Понятие, признаки и классификация
В юридической литературе чаще всего понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат», охватывающий все виды государственных органов.
Механизм государства организуется как в масштабах всей страны, так и в ее административно-территориальных подразделениях. Он есть та реальная материальная сила, располагая которой, государство властвует и управляет делами общества. Он является непосредственным олицетворением государства, представляет собой материальное, непосредственное существование самого государства.
Наличие механизма (аппарата) государства (публичной власти) является одним из отличительных признаков государства. Причем он относится к числу наиболее «правовых». Поэтому характеристике механизма государства юридические науки уделяют значительное внимание, в т.ч. и общая теория права.
Механизм (аппарат) государства – это целостная иерархическая система взаимодействующих органов, организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные черты государственного аппарата:
1. Это целостная единая система государственных органов, основанная на единстве целей, задач и принципов организации и деятельности.
2. Первичными структурными элементами гос. аппарата являются государственные органы и учреждения.
3. Аппарат государства состоит из особой группы людей (государственный служащих), выделенных из общества и подготовленный для управления им.
4. Государственные органы в этой системе расположены и связаны между собой началами субординации (иерархии) и координации.
5. При помощи государственного аппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства.
Формирование органов государства, их функционирование и взаимодействие осуществляется на основе определенных принципов, определяющий порядок их деятельности. Они закрепляются в законодательных актах государства: конституции, законах и т.д.
К таким принципам относятся:
1. Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их политические и религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиции, обычаев.
2. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который позволяет формировать государственный механизм, исключающий произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц.
3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата, который обеспечивает его доступность для населения.
4. Принцип законности в деятельности всех составных частей механизма государства.
5. Принцип высокого профессионализма и компетентности должностных лиц государственных органов, предполагающий их способность на высоком уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан страны.
Чтобы механизм государства действовал эффективно, следует также учитывать требования принципов планирования и прогнозирования, сочетания общегосударственных и местных интересов, всемерного учета и обеспечения прав человека.
Можно не сомневаться, что построение и деятельность механизма современного белорусского государства на основе этих принципов будет способствовать стабилизации и развитию общественной жизни, углублению демократии и организованности в стране, повышению благосостояния народа.
Государственный аппарат состоит из государственных органов.
Государственный орган – это часть аппарата государства, имеющая определенную структуру, выполняющая конкретные государственные функции и наделенная для этого властными полномочиями.
Признаки государственного органа:
1. Образуются и действуют в установленном законодательством порядке.
2. Имеет определенную структуру (например, Парламент в Республике Беларусь состоит из двух палат – Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 члена)).
3. Каждый государственный орган обладает определенной компетенцией, т.е. совокупностью прав и обязанностей определенного содержания и объема.
4. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются:
- в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты;
- в обеспечении выполнения правовых актов государства путем применения различных методов, в т.ч. и метода принуждения.
5. Государственный орган состоит из государственных служащих (чиновников).
6. Государственный орган издает определенные нормативные правовые акты (например, Парламент – законы).
7. Орган государства для осуществления своей компетенции располагает материальной базой и финансовыми средствами.
Органы государства тесно взаимодействуют между собой, образуя единый социальный организм, главная задача которого – обеспечение нормального функционирования общества, защита законных интересов личности, охрана суверенитета и территориальной целостности государства.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА:
1. По принципу разделения властей:
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные.
2. В зависимости от территориальной сферы деятельности:
- высшие (парламент, президент, правительство);
- центральные (министерства, ведомства);
- местные (исполнительные органы, местные (муниципальные) советы).
3. По характеру (широте) компетенции:
- общей компетенции (правомочны решать широкий круг вопросов) – парламент, правительство;
- специальной компетенции (специализируются на деятельности в одной сфере общественной жизни) – министерства, органы внутренних дел.
4. По порядку (способам) образований:
- выборные (избираемые) – парламент, президент, муниципальные (местные) советы;
- назначаемые – министерства, исполнительные органы на местах.
5. По способу принятия решений:
- коллегиальные (решение принимается большинством голосов) – парламент;
- единоначальные (решение принимается единолично руководителем) – президент, министерства.
6. По срокам полномочий:
- постоянные (функционируют на постоянной основе, их создание предусмотрено конституциями государств);
- временные (их формирование связано с решением неотложных задач, вызвано чрезвычайными обстоятельствами).