Организация, система и структура таможенных органов
ВВЕДЕНИЕ
Таможенными органами Республики Беларусь являются государственные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело. Таможенные органы Республики Беларусь составляют единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь. Таможенные органы относятся к числу правоохранительных органов. Являясь подсистемой единой системы исполнительной власти Республики Беларусь, таможенные органы занимают в системе органов исполнительной власти специфическое место. Эта специфика определяется выполняемыми ими задачами и функциями.
В свою очередь, выполнение возложенных задач обусловливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов.
Таможенная служба занимает одно из центральных мест в регулировании внешнеэкономической деятельности и обеспечении экономической
безопасности государства, а качество выполнения этих задач напрямую зависит
от уровня профессиональной подготовки специалистов таможенных органов,
соответствующему увеличению штатной численности таможенных органов. Самостоятельная деятельность Таможенной службы Беларуси началась в 1991 году с преобразования Белорусского управления государственного таможенного контроля СССР в Государственный таможенный комитет.
За последнее десятилетие произошли существенные изменения в экономической, общественной и социальной жизни белорусского общества: значительно возрос общий и профессиональный уровень участников внешнеэкономической деятельности; широко внедряются новые информационные технологии во всех сферах жизни; реформируется система образования. Актуальность курсовой работы состоит в том, что приоритетной задачей в данных условиях стало расширение системы обучения, переподготовки и повышения профессиональной квалификации таможенных кадров. Совершенствование методов подготовки кадров таможенных органов, применение тех из них, которые являются наиболее оптимальными в конкретных условиях, является одной из важнейших задач, стоящих перед таможенными органами. Все это определяет актуальность выбранной темы исследования.
Данная работа посвящена особенностям организации системы профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов в Республике Беларусь. Цель работы – рассмотреть организацию системы профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов в Республике Беларусь. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи данной работы: рассмотреть систему таможенных органов, изучить права и обязанности должностных лиц таможенных органов, рассмотреть систему подготовки, переподготовки и переквалификации должностных лиц таможенных органов в Республике Беларусь. При написании данной работы использовались методы анализа и описания.
Объект исследования ─процесс профессионального образования сотрудников таможенных органов. Данный процесс включает в себя первоначальную профессиональную подготовку, совершенствование своих профессиональных знаний, а также тех знаний, умений и навыков, которые непосредственно ведут к повышению качества выполнения сотрудником своих должностных обязанностей. Предмет исследования ─обеспечение профессионального обучения сотрудников в системе непрерывного профессионального образования таможенных специалистов.
Работа состоит из 36 страниц. Структура данной курсовой работы состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе рассматривается система таможенных органов Республики Беларусь, а именно, ее структура, функции, основные задачи. Во второй главе рассматривается правовой статус государственных служащих, а также права и обязанности должностных лиц таможенных органов. Третья глава посвящена рассмотрению организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов в Республике Беларусь. В четвертой главе рассматривается система профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов в Российской Федерации.
Теоретической основой курсовой работы стали работы ученых в области таможенного дела, педагогики и психологии профессионального образования (И.И. Дубик, В.А. Острога и другие). Использованы законодательные и нормативно-правовые акты Республики Беларусь в сфере образования государственных служащих, нормативные акты Государственного таможенного комитета Беларуси.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Главная задача таможенной службы – обеспечение экономической безопасности страны, создание условий для эффективного развития белорусской экономики. Таможенники – надежный барьер для контрабандистов и других нарушителей законодательства.
В настоящее время внимание белорусских таможенников сосредоточено на выявлении и пресечении контрабанды наркотиков, оружия, незаконного перемещения валютных и культурных ценностей, некачественных продуктов и лекарств.
Поэтому неудивительно, что профессия таможенника престижна и многих привлекает. Конкурсы в высшие учебные заведения на специальность «таможенное дело» являются одними из самых высоких по стране.
Таможенных профессий очень много: таможенники организовывают таможенный контроль товаров, борются с контрабандой и административными таможенными правонарушениями, занимаются таможенными расследованиями, работают с изъятым и конфискованным имуществом, ведут таможенную статистику, взимают таможенные платежи. В таможне также трудятся кинологи и инженеры-программисты, журналисты и строители, бухгалтера и юристы. Работа в таможне является государственной службой в правоохранительных органах. Поэтому таможню, как и любое правоохранительное ведомство отличают строгие правила (например, нахождение на службе только в форме) и жесткая дисциплина.
