Предмет и методы общей теории права. Ее место и роль в системе общественных и юридических наук

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО СРЕЗА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»

  1. Предмет и методы общей теории права. Ее место и роль в системе общественных и юридических наук.
  2. Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
  3. Основные теории о происхождении государства
  4. Понятие, признаки и социальное назначение государства
  5. Формы правления в современных государствах
  6. Формы государственного устройства
  7. Политико-правовой режим: понятие и виды
  8. Функции государства: понятие и виды
  9. Понятие, назначение, принципы организации аппарата (механизма) государства
  10. Понятие и виды органов государства
  11. Понятие и признаки права
  12. Социальное назначение и функции права
  13. Формы (источники) права. Источники права в Республике Беларусь
  14. Понятие и признаки правовой нормы. Ее структурные элементы
  15. Понятие системы права. Основания деления норм права на отрасли
  16. Правотворчество: понятие, виды, стадии.
  17. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов
  18. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, цели и виды
  19. Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона
  20. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц
  21. Правосознание: его структура и виды. Правовая культура
  22. Понятие и основные формы реализации права
  23. Толкование норм права: понятие и виды
  24. Толкование норм права по субъекту (по юридической силе)
  25. Акты применения права: понятие, признаки, структура и виды
  26. Понятие и структура правоотношения
  27. Понятие правонарушения и его состав
  28. Юридическая ответственность: понятие, основания возникновения и виды
  29. Законность и правопорядок. Основные принципы законности
  30. Основные положения учения о правовом государстве

Краткие ответы

Классификация норм права

По содержанию предписания Обязывающие (устанавливают обязанности) Запрещающие (содержат запреты) Управомочивающие (предоставляют права)
По юридической силе Законы Подзаконные акты
По сфере действия Общие (касаются всех граждан и государственных органов) Специальные (только определенный круг лиц)
По степени свободы воли адресатов Императивные (категоричность предписания) Диспозитивные (предполагают возможность выбора)
По назначению Регулятивные (правоустановительные) Охранительные (указывают меру ответственности)
По отраслям права Конституционные Гражданско-правовые Административно-правовые и др.
По способу изложения Прямое изложение (содержит все элементы, необходимые для применения) Бланкетное (дается ссылка на статьи другого нормативно-правового акта) Отсылочное (дается ссылка на статьи того же нормативно-правового акта)


  1. Понятие системы права. Основания деления норм права на отрасли

Системность – одно из важнейших качеств права. Она предполагает единство права и деление его на составляющие части, взаимосвязанные между собой.

Системность права предполагает его следующие характеристики:

1) целостность; 2) наличие структуры; 3) наличие системообразующего фактора.

Система права – этовнутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Система права представляет собой сложную, многоуровневую систему:

Норма права правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений
Институт права совокупность правовых норм, составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих конкретный вид общественных отношений (например, институт соучастия в уголовном праве)
Подотрасль права обособленная часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, регулирующая специальные виды общественных отношений (например, наследственное право)
Отрасль права совокупность правовых институтов, объединенных общностью предмета и методов правового регулирования

Основным структурным подразделением в системе права является отрасль права.

Для отрасли права характерны следующие признаки:

-- особые предмет и метод правового регулирования;

-- специфические отраслевые принципы;

-- количественная достаточность юридических норм;

-- наличие обособленного кодифицированного законодательства;

-- потребность общества в регулировании данной социальной сферы.

Основанием деления норм права на отрасли является особый предмет и методы правового регулирования. По этому критерию в праве Республики Беларусь выделяются множество отраслей права: конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, финансовое, жилищное и т.д.



  1. Правотворчество: понятие, виды, стадии.

Под правотворчествомпонимаютспециальную деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.

Процесс формирования права детерминирован объективными потребностями экономического, социального, политического и др. характера, которые в комплексе порождают соответствующие правовые идеи.

В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества:

Демократизм   Научность  
     
Законность   Профессионализм  
     
Гласность   Плановость  

Виды правотворчества:

1) принятие правовых актов органами государства;

2) принятие решений народом путем референдума;

3) заключение различного рода договоров (соглашений);

4) принятие правовых актов предприятиями, учреждениями, организациями.

В Республике Беларусь, как и в других европейских странах, наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативных актов органами государства.

Порядок подготовки, оформления, принятия, опубликования нормативных правовых актов в Республике Беларусь установлен Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 4 января 2002 года).

