Предмет и методы общей теории права. Ее место и роль в системе общественных и юридических наук
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО СРЕЗА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»
- Предмет и методы общей теории права. Ее место и роль в системе общественных и юридических наук.
- Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
- Основные теории о происхождении государства
- Понятие, признаки и социальное назначение государства
- Формы правления в современных государствах
- Формы государственного устройства
- Политико-правовой режим: понятие и виды
- Функции государства: понятие и виды
- Понятие, назначение, принципы организации аппарата (механизма) государства
- Понятие и виды органов государства
- Понятие и признаки права
- Социальное назначение и функции права
- Формы (источники) права. Источники права в Республике Беларусь
- Понятие и признаки правовой нормы. Ее структурные элементы
- Понятие системы права. Основания деления норм права на отрасли
- Правотворчество: понятие, виды, стадии.
- Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов
- Систематизация нормативных правовых актов: понятие, цели и виды
- Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона
- Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц
- Правосознание: его структура и виды. Правовая культура
- Понятие и основные формы реализации права
- Толкование норм права: понятие и виды
- Толкование норм права по субъекту (по юридической силе)
- Акты применения права: понятие, признаки, структура и виды
- Понятие и структура правоотношения
- Понятие правонарушения и его состав
- Юридическая ответственность: понятие, основания возникновения и виды
- Законность и правопорядок. Основные принципы законности
- Основные положения учения о правовом государстве
Краткие ответы
Классификация норм права
По содержанию предписания | Обязывающие (устанавливают обязанности) Запрещающие (содержат запреты) Управомочивающие (предоставляют права) |
По юридической силе | Законы Подзаконные акты |
По сфере действия | Общие (касаются всех граждан и государственных органов) Специальные (только определенный круг лиц) |
По степени свободы воли адресатов | Императивные (категоричность предписания) Диспозитивные (предполагают возможность выбора) |
По назначению | Регулятивные (правоустановительные) Охранительные (указывают меру ответственности) |
По отраслям права | Конституционные Гражданско-правовые Административно-правовые и др. |
По способу изложения | Прямое изложение (содержит все элементы, необходимые для применения) Бланкетное (дается ссылка на статьи другого нормативно-правового акта) Отсылочное (дается ссылка на статьи того же нормативно-правового акта) |
- Понятие системы права. Основания деления норм права на отрасли
Системность – одно из важнейших качеств права. Она предполагает единство права и деление его на составляющие части, взаимосвязанные между собой.
Системность права предполагает его следующие характеристики:
1) целостность; 2) наличие структуры; 3) наличие системообразующего фактора.
Система права – этовнутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.
Система права представляет собой сложную, многоуровневую систему:
Норма права | правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений |
Институт права | совокупность правовых норм, составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих конкретный вид общественных отношений (например, институт соучастия в уголовном праве) |
Подотрасль права | обособленная часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, регулирующая специальные виды общественных отношений (например, наследственное право) |
Отрасль права | совокупность правовых институтов, объединенных общностью предмета и методов правового регулирования |
Основным структурным подразделением в системе права является отрасль права.
Для отрасли права характерны следующие признаки:
-- особые предмет и метод правового регулирования;
-- специфические отраслевые принципы;
-- количественная достаточность юридических норм;
-- наличие обособленного кодифицированного законодательства;
-- потребность общества в регулировании данной социальной сферы.
Основанием деления норм права на отрасли является особый предмет и методы правового регулирования. По этому критерию в праве Республики Беларусь выделяются множество отраслей права: конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, финансовое, жилищное и т.д.
- Правотворчество: понятие, виды, стадии.
Под правотворчествомпонимаютспециальную деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.
Процесс формирования права детерминирован объективными потребностями экономического, социального, политического и др. характера, которые в комплексе порождают соответствующие правовые идеи.
В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества:
Демократизм | Научность | |
Законность | Профессионализм | |
Гласность | Плановость |
Виды правотворчества:
1) принятие правовых актов органами государства;
2) принятие решений народом путем референдума;
3) заключение различного рода договоров (соглашений);
4) принятие правовых актов предприятиями, учреждениями, организациями.