Основные требования, предъявляемые к тем, кто хочет стать таможенным офицером, ─ работоспособность, трудолюбие, аналитический склад ума, знание иностранных языков и крепкое здоровье. Дополнительно выделяются такие качества, как высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания, развитие кратковременной и долговременной памяти, способность быстро принимать решения в условиях дефицита времени, способность анализировать и систематизировать большое количество информации, наблюдательность, хорошая интуиция, умение разбираться в людях и дисциплинированность [8, с. 21].
На службу в таможню берут преимущественно лиц, имеющих высшее таможенное образование, юридическое, экономическое или техническое. Сегодня в стране существуют три высших учебных заведения, которые готовят профессионалов в области таможенного дела: Белорусский государственный университет, Белорусский национальный технический университет и Белорусский государственный университет транспорта. Ежегодно таможенные органы Республики Беларусь принимают на работу новое пополнение молодых специалистов.
Все, кто начинают службу в таможне, проходят обязательное обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов РБ. Учебное заведение в максимально сжатые сроки готовит из представителей разных профессий высококлассных специалистов по избранному профилю.
3.1 Профессиональная подготовка должностных лиц таможенных органов в Республике Беларусь в высших учебных заведениях (БелГУТ, БНТУ, БГУ)
Развитие международных экономических отношений Республики Беларусь обуславливает необходимость подготовки специалистов таможенного дела, адаптированных к процессам интеграции в мировой экономике. Современная таможенная служба в условиях постоянного роста перемещений через таможенную границу товаров и транспортных средств, участников внешнеэкономической деятельности испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, владеющих вопросами правового обеспечения таможенной деятельности, обладающих знаниями в области менеджмента, мировой экономики и внешнеэкономической деятельности, валютного регулирования, информационных таможенных технологий, таможенного оформления, таможенного контроля и таможенного расследования.
Специальность "Таможенное дело" в последнее время стала очень популярной. Высокий проходной балл, как это видно из Таблицы 1, отчасти обусловлен тем, что эта специальность представлена не так широко. Специальность относится к разряду междисциплинарных. В программе соседствуют математические и гуманитарные науки.
Таблица 1 ─Проходные баллы по специальности таможенное дело в 2012 году
Учебное заведение | Сельский балл | Городской балл |
Белорусский государственный университет транспорта | ||
Белорусский национальный технический университет | ||
Белорусский государственный университет |
Собственная разработка на основании литературного источника [7].
Выпускники данной специальности осуществляют профессиональную деятельность в соответствии с нормативными документами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь: работают специалистами различного уровня в системе таможенного контроля и управления, а также специалистами по таможенному оформлению для субъектов хозяйствования.
Обучение проводится в трех учреждениях образования:
1) Белорусский государственный университет транспорта ─ Таможенное дело. Экономическое обеспечение таможенной деятельности
2) Белорусский национальный технический университет ─ Таможенное дело
3) Белорусский государственный университет ─ Таможенное дело [8, с.64].
Профессионально-психологическое собеседование ─ это первый из этапов вступительной кампании на специальность «таможенное дело». Второй этап — прохождение централизованного тестирования по предметам. Абитуриенты, желающие стать студентами по специальности «таможенное дело» должны записаться на профессионально-психологическое собеседование. Причем пройти его должны все абитуриенты [9].
Профессионально-психологическое собеседование подталкивает абитуриента к более осознанному выбору специальности. На собеседовании абитуриентам необходимо обосновать выбор будущей профессии членам комиссии, среди которых не только преподаватели вузов, но и руководители таможен — заказчиков кадров. Во время собеседования абитуриент должен раскрыть свои личностные, деловые качества, способности и мотивации к обучению по специальности. Абитуриент должен доказать членам комиссии, что осознанно сделал выбор будущей профессии. На собеседовании нужно показать эрудицию, общее представление о процессах, происходящих в мире. Комиссия может задать также вопросы о наиболее привлекательных, по мнению абитуриента, аспектах профессиональной деятельности, о престиже выбранной профессии, ее социальной значимости. Кроме того, оцениваются и некоторые личностные характеристики собеседника, для чего в состав комиссий входят психологи и социальные педагоги.