Правотворческая деятельность как достаточно сложная и длящаяся во времени процедура имеет свои стадии, на которых решаются конкретные задачи:

1) принятие решения об издании нормативного правового акта. В соответствии со ст.99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Национального собрания, Правительству, а также гражданам в количестве не менее 50 тыс. человек;

2) разработка проекта правового акта и его согласование. На этом этапе проводится экспертная оценка предложенного проекта, отработка его текста. Эта деятельность осуществляется в комиссиях и комитетах парламента с привлечением специалистов-практиков;

3) обсуждение и принятие нормативного правового акта.Рассмотрение проекта может осуществляться в нескольких чтениях. После принятия законопроекта в нижней палате парламента его передают на утверждение в верхнюю палату;

4) опубликование нормативного правового акта и введение его в действие.

В настоящее время все нормативные правовые акты подлежат регистрации и опубликованию в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.

Законотворчество как процесс подготовки и принятия законов имеет свои особенности. Этот процесс регламентируется положениями Конституции и Регламентами палат Национального собрания Республики Беларусь.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие стадии законотворческого процесса:

1) законодательная инициатива, которой обладают Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и не менее 50 тыс. граждан;

2) внесение законопроекта в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;

3) обсуждение законопроекта в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;

4) обсуждение законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;

5) подписание законопроекта Президентом Республики Беларусь;

6) опубликование закона и его вступление в силу.

Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если иное не установлено в самом законе (с момента опубликования или в более поздний срок).

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО СРЕЗА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА»

  1. Предмет и методы общей теории права. Ее место и роль в системе общественных и юридических наук.
  2. Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
  3. Основные теории о происхождении государства
  4. Понятие, признаки и социальное назначение государства
  5. Формы правления в современных государствах
  6. Формы государственного устройства
  7. Политико-правовой режим: понятие и виды
  8. Функции государства: понятие и виды
  9. Понятие, назначение, принципы организации аппарата (механизма) государства
  10. Понятие и виды органов государства
  11. Понятие и признаки права
  12. Социальное назначение и функции права
  13. Формы (источники) права. Источники права в Республике Беларусь
  14. Понятие и признаки правовой нормы. Ее структурные элементы
  15. Понятие системы права. Основания деления норм права на отрасли
  16. Правотворчество: понятие, виды, стадии.
  17. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов
  18. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, цели и виды
  19. Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона
  20. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц
  21. Правосознание: его структура и виды. Правовая культура
  22. Понятие и основные формы реализации права
  23. Толкование норм права: понятие и виды
  24. Толкование норм права по субъекту (по юридической силе)
  25. Акты применения права: понятие, признаки, структура и виды
  26. Понятие и структура правоотношения
  27. Понятие правонарушения и его состав
  28. Юридическая ответственность: понятие, основания возникновения и виды
  29. Законность и правопорядок. Основные принципы законности
  30. Основные положения учения о правовом государстве

Краткие ответы

Предмет и методы общей теории права. Ее место и роль в системе общественных и юридических наук

Каждая наука имеет свой предмет исследования, то есть круг изучаемых вопросов. Своим специфическим предметом любая наука отличается от других наук.

Предметом науки и учебной дисциплины «общая теория права» выступают общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Общая теория права – это общетеоретическая юридическая наука, которая занимается исследованием проблем, общих для всех юридических наук. Она, в частности, изучает такие общие для юриспруденции вопросы, как: происхождение государства и права; сущность государства и его назначение; формы государства; государственный механизм (аппарат); сущность права и его назначение; формы (источники) права; система права и его структура; правоотношения; формы реализации права; правонарушение и юридическая ответственность.

Таким образом, общая теория права представляет собой систему знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.

В системе юридических наук общая теория права занимает особое место.

Во-первых, она является вводной юридической дисциплиной, поскольку изучает основные правовые понятия. В этой связи говорят, что общая теория права выступает энциклопедией права.

Во-вторых, общая теория права является методологической правовой дисциплиной, так как дает исходные знания о праве и создает теоретические предпосылки для изучения других правовых дисциплин.

В-третьих, общая теория права является интегрирующей правовой дисциплиной, поскольку основывается на основных понятиях отраслевых правовых дисциплин.

Методы (методология) общей теории права представляет собой совокупность приемов (способов) научного познания.

Указанные методы подразделяются на две группы:

1) общие (общенаучные), которые применяются во всех юридических науках;

2) частные (частнонаучные), которые вырабатываются и применяются в конкретных юридических науках.

К общенаучным методам относят такие методы, как: системный, структурно-функциональный, анализа и синтеза, исторический, сравнительный, социологический.

