Понятие типологии государств, ее основания

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. Типология государств, т.е. их классификация по типам, содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государства. Она позволяет проследить закономерности их развития, сущность происходящих в них структурных изменений.

Т.о., типология государств – это совокупность наиболее существенных признаков, характеризующих государства определенной общественно-экономической формации или этапа развития человеческой цивилизации.

В настоящее время в юридической науке применяются два основных подхода к типологии государств:

1. Формационный.

2. Цивилизационный.

1. Формационный подход основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства, т.е. уровень развития производительных сил и производственных отношений. На основе данного признака каждой формации соответствует свой тип государства.

По способу производства различают следующие типы государств:

- рабовладельческое;

- феодальное;

- буржуазное;

- социалистическое.

Экономическую основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ и не обладали никакими правами. Класс-собственник стал монополизировать государственную власть в своих руках. Социальное назначение рабовладельческого общества выражалось в том, что оно отстаивало интересы класса-собственника, жестоко подавляло все формы социального протеста со стороны неимущих классов.

При феодальной формации материальную основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Государственная власть принадлежала феодалам, крестьянство было лишено права участвовать в управлении государством. Социальное неравенство закреплялось в правовых актах государства.

Буржуазное государство основано на отмене сословных привилегий и провозглашении принципа формального равенства. Частная собственность на средства производства делит общество на два класса: буржуазию и пролетариат. Пролетарии, лишенные средства производства, вынуждены продавать свою рабочую силу. Непримиримый характер интересов буржуазии и пролетариев заставляет первых прибегать к силе государства для подавления недовольства рабочего класса. Государство, таким образом, является орудием классового господства буржуазии.

Социалистическое государство, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, является высшим типом неэксплуататорского государства – государством трудящихся, которым будут управлять сами трудящиеся. Социалистическое государство основано на общественной собственности на средства производства, союзе свободных от эксплуатации людей.

Однако, как показал опыт социалистического строительства в СССР, уничтожение частной собственности не является гарантией социального равенства и создания демократического государства. Отчуждение трудящихся от собственности, превращение ее в так называемую общественную, оказалось на практике формой прикрытия политического господства высшей партийной и государственной бюрократии, узурпировавшей государственную власть и использовавшей ее в своих интересах.

2. Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

Английский историк А. Тойнби, внесший большой вклад в развитие цивилизационного подхода, отмечал существование в современном мире пяти географически разных цивилизаций:

- китайской;

- индийской;

- исламской;

- русской;

- западной.

Также принято выделять первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Первичные цивилизации – это цивилизации Древнего Востока – египетская, шумерская, китайская, индийская, иранская, бирманская и др.

В перечисленных цивилизациях государство концентрирует в своих руках практически все ресурсы. Власть существует в форме восточной деспотии, опирается на бюрократический аппарат и репрессивные органы. Особое положение в системе власти занимает правитель, личность которого обожествляется, а сам он является главой светской и духовной власти.

Вторичные цивилизации – западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская и др. – берут свое начало в Древней Греции и Древнем Риме. Государство вторичной цивилизации не является таким всесильным и могущественным, как в первичных цивилизациях. Светская и духовная власть разделены. В свою очередь, светская власть представлена относительно самостоятельными ветвями законодательной, исполнительной и судебной власти.

Сегодня подобная типология совпадает с классификацией, которая выделяет восточный и западный типы государства.

В учебной юридической литературе используются и другие классификации государств.

По сущности государства:

- государства, где власть принадлежит меньшинству;

- государства, где власть принадлежит большинству.

По политическому режиму:

- демократические;

- антидемократические.

По форме правления:

- монархии;

- республики.

По форме государственного устройства:

- унитарные;

- федеративные;

- конфедеративные.

По отношению к международным организациям и, в первую очередь, к военным союзам:

- участвующие;

- нейтральные.

По степени влияния религии на государство:

- светские;

- клерикальные;

- теократические;

- атеистические.

Остановимся подробнее на данной классификации.

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства. Примерами светских государств могут служить Беларусь, Россия, Франция, Германия, Украина и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Клерикальными являются такие государства, как Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания и др.

Для теократических государств характерно следующее:

- государственная власть принадлежит церкви;

- глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем;

- религиозные нормы составляют основной источник законодательства, регулируют все сферы жизни и имеют приоритет перед законом.

К таким государствам относятся Саудовская Аравия, Ирак, Пакистан, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается в том, что:

- церковь лишается экономической основы – своей собственности;

- религиозные организации либо запрещаются вовсе, либо находятся под жестким контролем государства;

- репрессируются священнослужители и верующие;

- свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма, т.е. к отрицанию любой религии.

Государством воинствующего атеизма был Советский Союз, особенно в первые годы своего существования, а также некоторые социалистические страны. Так, Конституцией Албании 1976 года в этой стране запрещена всякая религия.

ЛЕКЦИЯ 2.2

Наши рекомендации