Принципы организации и деятельности механизма государства.
Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Основные принципы организации и деятельности государственных органов- это те главные начала, которые лежат в основе построения и функционирования государственных органов. К ним относятся:
разделение властей; признание человека, его прав и свобод высшей целостью; демократизм; иерархичность; сочетание централизма и федерализма; сочетание выборности и назначаемости; сочетание коллегиальности и единоначалия; открытость; равный доступ к государственной службе; профессионализм; законность.
Принцип разделения властейподразумевает разделение единой государственной власти на три ветви:
законодательную; исполнительную; судебную.
Соответственно на указанные три вида делятся органы государственной власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти действуют:
· самостоятельно, в рамках своей компетенции;
· при этом имеют сходные цели - реализация функций государства,
· взаимосвязаны - образуют единую систему государственных органов;
· взаимозависимы - дополняют, сдерживают, контролируют друг друга.
Пример: совместная деятельность высших органов государственной власти - Президента, Правительства, Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации), Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда: Президент назначает членов и Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судьями Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда, но несет конституционную ответственность перед парламентом - может быть отрешен от должности Советом Федерации при участии Государственной Думы, Верховного Суда и Конституционного Суда; Государственная Дума утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ, но может быть распущена Президентом РФ; Правительство несет ответственность перед Государственной Думой и Президентом РФ (может быть отправлено в отставку); Конституционный Суд РФ формируется при участии Президента РФ и Совета Федерации, но может признать неконституционными решения (акты) высших органов государственной власти.
Цели разделения властей:
· упорядочить работу государственного механизма (в том числе специализировать направления деятельности госорганов);
· не допустить концентрации власти (а следовательно, бесконтрольности, произвола) в одних руках (в одних и тех же органах).
· Разделение властей является базовым принципом организации и деятельности государственных органов наряду с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью.Данный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ, лежит в основе Конституции России 1993 г.
Исходя из него, государственные органы:
· существуют во имя человека, обеспечения его интересов и потребностей;
· обязаны уважать, соблюдать и защищать права и свободы человека;
· не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека.
Принцип демократизмаозначает, что:
· государственные органы формируются народом (прямо либо косвенно, например: избрание народом Президента РФ, глав субъектов РФ, законодательных (представительных) органов разных уровней, которые, в свою очередь, формируют другие органы - Правительство РФ,
· администрации, суды и т. д.);
· государственные органы находятся под контролем народа (через выборы).
Смысл иерархичностив том, что государственные органы представляют собой систему, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и имеют возможность оказывать воздействие на их деятельность.
Пример:
· система органов законодательной власти (Федеральное Собрание РФ -законодательные (представительные) органы субъектов РФ - косвенное воздействие);
· система органов исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ - администрации субъектов РФ, главы субъектов - сочетание прямого и косвенного влияния);
· судебная система и Прокуратура РФ (единая иерархия судов различных видов, органов Прокуратуры РФ - подчинение нижестоящих органов вышестоящим).
Решения высших органов государственной власти РФ обязательны для исполнения на территории всей страны всеми государственными органами и должностными лицами. (Например: исполнение федерального закона, не противоречащих Конституции и закону актов Президента и Правительства РФ, решений Конституционного Суда РФ.)
Принцип сочетания централизма и федерализмаозначает, что:
· все государственные органы образуют единую систему госорганов (госаппарат), во главе которой находятся высшие органы государственной власти;
· между центром (федерацией в целом) и субъектами федерации (соответственно между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ) разграничены полномочия (предмет ведения) - вопросы исключительного ведения федерации, вопросы совместного ведения, вопросы исключительного ведения субъектов РФ;
· субъекты федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органов государственной власти;
· субъекты федерации влияют на формирование федеральных органов государственной власти (представительство в Совете Федерации, дача согласия на назначение прокурора субъекта РФ, участие в формировании судейского корпуса и др.).
Государственные органы могут быть как выборными, так и назначаемыми. Пример: избрание Президента РФ, который назначает федеральных министров, иных должностных лиц, формирует ряд государственных органов.
Органы государственной власти могут быть:
· единоличными(Президент РФ, глава субъекта РФ и др. - осуществляют свою работу на основе единоначалия);
· коллегиальными(Государственная Дума, Совет Федерации и др. - совместно принимают решения).
В основе деятельности государственных органов лежит принцип открытости:
· заседания парламента, судов и других органов, как правило, носят открытый характер;
· их деятельность широко освещается СМИ;
· органы государственной власти самостоятельно предоставляют информацию о своей работе;
· информация о должностных лицах (особенности биографии, доходы) открыта для общественности.
В отдельных случаях деятельность государственных органов может иметь закрытый характер (правоохранительные вопросы, государственная безопасность и др.).
Равный доступ к государственной службеозначает, что все граждане Российской Федерации, обладающие соответствующей подготовкой, имеют право на занятие государственных должностей без дискриминации по признакам национальности, расы, социального происхождения, отношения к религии и др.
Как правило, вакантные государственные должности замещаются на конкурсной основе (с учетом профессиональных знаний, личных качеств, трудовой биографии (анкета, послужной список), достижений на прежних местах работы).
Принцип профессионализмаподразумевает:
· наличие специальной подготовки у работников государственных органов;
· учет данной подготовки при приеме на работу и продвижении по службе;
· регулярный контроль за соответствием уровня профессиональной подготовки занимаемой должности (аттестации и др.).
Принцип законностиобязывает государственные органы, госслужащих, должностных лиц соблюдать нормы Конституции, законов, подзаконных актов при осуществлении своей деятельности.