К числу частнонаучных методов, используемых в общей теории права, относят специально-правовые методы исследования: структурно-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический (толкования права).

Среди перечисленных методов определяющее значение имеют системный и структурно-функциональный методы. Согласно первому методу, основные объекты исследования общей теории права – государство и права – представляются в виде самостоятельных систем, которые состоят из менее объемных частей – подсистем и т.д.

Структурно-функциональный метод основан на том, что все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру, каждая из частей которой выполняет определенные функции. Например, государство состоит из государственного аппарата, который в свою очередь подразделяется на несколько групп государственных органов. Последние делятся на конкретные органы, выполняющие определенные функции в соответствии с предоставленной им компетенцией.

Все методы применяются комплексно, в различных сочетаниях, что определяется спецификой исследуемого объекта.

  1. Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

Для первобытного общества характерно отсутствие полити­ческой организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

Власть в догосударственный период носила сугубо обществен­ный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуще­ствляли все взрослые члены рода — мужчины и женщины, имев­шие равные права. В родовой общине самой высокой властной инстанцией было общее собрание сородичей.

Кроме родовых собраний органами общественной власти при первобытном строе являлись старейшины, военачальники и жре­цы, которые избирались из наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. Их влияние в обществе, поддержка членов рода всеце­ло зависели от личных качеств (мудрости, опыта, ловкости, хозяй­ственной способности, военной доблести и т.д.).

Власть в первобытном обществе не имела территориального характера, т.к. распространялась только на членов рода и базировалась на кровных связях.

Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин (а во время войны — и военачальников). Совет старейшин избирал вождя племени. Эта долж­ность на ранних этапах общественного развития также была сме­няемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

Таким образом, в первобытном обществе отсутствовала специ­альная группа людей, которая затем выделяется из его состава с целью управления и осуществления власти.

Основным регулятором общественных отношений в догосударственный период были обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократ­ного и длительного применения.

Обычаи закрепляли выработан­ные веками наиболее рациональные и полезные для общества ва­рианты поведения, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества.

Позд­нее появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, обеспечивающий регламентацию еще не очень сложных на том этапе общественных отношений.

Синкретичность (слитность, нерасчлененность) норм первобытной мора­ли, религиозных норм, обычаев, традиций вполне справедливо позволила историкам и этнографам назвать их «мононормами». Они имели естест­венно-природную основу, были продиктованы экономической не­обходимостью и существовали в самом поведении и сознании лю­дей, действовавших в силу привычки. Поэтому. для первобытного человека суще­ствовали единые правила поведения.

Применяя современные классификации правовых норм и спо­собов правового регулирования общественных отношений, нормы первобытного общества можно разделить на два вида: 1) устанавлива­ющие определенные правила поведения и 2) предусматривающие ответ­ственность за нарушение данных правил.

В первом случае социаль­ные нормы запрещают («нельзя»), позволяют («можно») или обязы­вают («необходимо») совершать какие-либо поступки. Запреты со­вершать определенные действия выступали в виде табу. Существовали, например, следующие запреты: на инцест — брак между кровными родственниками; убийство, телесные повреждения, воровство; нарушение распределения производственных функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и т.п.

Дозволения также определяли поведение отдельного че­ловека или объединений людей в первобытном обществе, указы­вая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, на промысловые районы и т.д. Позитив­ное обязывание имело своей целью упорядочить необходимое по­ведение человека в повседневной жизни (поддержании костра, изготовлении орудий труда и т.д.).

К нарушителям социальных норм первобытного общества применялись санкции — общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесно­го повреждения, смертная казнь.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что социальные нормы первобытного общества, регулируя поведение людей, выражали интересы всех членов рода, племени, объединяли их на выполнение той или другой зада­чи и тем самым служили воплощением единства, сплоченности своего коллектива. Не будучи закрепленными в письменной фор­ме, они существовали в сознании и поведении людей, обеспечива­ясь в основном силой привычки и соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода и др.).

Таким образом, особенности первобытного строя были таковыми, что не требовали стоящей над обществом специфической власти и спе­циальных абстрактных норм, отражающих интересы различных со­циальных групп. Общественная власть и нормы поведения входили в само содержание жизнедеятельности людей, выражая и обеспечи­вая глубокое экономическое и социальное единство данного со­общества — рода, племени.

