Механизм осуществления политической власти
Процесс властвования упорядочивается и регулируется при помощи специального механизма власти - системы организаций и правовых норм их устройства и деятельности. Механизм власти имеет сложную и иерархичную структуру. Первичным субъектом власти, ее источником является народ, реализующий часть властных функций непосредственно, а часть - делегируя официальному представителю (государству).
Применительно к обществу механизмом власти выступают система государственных органов и политических институтов, а так же нормативно-правовая база. Законное право государства разрабатывать и претворять в жизнь решения, от которых зависит создание и распределение ценностей, не может осуществляться из единого центра, единым властвующим субъектом. В силу этого объективно вытекает проблема разделения власти.Активными разработчиками ее были Локк и Монтескье. Впервые данный принцип официально был закреплен в Конституции США, упоминание о нем встречается в актах Великой французской революции. Политический опыт этих стран свидетельствует о целесообразности разделения власти, т.к. оно позволяет не только конкретно определить рамки и функции деятельности каждой ветви власти, но и установить контроль, внедрить систему «сдержек и противовесов». Данная система позволяет предотвращать злоупотребление властью, узурпацию одной ветвью власти других и т. п. Реализация разделения власти дает возможность гармонично соединять такие аспекты жизни общества как власть и свобода, государство и личность под углом зрения самоценности последней.
Разделение власти реализуется в двух плоскостях. Оно возможно по вертикали и по горизонтали:
По вертикали-это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Всего существует два уровня: общенациональный и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. Такая система власти называется федеральной. Так в США, Германии, России сложилась федеральная система управления. Однако в системе управления между этими государствами имеются как определенные сходства, так и различия. Например, система управления в России такая же, как в Германии – трехступенчатая: федерация – земли (16) – общины или союзы общин (в Германии); федерация – регионы – местное самоуправление (в России). Однако в Германии все три уровня административно-управленческой структуры функционируют во многом независимо друг от друга. Каждому из них отведена собственная автономная сфера компетенций предметов ведения и полномочий. В России же пока такой независимости и самостоятельности субъектов правления нет. В Германии, в отличие от России, четко определены сферы совместных действий федерации с землями: расширение и строительство новых высших учебных заведений, включая клиники при них; улучшение региональной аграрной структуры и защита прибрежных зон и др. При этом федерация берет на себя половину расходов в каждой из земель. Таким образом, федерация финансирует те сферы деятельности, которые относятся также к компетенции земель. Взамен она получает право на участие в планировании и надзоре при реализации, например, строительства вузовских комплексов. В Конституции ФРГ предусмотрено также, что федерации и земли могут действовать сообща путем заключения конвенций в области культуры, помощи научным учреждениям и реализации научных проектов, осуществление которых выходит за рамки региона. Что касается прав органов местного самоуправления в Германии, то Конституция предоставляет общинам право самостоятельно решать местные вопросы под собственную ответственность. В таком случае за действиями общины осуществляется только правовой надзор. Данная форма устройства государственной власти позволяет субъектам федерации действовать в определенных сферах самостоятельно, что повышает уровень ответственности всех звеньев федеративного устройства.
Основным отличием федеративных государств от конфедеративных является отсутствие права на самоопределение субъектами федерации. Если обратиться к мировому опыту, то современные конституции всех федеральных государств за исключением Эфиопии (Конституция 1994г.) не предусматривают права на сецессию. Например, в США гражданская война 1861-1865 годов была обусловлена желанием южных штатов стать независимыми. То же самое можно привести в пример события в Швейцарии XIX века, где право на самоопределение кантонам было приостановлено судебными решениями. Однако имеются и противоположные примеры. В начале 1930-х Венесуэла покинула Федерацию Великой Колумбии, в 1965 году Сингапур вышел из состава Малайзии, в 1991 году из состава СССР вышли прибалтийские республики, в 1999 году в результате референдума Восточный Тимор вышел из состава Индонезии. Все это указывает, с одной стороны на незавершенность международного права в части права наций на самоопределение, с другой – неотъемлемое право каждой нации иметь собственный государственный суверенитет.
Если же региональный уровень власти отсутствует или же он слаб, зависим от центра, то такая система власти называется унитарной. Например, Англия представляет собой унитарную систему. Унитарный тип является одной из самых распространенных форм территориально-политической организации. Унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Масштабы централизованности варьируются в разных странах. Вместе с тем, в современном мире унитарные принципы претерпевают изменения. В последние десятилетия в большинстве унитарных стран, таких как Италия, Франция, Великобритания и другие, наметилась тенденция к децентрализации. В некоторых странах тенденции к децентрализации ведут к изменению самого типа государства. Так, после принятия конституции 1978 года в Испании с предоставлением Стране Басков, Каталонии, Галисии, Андалусии автономии, наметилась тенденция к федерализации.
По горизонтали - разделение властей имеет место, когда власть распределяется между элементами государственного управления на одном и том же уровне, например, между тремя ветвями власти на законодательную, исполнительную и судебную.
В различных странах функции законодательной власти не одинаковы и по объему и по содержанию. Но по основным правилам они одинаковы. Носителем этой ветви власти выступает парламент (двух или однопалатный).
Исполнительная власть: в США ее главой является президент, одновременно сочетающий с ней и должность главы государства. В Англии глава государства - монарх, а глава исполнительной власти – премьер-министр. Особенностью этой ветви власти является то, что она может выступать с законодательной инициативой и издавать постановления.
Судебная власть стоит на страже законности и порядка и представлена судами, выступающими гарантами в разделении властей, опирающимися на право судопроизводства.
Разделение властей может осуществляться и на местном уровне. Органы местного самоуправления (муниципалитета) утверждают местный бюджет и управляют муниципальной собственностью.