В Республике Беларусь, как и в других европейских странах, наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативных актов органами государства.
Порядок подготовки, оформления, принятия, опубликования нормативных правовых актов в Республике Беларусь установлен Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 4 января 2002 года).
Правотворческая деятельность как достаточно сложная и длящаяся во времени процедура имеет свои стадии, на которых решаются конкретные задачи:
1) принятие решения об издании нормативного правового акта. В соответствии со ст.99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Национального собрания, Правительству, а также гражданам в количестве не менее 50 тыс. человек;
2) разработка проекта правового акта и его согласование. На этом этапе проводится экспертная оценка предложенного проекта, отработка его текста. Эта деятельность осуществляется в комиссиях и комитетах парламента с привлечением специалистов-практиков;
3) обсуждение и принятие нормативного правового акта.Рассмотрение проекта может осуществляться в нескольких чтениях. После принятия законопроекта в нижней палате парламента его передают на утверждение в верхнюю палату;
4) опубликование нормативного правового акта и введение его в действие.
В настоящее время все нормативные правовые акты подлежат регистрации и опубликованию в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.
Законотворчество как процесс подготовки и принятия законов имеет свои особенности. Этот процесс регламентируется положениями Конституции и Регламентами палат Национального собрания Республики Беларусь.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие стадии законотворческого процесса:
1) законодательная инициатива, которой обладают Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и не менее 50 тыс. граждан;
2) внесение законопроекта в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
3) обсуждение законопроекта в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;
4) обсуждение законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;
5) подписание законопроекта Президентом Республики Беларусь;
6) опубликование закона и его вступление в силу.
Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если иное не установлено в самом законе (с момента опубликования или в более поздний срок).
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО СРЕЗА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»
- Предмет и методы общей теории права. Ее место и роль в системе общественных и юридических наук.
- Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
- Основные теории о происхождении государства
- Понятие, признаки и социальное назначение государства
- Формы правления в современных государствах
- Формы государственного устройства
- Политико-правовой режим: понятие и виды
- Функции государства: понятие и виды
- Понятие, назначение, принципы организации аппарата (механизма) государства
- Понятие и виды органов государства
- Понятие и признаки права
- Социальное назначение и функции права
- Формы (источники) права. Источники права в Республике Беларусь
- Понятие и признаки правовой нормы. Ее структурные элементы
- Понятие системы права. Основания деления норм права на отрасли
- Правотворчество: понятие, виды, стадии.
- Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов
- Систематизация нормативных правовых актов: понятие, цели и виды
- Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона
- Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц
- Правосознание: его структура и виды. Правовая культура
- Понятие и основные формы реализации права
- Толкование норм права: понятие и виды
- Толкование норм права по субъекту (по юридической силе)
- Акты применения права: понятие, признаки, структура и виды
- Понятие и структура правоотношения
- Понятие правонарушения и его состав
- Юридическая ответственность: понятие, основания возникновения и виды
- Законность и правопорядок. Основные принципы законности
- Основные положения учения о правовом государстве
Краткие ответы
Предмет и методы общей теории права. Ее место и роль в системе общественных и юридических наук
Каждая наука имеет свой предмет исследования, то есть круг изучаемых вопросов. Своим специфическим предметом любая наука отличается от других наук.
Предметом науки и учебной дисциплины «общая теория права» выступают общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.
Общая теория права – это общетеоретическая юридическая наука, которая занимается исследованием проблем, общих для всех юридических наук. Она, в частности, изучает такие общие для юриспруденции вопросы, как: происхождение государства и права; сущность государства и его назначение; формы государства; государственный механизм (аппарат); сущность права и его назначение; формы (источники) права; система права и его структура; правоотношения; формы реализации права; правонарушение и юридическая ответственность.
Таким образом, общая теория права представляет собой систему знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.
В системе юридических наук общая теория права занимает особое место.
