Последний этап борьбы Греции с Македонией за свою независимость 10 страница
Все эти надписи – надгробные. Они относятся ко II–IV вв. н. э., преимущественно ко времени правления Марка Аврелия Антонина (161–180 гг.). Надписи дают для освещения административного устройства Македонии и некоторых сторон её внутренней жизни дополнительные сведения.27) Здесь выступает целый ряд магистратов, не засвидетельствованных в других македонских источниках. Некоторые надписи проливают свет на социальный строй и монетную систему Македонии. В надписях имеется также богатый материал по генеалогии многих римских родов.28) При раскопках в Стоби найдены мраморные плиты с латинскими надписями. Многие из них – надгробные с интересным содержанием.29)
В первой половине 30-х гг. во время раскопок г. Филипп рядом с остатками византийской базилики обнаружено большое количество латинских и греческих надписей. На мраморных плитах латинские надписи различного содержания. Они относятся большей частью к эпохе Антонинов. Почти все греческие надписи датируются III–IV вв. н. э. и являются свидетельством того, как долго ещё греческий язык в Филиппах находил официальное применение.30)
Много надписей, найденных в Филиппах, посвящено религиозным культам – Асклепию, Серапису и Меркурию. В одной надписи культ Меркурия соединился с культом императора Августа: в надписи содержится упоминание о «Меркурии-Августе».31) Что касается культа Асклепия и Сераписа, то он получил в надписях широкое отражение, на основании чего можно сделать вывод, что, хотя культ Асклепия являлся местным, а культ Сераписа занесён из Египта, всё же довольно скоро эти два культа слились. Асклепий и Серапис были одним и тем же божеством.
Эпиграфические памятники свидетельствуют о довольно широком распространении в Македонии культа императоров. Самой древней надписью, найденной в Филиппах, оказалась надпись, относящаяся к 30 г. и посвящённая Тиберию и Друзу.32) Кроме надписей, посвящённых императорам Августу и Тиберию, найдены надписи в честь императоров Веспасиана, Тита и др.33) По надписям устанавливается местонахождение ряда македонских городов. Так, надпись, опубликованная в 1948 г. И. Венедиковым, определяет местонахождение Бергалы к северо-востоку страны.34) Три надписи, найденные на юго-западе от Стоби, устанавливают местонахождение Аргоса.35) Знаменитая надпись Драника (в настоящее время Кранохории) говорит нам о существовании ранее не известного города Ватина.36) На эпиграфическом материале Ф. К. Папазоглу показала, где надо искать город Пелагонию.37) Изучение и реконструкция одной греческой надписи из Македонии (найденной в Будур-Чифлика около Демир-Капиjе) привели Ф. К. Папазоглу в 1952 г. к интересным выводам относительно существования города «Юменион». Вулич в начале 30-х гг. полагал, что надпись говорит о существовании Юмениона.38) С тех пор этот город фигурирует на археологической карте Югославии. Папазоглу доказала, что Юменион не название города, а имя лица, которое было отмечено декретом.39) Позднее М. Д. Петрушевски эпиграфически подтвердил такое мнение Ф. К. Папазоглу.40) О взаимоотношениях отдельных македонских городов с римской императорской властью говорит надпись о Гераклее, также интерпретированная Ф. К. Папазоглу.41) Ей принадлежит специальное исследование о Гераклее Линкестийской, основанное на большом эпиграфическом материале.42)
Из надписей, характеризующих административное устройство городов и некоторые социальные стороны жизни их населения, следует отметить надпись в честь муниципальных эдилов города Филипп. Из этой надписи видно, что эдилы занимались проверкой правильности мер и весов на рынках. Они имели функцию контролёров мер, в первую очередь мер веса. В надписи содержится часто встречающееся во времена Римской империи выражение: «справедливость императора». Как известно, эта «справедливость» была обожествлена и со времён императора Гальбы перенесена с монет на меры веса.43)
Имеется надпись рыночного происхождения, поскольку она посвящена фортуне и гению рынка. Надпись представляет большой интерес в чисто топографическом отношении, так как даёт указание о местонахождении рынка Филипп или одного из рынков этого города.44)
Большое значение для социальной истории имеют надписи на фрагменте барельефа с изображением Немезиды и фракийского всадника. Они являются новым доказательством существования в Филиппах среднего слоя между декурионами и плебеями. В средний слой допускались богатые вольноотпущенники. Значение этого слоя сравнивают со значением слоя всадников в самом Риме.45)
Социальное значение имеет надпись на могиле одного из дендрофоров. Дендрофоры – рабочие или торговцы лесом, хотя в точности сущность их профессии совсем не известна; с другой стороны, дендрофоры играли определённую роль в церемониях культа Цибелы.46) В греческих надписях из Филипп часто упоминаются имена различных прокураторов.47) В одной надписи упоминаются два лица: отец и сын. Отец имел звание гимназиарха, а сын – звание аганофеты.