Проходить собеседование в разных вузах нельзя. Все данные о желающих пройти собеседование поступают в Республиканский институт контроля знаний. Тем, кто зарегистрировался на одну специальность дважды, предложат пройти собеседование по первому из двух адресов записи.
В состав комиссии входит один из заместителей руководителя вуза либо руководитель факультета, на котором осуществляется подготовка специалистов по специальности «таможенное дело», профессора, доценты, преподаватели, психологи, социальные педагоги и другие работники вуза, а также квалифицированные специалисты в области таможенного дела. Документом о результатах собеседования является рекомендация для участия в конкурсе на получение высшего образования, выдается она в день прохождения собеседования.
Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца. Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам: белорусский язык или русский язык, математика и иностранный язык.
Обучение по специальности предусматривает очную (дневную) форму обучения. Нормативный срок подготовки специалиста составляет 5 лет. Образовательная программа подготовки выпускников предусматривает изучение студентом циклов социально-гуманитарных дисциплин, естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации. Обучение основным дисциплинам осуществляется 3 года, обучение специальным дисциплинам — 2 года.
Основные курсы, которым обучаются студенты — белорусская диаспора, валютное регулирование и валютный контроль, введение в специализации, деятельность в сфере таможенного дела, информационные таможенные технологии, история таможенного дела и таможенной политики Беларуси, международное сотрудничество в сфере таможенного дела, национальная безопасность, основы таможенного дела, правоохранительная деятельность таможенных органов, таможенное оформление, таможенное право, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, таможенные платежи, таможенные процедуры, таможенный контроль, технические средства таможенного контроля, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
К специальным курсам, которым обучаются будущие таможенники, относятся такие курсы, как организация таможенного контроля товаров и транспортных средств, таможенная стоимость товара, теория тарифов и квот, международное сотрудничество в борьбе с преступностью, организация международных транспортных связей [10].
Сферу профессиональной деятельности специалиста таможенного дела на основе совокупности фундаментальных, общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний представляют: Государственный таможенный комитет; таможенные органы и их структурные подразделения; организации, предприятия и объединения различных форм собственности; академические, вузовские и отраслевые научно-исследовательские институты; учреждения систем высшего, среднего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь, а также другие министерства и ведомства, связанные с международными экономическими отношениями и с реализацией внешнеэкономических связей Республики Беларусь [11].
3.2 Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь
В городе Минске создано учреждение образования «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь», который подчиняется Государственному таможенному комитету Республики Беларусь и осуществляет повышение квалификации и переподготовку должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь, а также обучение и повышение квалификации специалистов по таможенному оформлению [2, с. 58].
К основным задачам Института относится осуществление образовательной деятельности в системе таможенных органов и в области таможенного дела, а также по иным специальностям (профилям). Учебно-методическое и научное обеспечение образовательного процесса, разработка электронно-методических комплексов для дистанционного обучения, обучение лиц, состоящих в резерве на замещение руководящих должностей, совершенствование качества обучения, усиление его практической значимости и направленности на решение конкретных служебных и производственных задач также можно отнести к этому списку. Важнейшими задачами являются выявление, изучение, формирование и распространение перспективного опыта профессиональной деятельности работников таможенных органов, а также осуществление прикладной научной деятельности в сфере таможенного законодательства и таможенного дела.
Учреждение образования "Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь" осуществляет повышение квалификации специалистов по таможенному оформлению. Целью повышения квалификации должностных лиц таможенных органов является обновление и систематизация теоретических знаний, развитие и закрепление практических навыков по основным направлениям деятельности таможенных органов. Развитие компетенций слушателей в области таможенного законодательства, формирование целостного представления о порядке таможенного регулирования в рамках таможенного союза [12].
В реализации учебных планов сотрудниками института разработаны семинарские и практические занятия, занятия по обмену опытом, «круглые столы», дискуссии, деловые игры. В ходе учебного процесса активно используются новые формы и методы обучения. Прежде всего, анализ и моделирование конкретных ситуаций, «мозговые атаки», активно используются лекции — презентации. Это одна из форм обобщения и систематизации содержания обучения в рамках основного курса лекций, его доступности расширения и углубления междисциплинарных связей.
