Вопрос 47. Совет национальной безопасности США.
Совет по национальной безопасности — консультативный орган при президенте США для решения наиболее важных вопросов национальной безопасности и внешней политики, и координации действий всех основных ведомств, связанных с указанными вопросами.
Совет Национальной Безопасности (СНБ) - это высший, надведомственный, президентский форум, на котором рассматриваются наиболее важные, стратегические проблемы внешней политики и обеспечения безопасности США.
· Совет был создан в соответствии с Актом об обеспечении национальной безопасности 1947 г. По этому же закону предусматривалось создание единого разведывательного органа федерального правительства США в лице ЦРУ и сводного Министерства обороны, объединившего в рамках одной бюрократической машины сухопутные силы, ВМС и ВВС. (в Конгрессе считали, что в годы Второй мировой войны президент Ф. Рузвельт сосредоточил в своих руках слишком большие внешнеполитические полномочия. СНБ был призван в определенной мере ограничить власть президента в сфере внешней политики)
· основная функция СНБзаключается в том, чтобы «давать советы президенту в отношении объединения (integration) внутренней, внешней и военной политики … с целью более эффективного сотрудничества военного ведомства и других министерств и агентств правительства в делах, имеющих отношение к
·национальной безопасности» . При СНБ создавался небольшой бюрократический аппарат во главе с Исполнительным секретарем.
· председателем и одновременно членом СНБ является президент США. К другим постоянным членам Совета относятся: вицепрезидент, государственный секретарь и министр обороны. Кроме того, президент вправе ввести в состав СНБ других министров и их заместителей по своему усмотрению и в зависимости от решаемого вопроса.
· В 1953 г.был учрежден пост помощника президента по национальной безопасности (ПНБ)*, в подчинение которого перешел аппарат Совета. Помощник назначается президентом и его назначение не подлежит утверждению Сенатом, в отличие от глав всех внешнеполитических министерств и ведомств. Деюре он неподконтролен Конгрессу.
· Важнейшей задачей помощника является содействие решению максимально возможного количества внешнеполитических проблем на более низких иерархических уровнях без вмешательства президента. Президент должен заниматься только самыми главными, самыми важными, стратегическими проблемами, которые без него невозможно разрешить. Отбор таких проблем – одна из главных функций ПНБ
· Поскольку законом не регламентируется внутренняя структура Совета и организация его аппарата, каждый президент модернизировал и видоизменял их в соответствии со стилем своего руководства и наиболее важными международными проблемами, которые приходилось решать.
· В системе современного Совета национальной безопасности следует выделять три основных компонента. Это, во-первых, сам Совет, как высший надведомственный внешнеполитический орган. Это, во-вторых, его специализированные комитеты, которые располагаются на трех иерархических уровнях с подчинением нижестоящей структуры (или структур) вышестоящей. В третьих, это постоянный аппарат Совета, подчиняющийся помощнику по национальной безопасности.
· В настоящее время наряду с постоянными членами СНБ (президент, вице-президент, госсекретарь, министр обороны) также на постоянной основе в его заседаниях участвуют директор национальной разведки и председатель Объединенного Комитета Начальников Штабов (ОКНШ). Председатель ОКНШ является высшим должностным военным лицом в США. Директор и председатель выступают в качестве официальных советников СНБ по проблемам соответственно разведки и применения вооруженных сил.
· Вторым важным компонентом системы СНБ являются его специальные межведомственные комитеты. В отличие от времен Киссинджера, Бжезинского, Рейгана в современной практике отсутствует специализация высших комитетов. Просто имеется один Комитет руководителей внешнеполитических ведомств (КР), впервые учрежденный в 1989 г., и один Комитет заместителей руководителей (КЗ), прообраз которого впервые был создан в 1987 г. в результате «Ирангейта». Комитеты нацелены на то, чтобы добиться межведомственного согласия по максимально возможному количеству проектов внешнеполитических решений без вмешательства президента.
· Председательствует на заседаниях комитетов на уровне членов кабинета либо помощник по национальной безопасности президента, либо глава того внешнеполитического ведомства, к компетенции которого в наибольшей мере относится решаемая проблема.
· Третьим важнейшим компонентом системы СНБ является его аппарат. Структурная организация аппарата не регламентируется законом. Каждый президент ее изменяет, в соответствии со своими внешнеполитическими приоритетами, стилем личного руководства и наиболее важными долгосрочными международными проблемами, с которыми ему приходится сталкиваться.
· Возглавляет аппарат СНБ Исполнительный секретарь. В его службу направляются подготовленные различными отделами аппарата проекты документов и аналитические материалы прежде, чем они поступят на рассмотрение ПНБ и президента. Через Исполнительного секретаря также поддерживаются взаимосвязи СНБ с другими министерствами и ведомствами федерального правительства.