В 1953 г. Ф. К. Папазоглу дала новую интерпретацию одной надписи из Чепигово около Прилепа, уточняющей некоторые стороны политической жизни Македонии эпохи империи и устанавливающей связь городов Деуриопос со Стуберром.48) Эта почётная надпись, относящаяся к концу II и началу III в н. э., посвящена Септимию Сильвану Никомаху, родственники которого были освобождены от всех налогов. Никомах принадлежал к известной фамилии, давшей трёх македониархов, из которых один был консулом. Надпись говорит о значении македониархов, их функциях в управлении Македонией как провинцией и о среде, их воспитавшей.
Много надписей имеется на могилах частных граждан. В них часто не содержится указаний на профессию и социальное положение умершего. Поэтому такие надписи не представляют большого исторического интереса.49)
Многочисленные надписи, мелкие, почётные, посвятительные, надгробные, каталоги магистратов, мало интересные каждая в отдельности, собранные вместе, в сочетании с литературными источниками дают чрезвычайно ценный материал для исследований по истории Македонии в эллинистическое и римское время.50)
Приходится выразить сожаление, что собранные во многих музеях балканских стран довольно большие лапидариумы, содержащие много эпиграфических памятников по Македонии, до сих пор далеко ещё не изучены, не изданы и поэтому не вошли в научный оборот.
§ 3. Нумизматика
Нумизматика, изучающая монеты, медали, значки и жетоны со стороны их изображений (типов), надписей (легенд), веса металла (метрология), курса хождения монет, района и времени их обращения, техники их изготовления, остаётся для изучаемого периода более важным источником, чем для доэллинистического. Это объясняется тем, что после Александра Македонского экономически и политически Македония оказалась связанной не только со странами Балканского полуострова, но и с Востоком, а позднее с Римом. Нумизматический материал во многих случаях уточняет скудные данные древних авторов. Он помогает устанавливать хронологию исторических событий, показывает развитие денежного хозяйства, экономики, социально-политической жизни. Нумизматика имеет важное значение в выяснении достижений в области техники, металлургии, искусства. Она обогащает наши знания о религиозных представлениях древних македонян, показывает их эстетические вкусы.51)
Обычно монеты эллинистического периода на лицевой стороне имеют голову царя или бога, а на оборотной – изображение какого-либо божества. Македонские цари, начиная с Александра, вменяли в обязанность монетчикам представлять на обороте монет изображения тех богов, от которых они вели начало своего рода. На монетах появляются головы богов и богинь, так что из монет мы узнаём многое о мифологических верованиях древних народов.
К числу государств, избравших для своих монет преимущественно голову Геракла, что подтверждается множеством найденных монет, принадлежала Македония. Геракл часто изображался с его атрибутами: дубинкой и львиной шкурой. Македоняне, по преданию, считали себя потомками Геракла.52) Лишь на первых по времени монетных дворах Александра Пеллы и Амфиполя монетные резчики стали придавать чертам лица Геракла сходство с македонским царём.53)
Со времени Филиппа II, и особенно его сына Александра, впервые в истории развития монетного дела «монеты одного и того же типа выпускаются одновременно на различных монетных дворах, иногда очень удалённых друг от друга».54) Такая практика, при отсутствии централизации монетного дела, давала местным резчикам простор в выполнении одних и тех же изображений. На них лежит печать особенностей различных монетных школ и локальных стилей.