  1. Основные теории о происхождении государства

В истории правовой мысли выделяются ряд теорий о происхождении государства:

1) патриархальная (Аристотель, Фильмер, Михайлов);

2) теологическая (Аквинский, Маритен);

3) теория насилия (Гумплович, Дюринг, Кауцкий);

4) договорная (Гроций, Гобс, Локк, Руссо, Радищев);

5) психологическая (Петражицкий, Тард);

6) историко-материалистическая (Морган, Маркс, Энгельс, Ленин).

Наиболее научной и подтвержденной на практике считается историко-материалистическая теория. Она исходит из того, что государство возникает прежде всего в силу экономических причин: обществен­ного разделения туда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем — раскола общества на классы с противопо­ложными экономическими интересами. Как объективный резуль­тат этих процессов, возникают государство и право, которые спе­циальными средствами управления и насилия сдерживают борьбу противоположных классов, защищая преимущественно интересы экономически господствующего сословия. Вышеизложенный под­ход возникновения государства и права занимал центральное место в советской правовой науке.

Смысл патриархальной теории заключается в том, что государ­ство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи, а также трансформации отцовской власти во власть монарха, явля­ющегося отцом всех своих подданных.

Эта теория зародилась в Древней Греции, обоснование получи­ла первоначально в трудах Аристотеля, свое развитие нашла в Евро­пе нового времени. Из патриархальной теории, как и из теологичес­кой, вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Однако наукой установлено, что патриар­хальная семья появилась вместе с государством в процессе разложе­ния первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются. Следовательно, основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой.

Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства и права, утверждает и защищает тезис «Вся власть от Бога». Она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, не­обходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и дру­гие религиозные организации.

Понятно, что теологическая теория исходит из религиозных воззрений и не является строго научной. Однако она все же отражает отдельные реальные процессы, дей­ствительно имевшие место в ходе становления государств, прежде всего теократических.

Религиозное понимание сущности происхождения государства и права и в наше время остается одним из важных направлений тео­ретического осмысления этих социальных институтов (Ж. Маритен).

Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо. Согласно данной теории, государство возникло в результате заключения общественного договора между людьми, находивши­мися в «естественном» состоянии.

Сторонники естест­венного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порожден разумной воли людей. По мнению представителей этой теории, на основе первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма — государство, обеспечивающее охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении индивидов определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа, иначе на­род имеет право на восстание (Ж.Ж. Руссо, А. Радищев).

В своих трудах Дж. Локк обосновал идею конституционной монархии. По его мне­нию, общественный договор является определенным компромиссом между монархом и подданными, определенным ограничением сво­боды и монарха, и народа.

Договорная теория имела известное прогрессивное значение, так как была направлена против феодального государства и права.

Представители теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) объясняют происхождение государства и права не социально-экономическими причинами, а завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими. С точки зрения этой тео­рии, именно для порабощения и создается особый аппарат при­нуждения — государство и принимаются законы.

К. Каутский объяснял возникновение государства и образова­ние классов покорением воинственными скотоводами-кочевника­ми мирных земледельцев.

Идеологи теории насилия в своих рассуждениях опираются на известные исторические факты, когда многие государства поя­вились в результате именно завоевания одним народом другого. Однако для возникновения государства необходим определенный уровень экономического развития общества. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению го­сударства.

Представители психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др.) объясняют возникновение государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, психической потребностью людей подчиняться. Сторонники этой теории в ряде случаев выдвигают мысль о том, что государство представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся, психически сильных личностей.

Естественно, что социальные закономерности реализуются че­рез человеческую деятельность, на которую определенное влияние оказывает психика индивидуума. Однако последняя формируется под воздействием соответствующих экономических, социальных и иных условий, которые и должны учитываться прежде всего.

Необходимо также отметить, что ни одна значительная теория происхождения государства и права не возникла на пустом месте, как просто рациональный плод абстрактной мысли. Все указанные теории были так или иначе порождены социальными и политиче­скими условиями своего времени.

  1. Понятие, признаки и социальное назначение государства

Государство–универсальная политико-территориальная организация общества, предназначенная для его управления и развития.

Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечить с помощью аппарата власти целостность общества и его надлежащее функционирование (С.С.Алексеев).

Выделяется два подхода к сущности государства: 1) классовый, в рамках которого государство определяется как политическая организация экономически господствующего класса; 2) общесоциальный, в рамках которого государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных социальных групп.

Социальное назначение государства–служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.

Для государства характерны следующие признаки:

1) наличие властного аппарата;

2) разделение населения по территориальному принципу;

3) система налогов и сборов;

4) наличие права;

5) суверенитет.

