Пределы действия нормативных правовых актов

Установить пределы действия нормативного акта – это значит определить:

1. на какие общественные отношения положения акта распространяются (по предмету правового регулирования);

2. с какого времени акт вступает в юридическую силу и на какое время она сохраняется (действие по времени);

3. на какую территорию он распространяется (действие в пространстве);

4. каких категорий субъектов он касается (действие по кругу лиц).

Установление пределов действия нормативных актов имеет важное практическое значение, поскольку обеспечивает эффективность правового регулирования.

Рассмотрим все выше перечисленные пределы действия нормативного акта.

1. Действие по предмету.

Пределы действия нормативных правовых актов по предмету определяются тем, на какой круг общественных отношений они распространяются. Так, уголовные законы распространяются на уголовно-правовые отношения, административные законы – на все управленческие, властно-организационные отношения и т.д.

2. Действие по времени.

Как уже упоминалось, весьма важно точно определить, с какого момента положения соответствующего акта приобретают юридическую силу и по какое время его положения подлежат исполнению.

Время действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.

Нормативный акт вступает в силу:

1. Через 10 дней после официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок;

2. Со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок;

3. С момента его принятия, если иное не предусмотрено в самих актах;

4. НПА, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом НПА публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативный акт утрачивает юридическую силу:

1. По истечении срока, на который был рассчитан временный акт (его часть).

2. При признании акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке.

3. При признания НПА (его части) утратившим силу.

4. При отмене НПА в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

С действием нормативного акта во времени связаны такие понятия, как переживание закона и его обратная сила.

Переживание закона означает тот случай, когда отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникшие до утраты им юридической силы (что характерно, к примеру, для сферы имущественных отношений).

Обратная сила закона означает, что вновь принятый нормативный акт распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в юридическую силу.

По общему правилу, закон обратной силы не имеет, т.е. он распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие.

Однако, это общее принципиальное правило имеет исключение, которое продиктовано гуманными соображениями. Т.о., нормативный правовой акт имеет обратную силу в случаях:

1. Если он устраняет наказуемость деяния.

2. Если он смягчает, предусмотренное законом наказание.

3. Если он иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного акта.

4. Если об этом прямо указано в нормативном правовом акте.

3. Действие в пространстве.

Действие нормативного акта в пространстве означает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению.

Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории государства.

В государственную территорию входят:

1. Суша, включая недра в пределах границ государства;

2. Внутренние воды;

3. Территориальные воды;

4. Воздушное пространство в пределах границ государства;

5. Военные суда под флагом государства;

6. Невоенные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном пространстве;

7. Космические корабли (станции) со знаком государства, зарегистрировавшего объект;

8. Территории посольств, миссий, консульств и др.

Действие нормативных правовых актов может распространяться:

1 на всю территорию государства (Конституция РБ);

2. на определенную часть территории государства (решение Могоблисполкома).

3. на конкретное предприятие, учреждение, организацию (приказ начальника Могилевского колледжа МВД РБ).

4. Действие по кругу лиц.

По общему правилу нормативно-правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории, а именно:

1. граждан данного государства;

2. лиц с двойным гражданством;

3. граждан иностранного государства;

4. лиц без гражданства;

5. всех организаций, функционирующих на территории государства.

Однако существуют и некоторые особенности действия нормативных правовых актов по лицам:

1. К иностранным гражданам, наделенным дипломатическим статусом, не применяются меры юридической ответственности за уголовные преступления и административные правонарушения.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, не могут состоять на службе в ОВД, занимать государственные должности и т.д.).

3. Некоторые нормативные акты распространяются на граждан государства независимо от их местонахождения (ст. 6 УК РБ).

6. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Система действующих нормативных актов, сложившихся в Республике Беларусь, достаточно сложна. Не менее сложной она является и в других современных государствах. Акты издаются многочисленными органами, они имеют разное название, различную юридическую силу. Кроме того, нормативно-правовые акты в этой связи изменяются, дополняются, отменяются и т.д. Все это в совокупности усложняет проблему доступности и пользования необходимой нормативно-правовой информацией. Но юридической наукой выработано средство, которое помогает решить эту проблему. Таким средством является систематизация нормативных правовых актов.

Под систематизацией нормативных правовых актов понимается целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативного правового материала, приведению его в определенную согласованную систему.

Целями систематизации являются:

а) создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами;

б) устранение устаревших и неэффективных норм права;

в) разрешение юридических коллизий;

г) ликвидация пробелов;

д) обновление законодательства.

В науке и юридической практике различают такие основные виды систематизации нормативных правовых актов, как:

1. Инкорпорация;

2. Кодификация.

Некоторые авторы добавляют к ним еще и консолидацию.

Инкорпорация – это вид систематизации, при котором объединение действующих нормативных правовых актов полностью или частично помещаются в различных сборниках, собраниях законодательства без изменения их нормативного содержания.

Поскольку работу по инкорпорации осуществляют различные органы, то в зависимости от этого она подразделяется на:

а) официальную;

б) неофициальную;

в) официозную.

Официальная инкорпорация предполагает издание сборников, собраний актов органами, принявшими эти акты (например, Ведомости Национального собрания Республики Беларусь).

Неофициальная инкорпорация осуществляется любыми учреждениями, организациями, специалистами по их собственной инициативе. Это могут быть сборники нормативных правовых актов, составленные группой ученых, специалистов-практиков и т.д. (например, сборник нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения).

Как официальная, так и неофициальная инкорпорация бывают:

а) хронологическая (по годам издания НПА);

б) предметная (отраслевая);

в) по юридической силе;

г) смешанная.

Официозная инкорпорация осуществляется не теми органами, которые издали акты, а по их поручению иным компетентным органом, который и является ответственным за проведение систематизации (например, Национальный реестр нормативных правовых актов Республики Беларусь).

Кодификация – это вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативно-правового материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифицированных актов (УК, ГК, ТК и т.д.).

Наиболее распространенными формами кодификации являются:

а) кодексы;

б) уставы;

в) положения;

г) правила и т.д.

Поскольку кодификация всегда связана с переработкой действующих нормативно-правовых актов, устранением устаревших правоположений и созданием новых, она может осуществляться только официальными органами, наделенными соответствующей правотворческой функцией, т.е. может быть только официальной.

В зависимости от объема кодификационных работ, она может быть:

а) общей (обработке подвергается все законодательство);

б) отраслевой (перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства);

в) специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института).

Консолидация – вид систематизации, в которой происходит объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений (например, Сборник нормативных актов о транспорте; Основные правила торговли и т.д.).

Особенностью консолидации состоит в том, что сводный акт принимается компетентным правотворческим органом, поэтому она носит только официальный характер. Нормативный материал при осуществлении консолидации располагается в определенном логическом порядке, обрабатывается редакционно, но не меняется по существу.

ЛЕКЦИЯ 1.5

РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА

ПЛАН:

Наши рекомендации