Институт осуществляет повышение квалификации специалистов по таможенному оформлению по следующим трём программам. Первой из них является восьмидесятичасовой теоретический курс повышения квалификации по теме: «Осуществление деятельности в сфере таможенного дела» для лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, и иных лиц, желающих повысить свою квалификацию по данному направлению. Срок обучения по этой программе составляет две недели. Вторая программа ─ шестидесятичасовой практический курс повышения квалификации по теме: «Порядок и условия помещения товаров под таможенные процедуры» для лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и иных лиц, желающих повысить свою квалификацию по данному направлению. Сроком обучения по этой программе ─ девять рабочих дней. И третьей программой является тридцатишестичасовой теоретический курс повышения квалификации по теме: «Осуществление деятельности в сфере таможенного дела» для специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в три года. Сроком обучения – одну неделю [13].
Так же в Институте проходит выдачаквалификационного аттестата специалистов по таможенному оформлению.Проверка квалификации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, проводится в форме аттестации на соответствие квалификационным требованиям. Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен проводится квалификационной комиссией Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Экзамен проводится в два этапа. Первый этап ─ в форме тестирования, в том числе компьютерного, второй ─ решение практических заданий. Претенденты, которые получили положительный результат при тестировании, допускаются ко второму этапу квалификационного экзамена ─ решению практических заданий. Уровень профессиональных знаний претендента оценивается квалификационной комиссией исходя из полноты и правильности решения практических заданий. Результаты квалификационного экзамена оглашаются квалификационной комиссией в день сдачи квалификационного экзамена. Квалификационная комиссия по результатам аттестации оценивает уровень профессиональных знаний лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата. Решением большинства членов квалификационной комиссии дается следующее заключение квалификационный экзамен сдан либо не сдан.
Лицам, сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению. Лица, не сдавшие квалификационный экзамен, допускаются к повторному прохождению аттестации.
Немаловажным является и то, что учреждение образования «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь» осуществляет переподготовку по специальности «Таможенное дело» с присвоением квалификации «Специалист таможенного дела». Слушатели, которые освоили содержание образовательной программы переподготовки по специальности «Таможенное дело» и прошли итоговую аттестацию, получают диплом о переподготовке на уровне высшего образования установленного образца [14].
В настоящее время в УО «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь» проводится опытная эксплуатация системы дистанционного обучения «Прометей». Данная система будет использоваться для обучения повышения квалификации должностных лиц таможенных органов.
Обучение проводится в два этапа. В первом этапе под руководством наставников в соответствии с учебным планом сотрудники таможенных органов самостоятельно изучают темы с использованием СДО «Прометей». Для второго этапа разработана учебно-программная документация повышения квалификации «Актуальные вопросы теории и практики деятельности таможенных органов» на 80 учебных часов. По итогам обучения сотрудники получают свидетельства установленного (государственного) образца.
Дисциплины, включенные в программу, позволяют сформировать четкое представление о принципах, основных понятиях и институтах таможенного дела, ознакомить слушателей с системой и содержанием нормативных правовых актов, регулирующих порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. Каждая дисциплина включает толкование наиболее важных терминов и понятий из таможенного законодательства. Основная задача повышения квалификации — дать четкое представление о смысловом значении того или иного понятия, научить правоприменительной практике при осуществлении таможенного дела.
Методы и средства реализации содержания учебной программы направлены на восприятие и усвоение знаний (лекции, самоподготовка), на их применение и закрепление (практические и семинарские занятия, деловые встречи, анализ конкретных ситуаций), контроль и учет знаний, а также на развитие компетенции и интеллекта преподавателей, использование ими в учебном процессе современных технических средств обучения.
Таким образом, будущих таможенников обучают в Белорусском государственном университете, Белорусском национальном техническом университете и Гомельском государственном транспортном университете. Также обучение происходит в Российской таможенной академии. Должностные лица таможенных органов обучаются в Государственном институте повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов РБ.
Будущие специалисты получают знания в области экономического и правового обеспечения таможенной деятельности, валютного регулирования, информационных таможенных технологий, таможенного оформления и контроля.