С эпохи эллинизма нумизматика широко стала использовать портретное искусство, которое до этого времени было запрещено по религиозным мотивам. На монетах до Филиппа II мы видим только изображения богов. Лишь одни персидские цари помещали свои портреты на дариках. Считалось, что изображение бога оберегало монету от порчи. Не всякий решался отрубить кусок монеты, повредить изображение бога. Это считалось святотатством. Впоследствии цари, используя религиозные представления, сами себя обожествляли. Первыми образцами монет с достоверными портретами царя можно считать тетрадрахмы Александра Македонского. На их лицевой стороне изображена голова молодого царя, на которого одета львиная шкура.55) Голова царя на монетах постепенно вытесняет головы божеств в качестве типа лицевой стороны. По утверждению крупнейшего советского нумизмата Н. А. Зографа, это изменение в монетной типологии характеризует собой начало эллинистической эпохи.56) Следует, однако, отметить, что наряду с этим процессом наблюдается также сочетание старой типологии с новой. На лицевой стороне таких монет изображалась голова молодого Геракла в львиной шкуре, а на обратной стороне – Александр на колеснице, запряжённой четырьмя слонами, перед ним связанный пленник.57) На других монетах, вместо самого Геракла, изображаются его атрибуты, чаще всего его палица. На обороте имеются изображения, характеризующие хозяйственную и духовную жизнь народа: голова быка, лира, опрокинутый якорь, амфора, рыба, лук, колчан.58)
Монеты Александра прочно утвердились на греческих рынках. Его золотые статеры и серебряные монеты, преимущественно тетрадрахмы и драхмы, одинаково чеканенные по аттической системе, одерживают решительную победу над всеми другими системами и наводняют все рынки греко-эллинистического мира.59) Количество монет с именем Александра очень велико. Они чеканились и при его жизни, и после его смерти, и в последующие века. При жизни Александра такие монеты чеканились, кроме Македонии, во многих городах Киликии, Сирии и Финикии, а позднее во Фракии, Пелопоннесе, на островах и в Египте.60) Они также чеканились в Вавилоне, Истре, Сипоте, Одессе, Милете и в других городах. Даже золотые статеры Тита Квинкция Фламинина, победителя македонского царя Филиппа V, чеканились по греческой монетной системе. На лицевой стороне имеется изображение головы полководца, на оборотной – Виктория с пальмовой веткой в левой руке, с венком в правой. На поле надпись: Т. Quincti. Тип Виктории взят с золотых статеров Александра Македонского.61)
Начиная со II в. н. э., в Риме стали создавать множество изображений Александра, которые в преобладающем большинстве своём использовались как украшения и в качестве талисманов. Александр изображался на кольцах, геммах, пряжках, пуговицах и прочих предметах, употреблявшихся как принадлежности одежды. Много было с его изображением талисманов. Обожествлённый при жизни, Александр, по представлению людей, обладал чудодейственной силой. Александр часто изображался под видом мифического героя Геракла, которому приписывали способность отвращать дурное влияние. Отсюда возникла и распространилась вера, что изображение Александра является будто бы лучшим средством против всех зловредных влияний как природы, так и людей.62)
До нас дошла целая серия маленьких серебряных и золотых медалей, сделанных во II в. н. э. и имевших значение талисманов. В последующие века такие медали с изображением Александра Македонского продолжали распространяться в большом количестве. Обычай использовать эти медали как талисман сохранялся и после того, как христианская религия стала в Римской империи государственной. Лишь в V в. н. э, изображения Александра заменили христианскими символами.63)
