и материальные придатки (армия, милиция). 2) Аппарат государства – это состояние ГО в статике, механизм государства – в динамике. 3) Государственный аппарат включает систему ГО, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность. Механизм государства – это аппарат принуждения.
Принципы осуществления государственной службы.
Среди принципов осуществления ГС можно выделить: законность, верховенство права, демократизм, научность, гуманизм и др.
Принцип разделения властей. Данный принцип сформулирован на основе теории разделения властей и заключается в делении единой государственной власти на отдельные ветви. Конкурирующих государственных властей допускаться не должно. Единую государственную власть осуществляет госаппарат (как система), в рамках которого действует три элемента. Но такая конструкция не должна отрицать возможность для одного и того же органа устанавливать и исполнять законы, а также принимать нормы индивидуального характера. Принцип разделения властей – это не просто разделение труда по государственному управлению, его реализации должна обеспечить, гарантировать свободу, безопасность гражданина.
Виды ГО.
06.03.2012
В зависимости от количественного состава ОГВ выделяются единоличные и коллегиальные органы. Единоличные органы принимают решения путем самостоятельного императивного волеизъявления. В коллегиальных органах решение принимается большинством голосов, уполномоченных законом или иным НПА на решение вопроса в пределах своей компетенции. Но в единоличном органе могут существовать коллегиальные совещательные структуры.
По способу возникновения: первичные и производные органы. Первичные органы избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (случаи наследования сюда также относятся). Производные органы создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями.
По иерархии: высшие и местные органы.
ПО объему компетенции выделяются органы государства общей и специальной (отраслевой) компетенции.
По способу формирования: назначаемые и выборные. Выборные органы формируются путем избрания их гражданами или иными выборными лицами на определенный срок. При этом действует принцип свободных выборов и периодическая сменяемость состава выборных органов. Назначаемые органы комплектуются по решению уполномоченного органа, кандидатам предъявляются более жесткие требования по сравнению с выборами (но зато на неопределенный срок).
По времени действия: постоянные и временные. Временные органы создаются на определенный срок для решения неотложных задач, вызванных временными обстоятельствами.
По принципу разделения властей: органы законодательной, исполнительной, судебной власти.
Закон РБ о ГС РБ.
Государственный служащий – это гражданин РБ, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского и местного бюджета.
Государственная должность – это должность, предусмотренная Конституцией или другими законодательными актами как штатная единица государственного органа с определенным кругом обязанностей по исполнению полномочий государственного органа.
Принципы деятельности государственной службы по закону можно разделить на три группы:
1) общие (законности, верховенство Конституции, гуманизма, социальной справедливости, приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантии их реализации);
2) принципы построения государственного аппарата (принцип единства государственной службы и ее дифференциации на три ветви власти);
3) принципы функционирования ГО (гласности, профессионализма, подконтрольности и подотчетности государственных служащих, их защищенности).
Статус государственных служащих определен через перечисление их прав, обязанностей, а также ограничений, связанных с государственной службой.
Госслужащий имеет право:
1. в организации профессиональной деятельности: письменно закрепление его прав, принятие решений, получение необходимой информации …
2. в образовательной и научной области: повышение квалификации, переподготовку …
3. в социально-экономической сфере: заработную плату, социальное страхование, пенсионное обеспечение;
4. в политической области: свобода объединений (за исключением случаев, предусмотренных Конституцией);
5. в личной сфере: уважение достоинства …
Обязанности:
1. общегражданские: поддержка конституционного строя, неукоснительное исполнение Конституции, соблюдение и защита прав физических и юридических лиц;
2. организация профессиональной деятельности: выполнение служебных обязанностей в пределах полномочий, предусмотренных законом;
3. в этической, моральной области;
4. образовательная сфера: поддерживать необходимый уровень квалификации.
Статус госслужащего предусматривает ряд ограничений:
1. в экономической и хозяйственной сфере: участие в предпринимательской деятельности;
2. в политической области: участие в забастовках и использование своего положения в интересах политических партий;
3. ограничение в трудовой деятельности.