Во-первых, она является вводной юридической дисциплиной, поскольку изучает основные правовые понятия. В этой связи говорят, что общая теория права выступает энциклопедией права.
Во-вторых, общая теория права является методологической правовой дисциплиной, так как дает исходные знания о праве и создает теоретические предпосылки для изучения других правовых дисциплин.
В-третьих, общая теория права является интегрирующей правовой дисциплиной, поскольку основывается на основных понятиях отраслевых правовых дисциплин.
Методы (методология) общей теории права представляет собой совокупность приемов (способов) научного познания.
Указанные методы подразделяются на две группы:
1) общие (общенаучные), которые применяются во всех юридических науках;
2) частные (частнонаучные), которые вырабатываются и применяются в конкретных юридических науках.
К общенаучным методам относят такие методы, как: системный, структурно-функциональный, анализа и синтеза, исторический, сравнительный, социологический.
К числу частнонаучных методов, используемых в общей теории права, относят специально-правовые методы исследования: структурно-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический (толкования права).
Среди перечисленных методов определяющее значение имеют системный и структурно-функциональный методы. Согласно первому методу, основные объекты исследования общей теории права – государство и права – представляются в виде самостоятельных систем, которые состоят из менее объемных частей – подсистем и т.д.
Структурно-функциональный метод основан на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, каждая из частей которой выполняет определенные функции. Например, государство состоит из государственного аппарата, который в свою очередь подразделяется на несколько групп государственных органов. Последние делятся на конкретные органы, выполняющие определенные функции в соответствии с предоставленной им компетенцией.
Все методы применяются комплексно, в различных сочетаниях, что определяется спецификой исследуемого объекта.
- Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
Для первобытного общества характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.
Власть в догосударственный период носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода — мужчины и женщины, имевшие равные права. В родовой общине самой высокой властной инстанцией было общее собрание сородичей.
Кроме родовых собраний органами общественной власти при первобытном строе являлись старейшины, военачальники и жрецы, которые избирались из наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. Их влияние в обществе, поддержка членов рода всецело зависели от личных качеств (мудрости, опыта, ловкости, хозяйственной способности, военной доблести и т.д.).
Власть в первобытном обществе не имела территориального характера, т.к. распространялась только на членов рода и базировалась на кровных связях.
Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин (а во время войны — и военачальников). Совет старейшин избирал вождя племени. Эта должность на ранних этапах общественного развития также была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).
Таким образом, в первобытном обществе отсутствовала специальная группа людей, которая затем выделяется из его состава с целью управления и осуществления власти.
Основным регулятором общественных отношений в догосударственный период были обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного и длительного применения.
Обычаи закрепляли выработанные веками наиболее рациональные и полезные для общества варианты поведения, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества.
Позднее появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, обеспечивающий регламентацию еще не очень сложных на том этапе общественных отношений.
Синкретичность (слитность, нерасчлененность) норм первобытной морали, религиозных норм, обычаев, традиций вполне справедливо позволила историкам и этнографам назвать их «мононормами». Они имели естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в самом поведении и сознании людей, действовавших в силу привычки. Поэтому. для первобытного человека существовали единые правила поведения.
Применяя современные классификации правовых норм и способов правового регулирования общественных отношений, нормы первобытного общества можно разделить на два вида: 1) устанавливающие определенные правила поведения и 2) предусматривающие ответственность за нарушение данных правил.
В первом случае социальные нормы запрещают («нельзя»), позволяют («можно») или обязывают («необходимо») совершать какие-либо поступки. Запреты совершать определенные действия выступали в виде табу. Существовали, например, следующие запреты: на инцест — брак между кровными родственниками; убийство, телесные повреждения, воровство; нарушение распределения производственных функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и т.п.
Дозволения также определяли поведение отдельного человека или объединений людей в первобытном обществе, указывая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, на промысловые районы и т.д. Позитивное обязывание имело своей целью упорядочить необходимое поведение человека в повседневной жизни (поддержании костра, изготовлении орудий труда и т.д.).
