Социальные причины возникновения государства
Вопрос 4
1. Всеобщие методы– это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Они используются во всех науках и на всех стадиях, научного познания.
- Метафизика – рассматривает государство и право, как вечные неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом, с другими общественными явлениями.
- Диалектика
- диалектико-материалистическая– характерезуется двумя основными чертами: во-первых признание в качестве определенного фактора общественной жизни материальных, производственных отношений. Во-вторых рассмотрение всех объективных явлений, как находящихся в постоянном развитии благодаря присущим им внутренним противоречиям. Источником возникновения государства и права является экономический базис общества. Рассматривает государство и право в непрерывном историческом развитии и во взаимодействии с другими социальными явлениями. Изучает право и государство не умозрительно, а в сочетании с юридической практикой.
идеалистическая диалектика – исходит из определяющей роли сознания в отношении государства и права. В качестве решающих факторов в становлении государство и право признаются религиозные нравственные, политические установки личности.
4. Специальные:
- толкование права - использование, применение, уяснение правовых норм
- формально-логический используется при систематизации нормативно-правовых актов
Вопрос 5
Научные знания о природе и обществе можно подразделить на следующие группы :
1.Общественные,
2.Естественные,
3.Технические.
Юридические науки как система всесторонних знаний о государстве и праве являются частью общественных наук.
В свою очередь юридические науки подразделяются на:
1. Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия и т.п.)
2. Теория государства и права
3. Историко-правовые (история государства и права, история политических и правовых учений)
4. Отраслевые (гражданское право, уголовное право и т.п.).
В системе юридических наук общая теория права играет особую роль:
1. Является своеобразной энциклопедией права (разъясняет основные категории и понятия юриспруденции)
2. Является методологической основой всего правоведения.
Вопрос 6,7
Так же, как и право, государство возникло в период перехода первобытного общества к раннеземледельческому. Экономика первобытного общества носила присваивающий характер. Потребности людей удовлетворялись за счет собирательства, охоты, рыбной ловли и других способов присвоения готовых животных и растительных форм. Экономическая деятельность основывалась на половозрастном разделении труда: мужчины занимались преимущественно охотой и рыболовством; женщины изготавливали одежду, посуду, вели домашнее хозяйство; старики, обладая опытом и знаниями, помогали трудоспособным представителям рода. Социальная организация первобытного общества называется родовым строем. Она претерпела эволюцию от малых родственных групп количеством 20-30 человек, постоянно передвигавшихся с места на место в поисках пищи до родовой общины, ставшей жить полуоседло и объединившей несколько поколений родственников: родителей, молодых мужчин и женщин, детей.
Род - это группа людей, связанных кровными узами, общей хозяйственной деятельностью и совместной собственностью.
Родовые общины с целью противостояния силам природы, отражения нападений соседей и ведения войн могли объединяться в племена и союзы племен.
Основными органами родового строя являлись: старейшины, совет старейшин, вождь, совет вождей, жрецы, народное собрание.
Старейшины –возглавляли родовые общины и оказывали большое влияние не только на дела рода, но и племени. Старейшина осуществлял функцию общего руководства и контроля хозяйственной и социальной жизни рода, разрешал споры.
Совет старейшин -рассматривал вопросы,касающиеся всех родовых общин, проживающих по соседству, или целого племени. Он разрешал споры между родами, согласовывал их хозяйственную и иную совместную деятельность, обсуждал вопросы, которые впоследствии могли быть вынесены на народное собрание.
Вождь -возглавлял племя.Для защиты и нападения родовые общины объединялись в племена, которые подчинялись вождям.
Жречествопредставляло особую группу людей внутри племени или рода, осуществляющих функции посредников между людьми и богами. Жрецы контролировали соблюдение людьми обрядов, ритуалов, предсказывали различные природные события, оказывали помощь больным.
Народное собрание -состояло из взрослых членов племени или рода. Во многих случаях на его заседания собирались лишь войны. Вопросы, выносимые на собрания вождем или старейшинами отличались особой важностью и требовали коллективного решения: о войне и мире; о перемещениях с места стоянки, о наказании соплеменников.
Вопрос 8
Экономические и социальные причины возникновения государства.
1).Неолитическая революция
2).Рост производительности труда и появление излишков
3).Появление частной собственности
4). Три крупных разделения труда: а) отделение ремесла от земледелия б) появление купцов в) отделение скотоводства и земледелия.
Происхождение права
Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждалась в определенной упорядоченности. Правила поведения выражались в обычаях которые были тесно связаны с религиозными нравственными устоями.
Обычай – это правила поведения, который формируется в обществе путем его неоднократного повторения, становится привычкой, закрепляется в сознании людей и передается из поколения в поколение.
С расслоением общества на классы обычаи уже не могли урегулировать отношения. Историческо-правовой формой зарождающегося права был правовой обычай, который поддерживался жречеством и государством. Первые правовые обычаи содействовали закреплению царской власти. Суды первоначально возглавляли жрецы. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власти.
Вопрос 9
Теологическая (религиозная)
Представители: Фома Аквинский, Аврелий Августин.
Государство возникает в результате божественного замысла
Патриархальная теория
Представители: Аристотель, Роберт Филмер, Николай Михаловский
Государство возникает в результате разрастания семьи. Государственная власть – продолжение патриархальной, отцовской власти, которая первоначально распространяется только на семью, а уже затем на все население страны. Данная теория обосновывает утверждения «отцовской» власти.
Договорная
Представители: Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье, Гоббс, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо
Государство возникает в результате заключения общественного договора.
Сущность договора: народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности.