Объектами профессиональной деятельности дипломированного специалиста с квалификацией «Специалист по таможенному делу» являются: контроль за соблюдением законодательства в области таможенного дела, внешнеэкономической деятельностью, налогообложения, валютного регулирования; своевременное полное внесение в государственный бюджет таможенных и иных платежей; разработка и принятие мер по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности; внешнеэкономическая деятельность субъектов хозяйствования; научная деятельность в сфере экономической безопасности, внешнеэкономической деятельности, таможенных правоотношений.
Основными задачами в процессе обучения, являются развитие компетенций слушателей, приобретение навыков и умений, таких как творчески применять теоретические знания в своей практической деятельности, аргументировано отстаивать и проводить в жизнь принимаемые решения и нести за них ответственность; разрабатывать мероприятия и готовить предложения для принятия решений в области обеспечения экономической безопасности; быть эрудированным в вопросах таможенного регулирования, как части государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Основные требования к результатам обучения ─ повышение компетенций слушателей при решении актуальных проблем в таможенном деле Республики Беларусь.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ
Одним из важнейших условий совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации сегодня стало создание эффективно действующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Российская таможенная академия ─ это уникальное высшее учебное заведение, занимающееся подготовкой специалистов для таможенных органов. Академия является первым в истории России Государственным общеобразовательным учреждением высшего профессионального образования и единственным специализированным высшим учебным заведением таможенного профиля, готовящим специалистов с высшим таможенным образованием.
Академия создана постановлением Совета Министров ─ Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №940. Учредителем Российской таможенной академии является Федеральная таможенная служба. Академии был присвоен статус федерального государственного учреждения [15].
Приказами ГТК РФ от 15 июля 1994 г. был создан Санкт-Петербургский филиал Академии, от 21 декабря 1994 г. – Владивостокский филиал Академии, а приказ от 30 июня 1995 г. положил начало развитию Ростовского филиала.
С первого дня создания Академия и ее филиалы были ориентированы на подготовку специалистов в соответствии с международной стандартной квалификацией образования, принятой ЮНЕСКО, и используют в этих целях возможности действующей в Российской Федерации многоуровневой системы высшего образования.
Академия готовит кадры для таможенных органов Российской Федерации, а также для таможенных органов государств - участников СНГ (в соответствии со специальными соглашениями).
В составе Академии три факультета (таможенного дела, экономический, юридический), Институт повышения квалификации, Институт правоохранительной деятельности. В состав Академии входят также научно-исследовательский центр, научно-информационный центр, адъюнктура, ведущая подготовку научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации по экономическим и юридическим наукам, редакционно-издательский отдел и другие подразделения [16].
4.1 Российская таможенная академия
Российская таможенная академия является первым в истории России государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования и единственным из немногих в мире специализированным высшим учебным заведением таможенного профиля.
Таможенная академия ─ главный учебный, научный и методический центр профессионального образования кадров для таможенной службы России. Подготовка проходит по трем направлениям: таможенное дело, экономика, менеджмент, юриспруденция.
Подготовка по направлению «Таможенное дело» проходит по следующим специализациям: таможенные платежи и валютное регулирование, таможенное оформление и контроль, таможенные расследования, таможенный менеджмент, товароведение и таможенная экспертиза товаров, таможенная логистика, международное таможенное сотрудничество.
Видом профессиональной деятельности выпускника является реализация единой таможенной политики Таможенного союза, защита финансовых интересов государств – членов Таможенного союза, осуществление контроля за соблюдением законодательства о таможенном деле, налогообложении, валютного законодательства, совершенствование таможенного контроля внешнеэкономической деятельности, разработка и принятие мер по предупреждению и пресечению контрабанды и нарушений таможенных правил, организационное обеспечение деятельности таможенных органов.
Таким образом, выпускники Академии трудоустраиваются в Центральный аппарат Федеральной Таможенной Службы России, Региональные таможенные управления (таможни, оперативные таможни, таможенные посты), Таможни центрального подчинения и Комиссию Таможенного союза.
Подготовка по направлению «Экономика» проходит по следующим профилям: экономика предприятий и организаций (таможня), мировая экономика.
Видом профессиональной деятельности выпускника является аналитическая, расчетно-экономическая, организационно-управленческая деятельность в таможенных органах, а так же в области международного сотрудничества Федеральной Таможенной Службы России с таможенными службами (представительствами) зарубежных государств.
Подготовка по направлению «Менеджмент» проходит по следующим профилям: производственный менеджмент, финансовый менеджмент.