К нарушителям социальных норм первобытного общества применялись санкции — общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что социальные нормы первобытного общества, регулируя поведение людей, выражали интересы всех членов рода, племени, объединяли их на выполнение той или другой задачи и тем самым служили воплощением единства, сплоченности своего коллектива. Не будучи закрепленными в письменной форме, они существовали в сознании и поведении людей, обеспечиваясь в основном силой привычки и соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода и др.).
Таким образом, особенности первобытного строя были таковыми, что не требовали стоящей над обществом специфической власти и специальных абстрактных норм, отражающих интересы различных социальных групп. Общественная власть и нормы поведения входили в само содержание жизнедеятельности людей, выражая и обеспечивая глубокое экономическое и социальное единство данного сообщества — рода, племени.
- Основные теории о происхождении государства
В истории правовой мысли выделяются ряд теорий о происхождении государства:
1) патриархальная (Аристотель, Фильмер, Михайлов);
2) теологическая (Аквинский, Маритен);
3) теория насилия (Гумплович, Дюринг, Кауцкий);
4) договорная (Гроций, Гобс, Локк, Руссо, Радищев);
5) психологическая (Петражицкий, Тард);
6) историко-материалистическая (Морган, Маркс, Энгельс, Ленин).
Наиболее научной и подтвержденной на практике считается историко-материалистическая теория. Она исходит из того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения туда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем — раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов, возникают государство и право, которые специальными средствами управления и насилия сдерживают борьбу противоположных классов, защищая преимущественно интересы экономически господствующего сословия. Вышеизложенный подход возникновения государства и права занимал центральное место в советской правовой науке.
Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи, а также трансформации отцовской власти во власть монарха, являющегося отцом всех своих подданных.
Эта теория зародилась в Древней Греции, обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля, свое развитие нашла в Европе нового времени. Из патриархальной теории, как и из теологической, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Однако наукой установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются. Следовательно, основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой.
Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства и права, утверждает и защищает тезис «Вся власть от Бога». Она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Понятно, что теологическая теория исходит из религиозных воззрений и не является строго научной. Однако она все же отражает отдельные реальные процессы, действительно имевшие место в ходе становления государств, прежде всего теократических.
Религиозное понимание сущности происхождения государства и права и в наше время остается одним из важных направлений теоретического осмысления этих социальных институтов (Ж. Маритен).
Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо. Согласно данной теории, государство возникло в результате заключения общественного договора между людьми, находившимися в «естественном» состоянии.
Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порожден разумной воли людей. По мнению представителей этой теории, на основе первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма — государство, обеспечивающее охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении индивидов определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа, иначе народ имеет право на восстание (Ж.Ж. Руссо, А. Радищев).
В своих трудах Дж. Локк обосновал идею конституционной монархии. По его мнению, общественный договор является определенным компромиссом между монархом и подданными, определенным ограничением свободы и монарха, и народа.
Договорная теория имела известное прогрессивное значение, так как была направлена против феодального государства и права.
Представители теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) объясняют происхождение государства и права не социально-экономическими причинами, а завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими. С точки зрения этой теории, именно для порабощения и создается особый аппарат принуждения — государство и принимаются законы.
К. Каутский объяснял возникновение государства и образование классов покорением воинственными скотоводами-кочевниками мирных земледельцев.
Идеологи теории насилия в своих рассуждениях опираются на известные исторические факты, когда многие государства появились в результате именно завоевания одним народом другого. Однако для возникновения государства необходим определенный уровень экономического развития общества. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.
Представители психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др.) объясняют возникновение государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, психической потребностью людей подчиняться. Сторонники этой теории в ряде случаев выдвигают мысль о том, что государство представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся, психически сильных личностей.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческую деятельность, на которую определенное влияние оказывает психика индивидуума. Однако последняя формируется под воздействием соответствующих экономических, социальных и иных условий, которые и должны учитываться прежде всего.