Монеты от имени Александра с его типом и легендой чеканились в эпоху диадохов. Диадохи не имели права выпускать монету от своего имени, пока они не приняли царского титула. Право чекана монеты и помещения на ней своего изображения рассматривалось как один из самых важных атрибутов царского достоинства.64) Поэтому до 306 года до н. э. в установившихся типах царских македонских монет ничего, по существу, не изменяется. Кассандр, например, оставляет на тетрадрахмах неизменным даже имя Александра, помещая своё имя только на медных монетах.65) Правда, Птолемей, Антиох, Лисимах и Селевк сделали попытку чеканить монету от своего имени. Но они на золотой и серебряной монете с типом Александра ставили своё имя без всякого титула. Только в 306 г., когда Антигон, после победы его сына Деметрия над Птолемеем, принял титул царя, первый стал чеканить собственную царскую монету. На его тетрадрахмах, дошедших до нас, уже стоит надпись с именем царя Антигона Βασιλέος Αντιγονου. Примеру Антигона последовали Птолемей, Лисимах и Селевк, тоже объявившие себя царями и получившие право чеканить свою монету. По их примеру стали чеканить свои монеты цари Пеонии и других стран.66)
Однако портреты македонских царей на монетах, кроме портрета Александра, появляются очень редко. Первым помещает на монетах свой портрет Деметрий Полиоркет (294–287). Эти монеты обычно выпускались в районах малоазийских греков, где население уже знало персидские монеты с портретными изображениями. Голова Деметрия изображалась в диадеме или с повязкой. На обратной стороне – Посейдон с трезубцем, внизу имя царя.67) Большинство же монет Деметрия не имеет его изображений. На монетах изображалась крылатая Ника с трофейным жезлом в левой руке и с трубой, в которую трубит, в правой. Она стоит слева, на передней части корабля, внизу которого изображены волны. На обратной стороне – нагой Посейдон с трезубцем в правой руке, внизу – надпись и имя царя. Эти типы монет отражают победу флота Антигона, бывшего под начальством его сына Деметрия, над Птолемеем в 306 г., при острове Кипре.68)
Как правильно отмечает Н. А. Зограф, из позднейших македонских царей только Филипп V и Персей помещают свои портреты на монетах.69) На монетах Филиппа V (220–179) изображены безбородая голова царя в лучистой короне, на обороте – молния между двумя строками надписи, кругом – дубовый венок. Вместе с тем встречаются монеты Филиппа с головой бородатого Геракла в львиной шкуре или с македонским щитом и изображением женской головы в центре. На оборотной стороне, таких монет, кроме имени царя Филиппа, изображались: македонский меч, шлем, лук, палица, колчан, корма корабля.70) На монетах Персея (179–168 до н. э.) – голова царя с небольшой бородой в диадеме. На обороте, среди дубового венка – орёл с приподнятыми крыльями, сидящий: на молнии; внутри венка имя царя Персея с монограммой. Под венком – плуг.71)
Что касается монет остальных македонских царей эллинистической эпохи, то они обычно не имеют портретных изображений.72) Так, на монетах Антигона Гоната (277–239) часто изображена голова Посейдона, увитая морским растением, а на обороте – Аполлон, сидящий на передней части корабля с луком в правой руке. На корабле надпись в две строки и имя царя Антигона.73) Нередки и изображения Афины в шлеме или головы Геракла, покрытого шкурой льва; на обороте – всадник и щит. Интересна монета Антигона Гоната с македонским щитом, украшенным семью звёздами; на нём мужская голова с рогами; позади её пастушеский посох.74) Македонский щит и шлем мы находим на монетах Деметрия II (239–229). На обороте многих из его монет имеется корма корабля с монограммой.75) Подобные сюжеты можно найти и на монетах Антигона Досона (229–220). На них изображался македонский щит или голова молодого Геракла в львиной шкуре; на обороте – Афина архаического стиля или всадник.76)
На монетах эллинистического времени много надписей. Кроме имён городов или царей, выпускавших монету, встречаются в изобилии имена магистратов и, что особенно важно, – дата.77)
Из всего этого можно сделать вывод, что македонские монеты эпохи эллинизма прочно завоевали мировой рынок и находились в обращении на большой территории, во многих странах. Тетрадрахмы Александра Македонского продолжали чеканиться в Риме до III в. н. э. Македонские монеты дают сведения о развитии хозяйства, флота, военного дела. Они углубляют наши знания о мифологии, художественном мастерстве и искусстве.