Видом профессиональной деятельности выпускника является организационно-управленческая, информационно-аналитическая деятельность в области менеджмента таможенных услуг и в области управления финансовыми потоками в таможенных органах, государственных организациях (учреждениях).
Подготовка по направлению «Юриспруденция» проходит по следующим профилям: государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой.
Видами профессиональной деятельности выпускника является нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная в области административно-правовой, гражданско-правовой и арбитражно-процессуальной уголовно-правовой и процессуальной деятельности таможенных органов, международного сотрудничества Федеральной Таможенной Службы России с таможенными службами зарубежных государств [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы по первой главе можно сделать вывод о том, что совокупность таможенных органов, объединенная перечисленными и другими интегрирующими факторами и признаками, позволяет рассматривать ее в качестве единой подсистемы более общей и целостной системы. Прежде всего таможенный орган ─это орган исполнительной власти, являющийся по своему характеру правоохранительным органом, действующим от имени государства и наделенный властными полномочиями, выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним участках и областях исполнительной деятельности (управления) с помощью присущих ему форм и методов деятельности, осуществления своих задач и функций. Таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Республики Беларусь, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Структура как органов таможенной службы, так и иных государственных органов имеет очень сложную структуру. Распределение огромного диапазона функций по всей структуре создает основу для её успешного функционирования. Но для успешного функционирования этого мало.
Выводом по второй главе является то, чтобы система таможенных органов прогрессивно функционировала, нужно рассмотреть положение должностных лиц таможенных органов в этой системе. Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Республики Беларусь, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Республики Беларусь.
Характеристику деятельности должностных лиц таможенных органов можно дать, рассматривая их права и обязанности. Права сотрудников таможенных органов – это специальные служебные права, предоставленные им для успешного осуществления служебной деятельности, обязанности ─установленные правовыми актами для обязательного постоянного исполнения функции и правомочия по занимаемой должности.
Сотрудник таможенных органов выполняет свои обязанности в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством, присягой и контрактом. Исполнение законов является непреклонным требованием, предъявляемым ко всем государственным служащим. Выполнение этой обязанности сотрудником таможенных органов означает, что он должен исполнять свою должность в соответствии с конституционными принципами.
В современных условиях качество персонала государственного органа исполнительной власти перестает быть внутренним делом этого органа. При развитии общества высокими темпами объем информации, необходимой государственному служащему для выполнения его обязанностей, расширяется. Поэтому, чтобы быть на уровне предъявляемых требований, следует постоянно пополнять свои знания, совершенствовать навыки.
Поэтому из третьей главы вытекает то, что кадровая политика таможенных органов направлена на кадровое обеспечение деятельности таможенной службы Республики Беларусь. Она реализуется через подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов, которые представляют собой систему профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов. Все это проходит в целях наиболее эффективного использования в дальнейшем их профессиональных и личностных способностей и возможностей, посредством выполнения совокупности решений субъектов управления, направленных на формирование, развитие и использования ее кадрового потенциала.
Обучение кадров таможенных органов является центральным компонентом процесса профессионального развития персонала, и определяется как приобретение или усовершенствование знаний, умений и навыков должностных лиц через специально организованную учебную деятельность в рамках подготовки, дополнительного профессионального образования и внутриорганизационного обучения.
Из четвертой главы следует, что система профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов Российской Федерации во многом сходна с белорусской. И на высоком уровне проводят подготовку, переподготовку и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов.
Подытожив все вышесказанное, можно сделать вывод, что обучение должностных лиц таможенных органов по программам переподготовки и повышения квалификации в учебных подразделениях ─ шаг на пути к достижению норм белорусского стандарта дополнительного профессионального образования и обеспечения таможенных органов квалифицированными специалистами.
ВВЕДЕНИЕ
Таможенными органами Республики Беларусь являются государственные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело. Таможенные органы Республики Беларусь составляют единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь. Таможенные органы относятся к числу правоохранительных органов. Являясь подсистемой единой системы исполнительной власти Республики Беларусь, таможенные органы занимают в системе органов исполнительной власти специфическое место. Эта специфика определяется выполняемыми ими задачами и функциями.
В свою очередь, выполнение возложенных задач обусловливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов.
Таможенная служба занимает одно из центральных ме