48. Эволюция и принципы функционирования двухпартийной системы в США
По широко распространенному убеждению, двухпартийная система ведет к стабильной демократии высокого качества. Среди положительных сторон двухпартийной системы можно выделить следующие:
а) центростремительная тенденция,
б) стабильность исполнительной власти вследствие однопартийного кабинета,
в) две четкие альтернативы у избирателей,
г) усиление большинства.
Двухпартийная система в США характеризуется минимальной партийной фрагментацией, небольшая идеологической дистанцией между партиями, которая сохраняется благодаря центростремительным тенденциям системы. Если в такой системе партия выбирает экстремистскую идеологию, она потерпит поражение на выборах и ей придется вернуться в центр идейно-политического спектра.
Верность большинства американцев общим, признаваемым ими принципам, определяет характер политической жизни страны. Две ведущие политические партии стремятся учитывать общественный консенсус. Это исключает возможность возникновения глубинных разногласий между ведущими политическими партиями страны, превращение их в жёстко структурированные классовые организации. Они не имеют постоянных политических программ, постоянного членства и партийных билетов, членские взносы не взимаются. Только в 1974 г. демократы впервые приняли устав своей партии. Формально членами партий признаются те избиратели, которые на выборах проголосовали за кандидатов данной партии. К президентским выборам партии принимают лишь предвыборные платформы.
Основнвши партиями в США являются Демократическая и Республиканская партии.
Эволюция:
Период | Республиканцы | Демократы |
1760-1820- первая партийная система- федералисты (будущие республиканцы) против республиканцев (будущих демократов, во прикол!) | Идеи- федеральная конституция, усиление центральной власти, развитие промышленности. Электорат: промышленные северные штаты, бизнес-круги. | Против национализации, индустриализации и развития городского капитализма, идея прямого народного самоуправления. Электорат: сельскохозяйственные южные штаты, мелкие фермеры, рабочие и менее обеспеченные граждане. |
1828-1856- вторая партийная система- Виги (будущие республиканцы) против демократов. | Активное федеральное правительство, по сути идеи те же, электорат тот же. | Против национализации, демократизация избирательной системы, против монополии центрального банка, электорат тот же. |
1860-1892- первая эра республиканцев | Освобождение рабов, экономическое развитие интересов собственников. Электорат тот же. | Идея конфедерации. Электорат тот же. |
1896-1932-вторая эра республиканцев | Идеи те же, электорат- северные и западные штаты. | Идеи те же, электорат- южные штаты и Нью-Йорк |
1932-1964-коалиция Нового курса (эра демократов) | Идеи те же, электорат тот же. | Активное вмешательство государства в экономику, поддержка малоимущих. Электорат тот же. |
1968-по настоящее время- эра разделённого правления | Ниже описание нового этапа | Ниже описание нового этапа |
К концу XX века демократы и республиканцы практически поменялись электоратом. Долгое время демократическая партия пользовалась поддержкой бедного сельского населения Юга, явно или неявно выступала за расовое разделение. Но именно демократ Линдон Джонсон поставил эту форму дискриминации вне закона. Сейчас демократов поддерживают, в основном крупные города США, густонаселенные приморские штаты с высокоразвитой экономикой. В наше время демократы поддерживают экономические реформы, увеличение расходов на «социалку», повышение налогов, наднациональные корпорации (Microsoft, Apple, Intel); высокотехнологичные отрасли экономики и борьбу с загрязнением окружающей среды; сексуальные, расовые меньшинства (ускоренную адаптацию мигрантов к реалиям США), женские организации; также поддержка планирования семьи и регуляторов рождаемости, клонирования и эвтаназии. Большинство демократов — сторонники абортов и запрета смертной казни. Также выступают за ограниченные вмешательства в экономические процессы и общественную жизнь внутри страны. Кроме того, выступают за ограничение свободной торговли огнестрельным оружием в США. К демократам также относятся пацифисты. И беднейшие жители США.
Республиканцы, в отличие от демократов, придерживаются следующих позиций:
снижение налогов; ограничение нелегальной миграции; свободная торговля; беспрепятственное ношение огнестрельного оружия; борьба с принципом разделения церкви и государства, борьба за нравственность и семейные ценности; борьба против равноправия геев и лесбиянок в сфере семейного, пенсионного, налогового и т. п. законодательства, борьба против абортов и контрацепции; противодействие попыткам увеличить минимальную заработную плату; противодействие мерам по защите окружающей среды, если такие меры противоречат интересам корпораций и фирм; противодействие созданию профсоюзов на частных предприятиях; поддержка смертной казни как исключительной меры наказания; укрепление безопасности страны и увеличение военных расходов, отрицание пацифизма; противодействие эвтаназии и научным исследованиям в области клонирования; оппозиция к тоталитарным режимам; война с международным терроризмом. . Современный электорат — пенсионеры, белые мужчины, жители глубинки и религиозные американцы.
