КОНСТИТУЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. текста Конституции СССР и Конституции Российской Федерации были изъяты соответствующие положения
текста Конституции СССР и Конституции Российской Федерации были изъяты соответствующие положения. Напротив, именно Конституция предусматривала присутствие КПСС во всех государственных и общественных структурах в качестве некоей постоянно действующей в политической системе доминанты, с которой должна была сопрягаться деятельность всех государственных и общественных институтов. Поэтому можно говорить лишь о том, в какой мере организационные и функциональные аспекты партии укладывались в существовавшие конституционные параметры.
Иначе говоря, независимо от возможных социальных и политических оценок на момент издания рассматриваемых Конституционным Судом Указов Президента РФ КПСС и КП РСФСР выступали в качестве политических партий. Они соответствовали тем формально-юридическим критериям, которые были установлены Законом СССР "Об общественных объединениях". Из этого исходил Президент РФ, издавая, в частности, Указ от 23 августа 1991 года. Причем Устав КПСС был зарегистрирован в установленном порядке, хотя при этом, как доказано в судебном заседании, были соблюдены не все требуемые Законом об общественных объединениях условия, а КП РСФСР готовилась к регистрации своего учредительного акта.
Разумеется, КПСС и КП РСФСР в указанный период существенно отличались от принятых на Западе представлений о политических партиях. КПСС была партией "авангардного" типа, с развитой структурой, с четко выраженной иерархией различных руководящих звеньев. Она во многом подчинила себе и даже поглотила государственные институты.
Тем не менее к оценке КПСС и КП РСФСР Суд не должен подходить с критериями, выработанными на Западе; эти партии должны рассматриваться в контексте исторического развития нашей страны, ее политических и юридических институтов и учреждений. Это необходимо для определения четкой грани между конституционно-правовой и социально-политической ответственностью партии, которые имеют различные основания, последствия и не могут отождествляться.
В настоящее время вопрос не сводится к устранению компартии от власти при сохранении сложившихся ранее форм государственности. Суть проблемы в глубокой трансформации всего государственного механизма, его качественном преобразовании. Именно теперь в Конституции РФ получил закрепление принцип разделения властей. В условиях нашей страны в данном конкретном случае он может истолковываться не только как вычленение и взаимный контроль законодатель-
1. Партия и власть в правовом государстве: некоторые 195 вопросы теории и практики конституционного регулирования_______________________
ной, исполнительной и судебной властей или разграничение федеральных властей и властей субъектов федерации, но и как разграничение власти государственной и власти различных общественных организаций. Этот, а также другие принципы и нормы, закрепленные в Конституции, должны придать российской государственности качества конституционности.
Очевидно, что не легитимность, а конституционность должна стать качественной характеристикой государства, организованного и функционирующего в соответствии с определенными стандартами, в числе которых прежде всего – народовластие и права и свободы человека и гражданина.
Прекращение существования Союза ССР
и пределы разрешения дела о конституционности
общесоюзного общественного объединения
Весьма серьезные сомнения возникают относительно возможности рассмотрения Судом вопроса о конституционности общесоюзного общественного объединения в целом. Речь может идти о конституционности или неконституционности только той части КПСС, которая действовала на территории РФ. При этом Суду необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, часть 1 статьи 6 Закона СССР "Об общественных объединениях" устанавливает, что "к общесоюзным общественным объединениям относятся такие объединения, деятельность которых в соответствии с уставными задачами распространяется на территории всех или большинства союзных республик и имеющие свои организации в этих республиках. Между тем, как установлено Судом, к августу – сентябрю 1991 года КПСС фактически утратила статус общесоюзной политической партии, поскольку из нее вышло большинство компартий союзных республик.
Во-вторых, с учетом того, что СССР прекратил существование, восстановление руководящих органов КПСС, распространявших свою деятельность на территорию Союза ССР в целом, будет по существу означать легитимацию Судом вмешательства действующих на территории РФ органов во внутренние дела других суверенных государств. Возможность такой легитимации противоречит требованиям статьи 28 Конституции РФ, запрещающей вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств, а также обязательствам РФ по Уставу ООН, Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и другим