Содержание договора:
- воля народа является источником любой политической власти в обществе
- верховенство закона
- взаимная ответственность государства и личности
- обеспечение прав и свобод личности в рамках государства
Органическая теория
Герберт Спенсер
Государство отождествляется со строением и функциями живого организма. Государство – общественный организм состоит из людей как живой организм из клеток. Функции головного мозга выполняет правительство. Внутренние функции выполняет народ.
Теория насилия
Шан Ян, Евгений Дюринг Л. Гумплович
Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутреннего насилия. Внешнее насилие – завоевание одного народа другим.
Внутренние насилие – экономическое и политическое господство одних членов общества над другими.
Психологическая теория
Лев Петражицкий
Психологическая потребность людей жить в организованном обществе – основная причина возникновения государства.
Вопрос 11
Вопрос 4
1. Всеобщие методы– это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Они используются во всех науках и на всех стадиях, научного познания.
- Метафизика – рассматривает государство и право, как вечные неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом, с другими общественными явлениями.
- Диалектика
- диалектико-материалистическая– характерезуется двумя основными чертами: во-первых признание в качестве определенного фактора общественной жизни материальных, производственных отношений. Во-вторых рассмотрение всех объективных явлений, как находящихся в постоянном развитии благодаря присущим им внутренним противоречиям. Источником возникновения государства и права является экономический базис общества. Рассматривает государство и право в непрерывном историческом развитии и во взаимодействии с другими социальными явлениями. Изучает право и государство не умозрительно, а в сочетании с юридической практикой.
идеалистическая диалектика – исходит из определяющей роли сознания в отношении государства и права. В качестве решающих факторов в становлении государство и право признаются религиозные нравственные, политические установки личности.
4. Специальные:
- толкование права - использование, применение, уяснение правовых норм
- формально-логический используется при систематизации нормативно-правовых актов
Вопрос 5
Научные знания о природе и обществе можно подразделить на следующие группы :
1.Общественные,
2.Естественные,
3.Технические.
Юридические науки как система всесторонних знаний о государстве и праве являются частью общественных наук.
В свою очередь юридические науки подразделяются на:
1. Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия и т.п.)
2. Теория государства и права
3. Историко-правовые (история государства и права, история политических и правовых учений)
4. Отраслевые (гражданское право, уголовное право и т.п.).
В системе юридических наук общая теория права играет особую роль:
1. Является своеобразной энциклопедией права (разъясняет основные категории и понятия юриспруденции)
2. Является методологической основой всего правоведения.
Вопрос 6,7
Так же, как и право, государство возникло в период перехода первобытного общества к раннеземледельческому. Экономика первобытного общества носила присваивающий характер. Потребности людей удовлетворялись за счет собирательства, охоты, рыбной ловли и других способов присвоения готовых животных и растительных форм. Экономическая деятельность основывалась на половозрастном разделении труда: мужчины занимались преимущественно охотой и рыболовством; женщины изготавливали одежду, посуду, вели домашнее хозяйство; старики, обладая опытом и знаниями, помогали трудоспособным представителям рода. Социальная организация первобытного общества называется родовым строем. Она претерпела эволюцию от малых родственных групп количеством 20-30 человек, постоянно передвигавшихся с места на место в поисках пищи до родовой общины, ставшей жить полуоседло и объединившей несколько поколений родственников: родителей, молодых мужчин и женщин, детей.
Род - это группа людей, связанных кровными узами, общей хозяйственной деятельностью и совместной собственностью.
Родовые общины с целью противостояния силам природы, отражения нападений соседей и ведения войн могли объединяться в племена и союзы племен.
Основными органами родового строя являлись: старейшины, совет старейшин, вождь, совет вождей, жрецы, народное собрание.
Старейшины –возглавляли родовые общины и оказывали большое влияние не только на дела рода, но и племени. Старейшина осуществлял функцию общего руководства и контроля хозяйственной и социальной жизни рода, разрешал споры.
Совет старейшин -рассматривал вопросы,касающиеся всех родовых общин, проживающих по соседству, или целого племени. Он разрешал споры между родами, согласовывал их хозяйственную и иную совместную деятельность, обсуждал вопросы, которые впоследствии могли быть вынесены на народное собрание.
Вождь -возглавлял племя.Для защиты и нападения родовые общины объединялись в племена, которые подчинялись вождям.
Жречествопредставляло особую группу людей внутри племени или рода, осуществляющих функции посредников между людьми и богами. Жрецы контролировали соблюдение людьми обрядов, ритуалов, предсказывали различные природные события, оказывали помощь больным.
Народное собрание -состояло из взрослых членов племени или рода. Во многих случаях на его заседания собирались лишь войны. Вопросы, выносимые на собрания вождем или старейшинами отличались особой важностью и требовали коллективного решения: о войне и мире; о перемещениях с места стоянки, о наказании соплеменников.
Вопрос 8
Экономические и социальные причины возникновения государства.
1).Неолитическая революция
2).Рост производительности труда и появление излишков
3).Появление частной собственности
4). Три крупных разделения труда: а) отделение ремесла от земледелия б) появление купцов в) отделение скотоводства и земледелия.
Социальные причины возникновения государства
1) Разложение труда, возникновение семьи
2) Появление «антагонизмов»
3) Раскол общины на классы
Происхождение права
Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждалась в определенной упорядоченности. Правила поведения выражались в обычаях которые были тесно связаны с религиозными нравственными устоями.
Обычай – это правила поведения, который формируется в обществе путем его неоднократного повторения, становится привычкой, закрепляется в сознании людей и передается из поколения в поколение.
С расслоением общества на классы обычаи уже не могли урегулировать отношения. Историческо-правовой формой зарождающегося права был правовой обычай, который поддерживался жречеством и государством. Первые правовые обычаи содействовали закреплению царской власти. Суды первоначально возглавляли жрецы. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власти.
Вопрос 9