Во время завоевания Римом Балканского полуострова большинство городов Греции и Македонии утратило независимость и было лишено права чеканки собственной монеты. После поражения Персея при Пидне в 168 г. до н. э. и падения Македонского царства автономная чеканка монет в Македонии прекратилась. Лишь десять лет спустя, в 158 г. до н. э., римский сенат разрешил до сих пор запрещённое производство на золотых и серебряных рудниках и, в связи с этим, также чеканку собственных монет. Разделённая произвольно римлянами на четыре области, Македония в течение восьми лет чеканила свою монету. Каждая область имела в этом отношении свою автономию. До нас дошли монеты с надписью: Μακεδονων πρώτης, Μακεδονων δευτέρας и Μακεδονων τετταρτης.78) Известный немецкий специалист нумизмат Гуго Геблер считает, что из четырёх македонских областей только первая, вторая и четвёртая воспользовались предоставленной римлянами привилегией, поэтому монеты третьей области с центром Пеллой до сих пор не известны.79) Для такого утверждения у нас нет достаточных оснований: скорее всего, монеты третьей области, выпущенные в незначительном количестве, просто до нашего времени не сохранились.
Область с главным городом Пелагонией чеканила, по-видимому, только бронзовые монеты. От области с главным городом Фессалоникой сохранились только одни тетрадрахмы, да и то в очень малом количестве. В противоположность этому в области с главным городом Амфиполем, включавшей в себя богатые залежами металлов Пангейские горы, чеканка монет приняла исключительно активный характер;80) тетрадрахмы этой области являлись самыми распространёнными монетами античного мира. Они занимали особое положение как в стилистическом отношении, так и в типографии, изображали голову Зевса, а на обратной стороне – Артемиду с быком. Геблер считает, что эти монеты должны были отмечать праздничное событие, именно – возобновление работы на золотых и серебряных горных рудниках.81)
При последующей чеканке монет пользовались более простым рисунком. Например, македонский щит на передней стороне совпадал с рисунком на некоторых тетрадрахмах Филиппа V. Только голова царя в середине монеты заменилась изображением Артемиды.
За восемь лет чеканки монет было создано большое количество македонских тетрадрахм, многие из которых дошли до нас. Правда, качество этих монет обратно пропорционально их возрастающему количеству. Только очень немногие монеты с изображением звёзды на обратной стороне отличаются хорошим рисунком и тщательным выполнением. Что касается основной массы монет, то в них ясно наблюдается ухудшение рисунка и всё более грубая и поверхностная работа, неравномерность в рисунке и в характере надписи. Маленькие, тщательно выполненные буквы на одной монете заменяются большими буквами на другой, и старые формы сочетаются во всевозможных комбинациях с новыми. Ещё большим колебаниям подвергается монограмма. Массовое производство монет людьми разной квалификации приводило к тому, что обе их стороны обрабатывались неодинаково и оказывались различными по стилю. Нельзя не согласиться с Геблером, который усматривает здесь известные результаты разделения труда.82) Оно заключалось в том, что более опытные художники предпочитали заниматься изготовлением рисунка лицевой стороны, а менее искусные – более простым рисунком на обороте. Но не всегда передняя сторона монеты имела в стилистическом отношении превосходство над оборотной. Нередко встречаются случаи, когда наблюдается обратное соотношение: оборотная сторона выполнена лучше лицевой. Бывает и так, что обе стороны одинаково хороши или одинаково плохи.
Во время восстания Андриска серия македонских монет обогатилась чеканками двоякого рода. В 149 г. до н. э. выступивший против восставших претор П. Ювентиус Тальна прежде всего захватил Амфиполь и находящиеся вблизи этого города серебряные рудники. Он приказал чеканить тетрадрахмы для возмещения военных расходов. На тетрадрахмах, кроме названия македонской области, имеется знак претора – оливковая ветвь, и подпись легата. Известно, что недостаточные военные силы Тальны не смогли подавить восстания македонян, которые одержали над ним блестящую победу. После поражения римского претора македоняне, по указанию своего царя, начали снова чеканить автономные монеты и запечатлевать на них одержанную победу лавровым венком на голове богини – покровительницы данной области. В отношении стиля эти автономные тетрадрахмы точно совпадают с предшествовавшими монетами, отчеканенными Тальной. Как видно, монеты вышли из рук одних и тех же мастеров. Такое обстоятельство наводит Геблера на мысль, что римский претор привёз в Македонию для своих целей иностранных художников, после его поражения оставшихся на службе у македонян.83)
Когда Македония, после подавления восстания Андриска, превратилась в римскую провинцию, был совершен переход от автономной монеты к провинциальной римской.