Необходимо также отметить, что ни одна значительная теория происхождения государства и права не возникла на пустом месте, как просто рациональный плод абстрактной мысли. Все указанные теории были так или иначе порождены социальными и политическими условиями своего времени.
- Понятие, признаки и социальное назначение государства
Государство–универсальная политико-территориальная организация общества, предназначенная для его управления и развития.
Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечить с помощью аппарата власти целостность общества и его надлежащее функционирование (С.С.Алексеев).
Выделяется два подхода к сущности государства: 1) классовый, в рамках которого государство определяется как политическая организация экономически господствующего класса; 2) общесоциальный, в рамках которого государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных социальных групп.
Социальное назначение государства–служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.
Для государства характерны следующие признаки:
1) наличие властного аппарата;
2) разделение населения по территориальному принципу;
3) система налогов и сборов;
4) наличие права;
5) суверенитет.
Первым и самым важным признаком государства является наличие такой власти, интересы которой не совпадают с интересами населения (в отличие от коллективной власти родового общества). Государственная власть стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы экономически сильного меньшинства, у не всего общества. Такую власть называют публичной, поскольку от имени всего народа.
Другими словами, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, превращением ее в политическую власть. Осуществление этой власти требует определенной организации — формирования государственных учреждений, специального аппарата (чиновников, армии, полиции, судей и т.д.).
Вторым признаком государства является разделение населения и власти по административно-территориальному принципу. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет и охраняет свои границы. Территория является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать.
Население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой как внутри страны, так и за ее пределами.
Третьим признаком государства являются налоги и сборы, взыскиваемые принудительно. Они обусловлены тем, что государство, выполняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности, поддержания правопорядка внутри страны, реализации социальных программ, содержания управленческого аппарата и т.д.
Четвертым признаком является издание правовых норм. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными.
Пятым признаком государства является суверенитет. Он означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях при условии соблюдения суверенитета других государств.
Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. В современной юридической литературе предлагается следующее определение государства: это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции (профессор А.В.Вишневский).
- Формы правления в современных государствах
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением.
Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором — республиканская.
Монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными юридическими свойствами классической монархической формы правления являются: пожизненное пользование властью главой государства (царем, королем, императором, шахом); занятие трона по наследству или по праву родства.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.
Республика — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются: выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти по поручению народа; разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную; взаимная ответственность государства (всех его органов) и личности и др.
Современные республики делятся на два вида: парламентарные и президентские.
Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партиям, имеющим большинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Главной функцией парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.
Второй разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. В ней президент сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы исполнительной власти.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Однако для всех президентских республик характерным является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице, либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании правительства.
Кроме парламентарной и президентской республики существует еще и смешанная (полупрезидентская) республика. Она характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики.
Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, в России, Франции, Беларуси).
Таким образом, парламентарная и президентская республики в основном различаются в зависимости от того, какой из органов высшей власти — президент или парламент — формирует правительство и осуществляет прямое руководство им, а следовательно, перед кем — президентом или парламентом — правительство непосредственно несет ответственность.
- Формы государственного устройства
Форма государственного устройства – это национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государство как целым, так и его частями (А.Ф.Вишневский)
В теории и практике выделяют две формы государственного устройства – простые (унитарные) и сложные (федерации и конфедерации).
Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства. Они представляют собой цельные государственные образования, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают, не имеют никаких атрибутов государственности. В унитарном государстве действуют единые система высших органов власти и управления, конституция, система законодательства, денежная система, налоговая и кредитная политика, гражданство, вооруженные силы.
По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Для первого характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью. Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и правотворческую автономию. Однако нормотворческая деятельность местных органов того или иного уровня административно-территориальных единиц носит подчиненный, подзаконный характер. Унитарное государство может быть однонациональным (Беларусь, Польша, Франция) и многонациональным (Китай, Афганистан).
Федерация (от лат.— объединение, союз) — сложное союзное государство, части (субъекты) которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере суверенитетом и другими признаками государственности.