Первым и самым важным признаком государства является на­личие такой власти, интересы которой не совпадают с интересами населения (в отличие от коллективной власти родового общества). Государственная власть стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы экономически сильного меньшинства, у не всего общества. Такую власть называют публичной, поскольку от имени всего народа.

Другими словами, возникнове­ние государства всегда связано с изменением характера публичной власти, превращением ее в политическую власть. Осуществление этой власти требует определенной организации — формирования государственных учреждений, специального аппарата (чиновни­ков, армии, полиции, судей и т.д.).

Вторым признаком государства является разделение населе­ния и власти по административно-территориальному принципу. Это означает, что государство имеет свою территорию, определяет и охраняет свои границы. Территория является своего рода мате­риальной базой любого государства, без которой оно не может су­ществовать.

Население данной территории, как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или граждан­ства и пользуется его защитой как внутри страны, так и за ее пре­делами.

Третьим признаком государства являются налоги и сборы, взыски­ваемые принудительно. Они обусловлены тем, что государство, вы­полняя общие дела, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности, поддержания правопорядка внутри страны, реализации социальных программ, содержания управленческого аппарата и т.д.

Четвертым признаком является издание пра­вовых норм. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными.

Пятым признаком государства является суверенитет. Он означает самос­тоятельность, независимость государства в осуществлении им сво­ей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях при условии соблюдения суверените­та других государств.

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. В современной юридической литературе предлагается следующее определение государства: это политико-территориаль­ная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предпи­саний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на право­вой основе все более широкие общесоциальные функции (профессор А.В.Вишневский).

  1. Формы правления в современных государствах

Форма правления представляет собой структуру высших орга­нов государственной власти, порядок их образования и взаимодей­ствия между собой и с населением.

Формы правления в значительной мере различаются в зависи­мости от того, осуществляется власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором — республиканская.

Монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными юридическими свойствами клас­сической монархической формы правления являются: пожизненное пользование властью главой государства (царем, королем, императо­ром, шахом); занятие трона по наследству или по праву родства.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традици­онные, в основном формальные черты монархического правления.

Республика — это такая форма правления, при которой вер­ховная государственная власть осуществляется выборными орга­нами, избираемыми населением на определенный срок. Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются: выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти по поручению народа; разделе­ние власти на законодательную, исполнительную и судебную; взаимная ответственность государства (всех его органов) и лич­ности и др.

Современные республики делятся на два вида: парламентарные и президентские.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к партиям, имеющим большин­ство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятель­ность несут ответственность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парла­ментских выборов.

Главной функцией парламента являются законодательная дея­тельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, реше­ние вопросов внешней политики.

Второй разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. В ней президент сосредоточи­вает в своих руках полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Однако для всех президентских республик ха­рактерным является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице, либо не­посредственно назначает главу правительства и участвует в форми­ровании правительства.

Кроме парламентарной и президентской республики сущес­твует еще и смешанная (полупрезидентская) республика. Она ха­рактеризуется сочетанием основных черт обоих типов республи­канской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конститу­ции страны возможность роспуска парламента или его нижней па­латы по инициативе президента в случае возникновения непреодо­лимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, в России, Франции, Беларуси).

Таким образом, парламентарная и президентская республики в основном различаются в зависимости от того, какой из органов высшей власти — президент или парламент — формирует прави­тельство и осуществляет прямое руководство им, а следовательно, перед кем — президентом или парламентом — правительство не­посредственно несет ответственность.

  1. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства – это национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государство как целым, так и его частями (А.Ф.Вишневский)

В теории и практике выделяют две формы государственного устройства – простые (унитарные) и сложные (федерации и конфедерации).

Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства. Они представляют собой цельные государственные образования, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются централь­ным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают, не имеют никаких атрибутов государственности. В унитарном государстве действуют единые система высших орга­нов власти и управления, конституция, система законодательства, денежная система, налоговая и кредитная политика, гражданство, вооруженные силы.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Для первого характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной само­стоятельностью. Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и правотворческую автономию. Од­нако нормотворческая деятельность местных органов того или иного уровня административно-территориальных единиц носит подчиненный, подзаконный характер. Унитарное государство мо­жет быть однонациональным (Беларусь, Польша, Франция) и мно­гонациональным (Китай, Афганистан).

Федерация (от лат.— объединение, союз) — сложное союзное государство, части (субъекты) которого являются государственны­ми образованиями и обладают в той или иной мере суверенитетом и другими признаками государственности.

Наши рекомендации