Ввиду того, что на Востоке многие государства издавна чеканили свою собственную монету, количество находившихся в обращении местных монет оказывалось очень значительным. Македония, даже став римской провинцией, продолжала чеканить свои аттические тетрадрахмы.84)
Римляне здесь строили монетное дело так же, как и в других восточных провинциях. Они медленно изымали из обращения старые монеты, медленно заменяли их новой римской провинциальной монетой, чекан которой начинался сразу по завоевании страны.85) С потерей Македонией самостоятельности на македонских тетрадрахмах появляется легенда Legatus pro quaestore, хотя все прочие легенды и тип остаются прежними. На македонских монетах этого периода упоминаются и другие официальные лица – квесторы и преторы, которые в некоторых случаях ведали выпуском провинциальной монеты.86)
Право выпуска провинциальной монеты в сенатских провинциях давалось наместнику провинции. Поэтому на монетах проконсульской провинции ставились имя и титул проконсула. Выпускались также провинциальные монеты местного самоуправления. Так, в Македонии выпускалась монета κοινον Μακεδονων.
По нумизматическим данным мы знаем почти без пробелов список римских наместников Македонии за период времени с 148 г. до н. э. до 249 г. н. э. – до царствования императора Филиппа, при котором прекратилась чеканка монет в македонских провинциях.87) Значение этих нумизматических памятников покажется ещё более важным, если учесть, что для более позднего времени, когда такие памятники отсутствуют, список римских высших чиновников устанавливается на основании случайных письменных заметок и является в силу этого очень неполным. Нумизматический список римских магистратов красноречиво свидетельствует о тех внешних изменениях, которым подвергалась форма римского провинциального управления в Македонии.
В провинциях монеты чеканились в соответствии с их правовым положением. Право на выпуск своей монеты, автономной по типу и легенде, имели только те страны, которые являлись civitates foederatae, и граждане, носившие название socii. Но и им был запрещён чекан золота, оставшийся привилегией Рима.88) В городах municipii разрешался чекан провинциальной монеты, выпускавшейся римскими должностными лицами, главным образом квесторами или проквесторами.89) Что касается провинции Македонии, то она в эпоху республики права чеканить собственную монету не имела. По особым поводам производили чеканку монет римские наместники. Так, к началу существования Македонской провинции относятся македонские бронзовые монеты с именем квестора Л. Фульциния. Монеты на лицевой стороне имеют голову Ромы, в точнейшем соответствии с римскими динариями того времени, а на обратной стороне – четырёхстрочную надпись в дубовом венке. Эти бронзовые монеты, которые продолжали чеканиться и при преемнике Фульциния К. Публилии, иногда без названия провинции, предназначались, как полагает Геблер, для замены недостающих римских динариев и совпадали с ними по своему курсу.90) Они чеканились и тогда, когда финансовое положение стабилизировалось и динарии в достаточном количестве стали поступать в римскую казну.91)
Кроме номинала с головой богини Ромы, созданного, по всей вероятности, чеканщиками монет в Амфиполе, квестор К. Публилий чеканил там же бронзовые монеты с головой Посейдона, т. е. по типу автономной чеканки монет в македонских областях. На этих монетах всё более становится заметным влияние латинского языка в надписях, хотя греческий язык ещё повсюду сохраняется. Через полстолетия квестор Эзиллос стал чеканить, наряду с греческим названием «Македония», имя и титул наместника на латинском языке. При наместнике Силене применение двух языков, латинского и греческого, стало правилом.
Новая чеканка монет в Македонии относится к началу I в. до н. э. Она снова была вызвана плохим состоянием римских государственных финансов. Чтобы получить дополнительные источники дохода, наместник Македонии Л. Юлий Цезарь (95–92 гг. до н. э.) предпринял энергичную разработку серебряных рудников в стране; её продолжил и усилил преемник Цезаря К. Фений Сатурнин.92) В это время активно заработали чеканщики монет трёх главных городов македонских областей: Амфиполя, Фессалоники и Пеллы. Первое место среди этих городов стал теперь занимать не Амфиполь, а ставший в 148 г. до н. э. главным городом провинции – Фессалоники. Бывшая столица Македонии Пелла играла уже подчинённую роль. Чеканились в основном тетрадрахмы, в очень ограниченном количестве – драхмы.93)
В эпоху империи монетное дело в Риме и в провинциях с проведением реформ императором Августом претерпевает существенные изменения. С Августа у римлян стало четыре вида монет: 1) монета государственная. Она чеканилась от имени римского народа и сената в самом Риме, из всех трёх металлов; 2) монета военная. Выпускалась во время войны или военного управления покорённой страны от имени полководца и её военного наместника. Последние военные монеты были отчеканены в 23 г. до н. э.; 3) монета провинциальная, выпускаемая гражданской администрацией римских провинций или же федеративных автономных республик греческих городов; 4) монета местная. Она выпускалась отдельными городами-муниципиями для собственного употребления и чеканилась только из меди.94)
Реформами Августа полководцы были лишены права иметь собственную монету. Поэтому при его преемнике в провинциях Римской империи осталось только два вида монет: провинциальная и городская. Провинциальные монеты чеканились как римскими, так и местными властями, а городские – городами, имевшими право автономии и право муниципий. Кроме того, право чеканить медную монету представлялось администраторам рудников, где добывались металлы. Эксплуатация рудников в императорское время достигла больших размеров, и население, обслуживающее рудники, в первую очередь рудокопы, нуждалось в медной монете. Она выпускалась, по всей вероятности, прокуратором, но без упоминания его имени. Рудниковые монеты чеканились и имели хождение на небольшом пространстве – от Адриатического моря на востоке к устьям Дуная,95) III в. н. э.+ Прекращение выпуска таких монет было связано с истощением рудников и начавшимся финансовым кризисом империи.96)
Для провинций восточных римляне оставили местную единицу – драхму, а для провинций западных ввели динарий.
С начала Римской империи право чекана монеты распределялось между императором и сенатом. Император мог выпускать золотую и серебряную монету, сенат – медную.97)
В императорский период на лицевой стороне монет находятся изображения императоров с их титулами, членов императорской семьи. На монетах часто встречаются надписи не только имён императоров, но и названий городов, магистратов, монетных дворов.98)
На провинциальных монетных дворах использовались серебро и медь; в греческих городах и колониях – только медь. Чеканка монет в Македонии была ограничена бронзовыми деньгами. Право чеканки монет Македонская провинция получила при императоре Клавдии, и оно сохранилось за ней до III в. н. э., до царствования императора Филиппа.
Македонские императорские монеты Геблер относит к трём периодам: 1) от Клавдия до Веспасиана; 2) от Домициана до Марка Аврелия; 3) от Септимия Севера до Филиппа.
Из первого периода мы имеем монеты императоров Клавдия, Нерона, Вителлия и Веспасиана. Чеканились два номинала большого и меньшего размера. На больших по размеру монетах изображены на лицевой стороне под портретом Клавдия крылатая Ирида; под портретами Нерона, Вителлия и Веспасиана – стоящий слева Арес. Надпись на лицевой стороне типа с Аресом гласила: «Македонен», а у типа с Иридой – «Сабастос македонен». На монетах меньшего размера постоянным рисунком был круглый щит.
В первый период чеканки встречались также такие маленькие монеты без изображения императора. Эти монеты совпадали в точности по величине и типам лицевой стороны с соответствующими монетами, отчеканенными в Фессалониках. По мнению Геблера, они предназначались для того, чтобы привести в практическое соответствие между собой дробный номинал провинциальных денег и чеканку монет в самом значительном городе страны.99)