То есть демократы- это бедные, миролюбивые, принадлежащие к различным меньшинствам и выступающие за свободу во всех проявлениях (то бишь либералы). А республиканцы- традиционные, консервативные, воинствующие импотенты типа Ромни, которые готовы угробить все остальные страны и вообще всё живое на Земле, лишь бы заработать ещё больше бабла. Так что, Обама- ты лучший!
Данная картинка отражает соотношение мест в нынешнем Сенате, она отражает современные предпочтения американцев по территориальному признаку. Красные штаты голосуют за республиканцев, синие- за демократов, пурпурные- когда как. То есть мы видим, что со времён образования США всё с точностью до наоборот- демократов теперь поддерживают северные штаты, а республиканцев- южные.
49. Разделенное правление и система сотрудничества и соперничества ветвей власти в США.
После WWII в США устойчивой моделью государственного управления как на национальном уровне, так и на уровне штатов стало разделенное правление (установление контроля разных партий над ИВ и ЗВ). Во 2 пол. XX в. возрастание тенденции «раздельного голосования» электората. В 1945-2008 гг. 8 президентов (в т.ч. Р. Никсон, Дж. Форд, Р. Рейган, Дж. Буш-старший, У. Клинтон, Буш-младший) из 11 солкнулись с разделенным правлением. Приобрела устойчивость «партийная раскладка»: республиканцы контролировали президентство, демократы - Конгресс.
Такое часто в странах с многопартийностью и коалиционными правительствами. По мнениям ученых, президент легче договаривается с Конгрессом по вопр. внеш. пол-ки, а не внутр. Чаще всего в центре борьбы - бюджетно-налоговая политика, развитие социальной сферы, здравоохранение, образование, жилищное строительство.
3/4 американцев проживают в штатах, где имеет место разнопартийный контроль над креслом губернатора и легислатурой. Граждане в общем позитивно относятся к такому феномену. (предотвращ. слишком большое усиление одной из ветвей власти)
Еще есть такая фишка, как "Полуразделенное правление" (контроль оппозиционной президенту партии над одной из палат конгресса).
причины:
· отсутствие национального консенсуса,
· упадок партий,
· недостаточно эффективное политическое руководство,
· рациональный выбор избирателей.
феномен "раздельного голосования". резко возросло в период с середины 60-х до середины 70-х годов, чаще всего президент-республиканец vs конгрессмены-демократы.
факторы, влияющие на это:
*возрастание значения личности кандидатов и ↑ требовательности к ним со ст. избирателей (республ. не удавалось привлечь и убедить народ, что они классные).
*противоречивость позиций избирателей (считается, что республиканцы могут лучше справиться с проблемами инфляции, бюджетного дефицита, обороны, а демократы - с безработицей, вопр. соцобеспечения, образования, защитой интересов фермерства).
*от президента ждут обеспечение нац.приоритетов= республиканцы. От конгрессменов - защиты интересов избирателей = демократы.
*демократов не оч охотно выбирают в през., т.к. партия ассоциир. со "спец. интересами" профсоюзов, этнич.меньш-в, феминистов, либер. активистов => восприн-т как недостаточ. приверж-ть закону у себя дома и америк. интересам за границей.
В настоящее время президент-демократ с 20янв 2009г Б.Обама. Конгресс : Сенат - после промеж. выборов 2010г – демокр.53 vs республ.47; Палата представителей – с 2010г. республ. 242 vs демокр. 193 (до этого 2 года больш-во было у демократов).
Вообще исследований оч мало, ученые не могут договориться о причинах, о том,хорошо это или плохо…Так что это вообще оч. субъективно все J
Сотрудничество/ соперничество. - касается полномочий през. и конгресса.
СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" - особая модель системы разделения властей – ИВ, ЗВ и СВ разделены организационно, полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие. Ни одна не имеет ни формального, ни фактического верховенства, => более 200 лет особую устойчивость конституционной системы США.
Если Конгресс выдвинет законопроект, который Президент сочтет неприемлемым, През. может наложить на него вето. Конгресс может отменить наложенное Президентом вето двумя третями голосов при голосовании обеих палат.
Президент может заключать соглаш. с иностр. гос-вами и производить назначения федеральных должностных лиц, в том числе и членов Верховного суда. Сенат, обязан ратифицировать все договоры и утверждать все назначения, прежде чем они вступят в законную силу. Так Конгресс препятствует возможным непродуманным назначениям со стороны Президента.
полномочия през-та:
*главком армии,флота и нар. ополч.
*помилование
*межд. договоры (при одобрении 2/3 сената)
* назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда (с согл. сената)
* в чрезвычайных случаях может созвать обе палаты Конгресса или любую из них
полномочия конгресса:
· устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины
· занимать деньги в кредит для страны
· регулировать торговлю с иностр. гос-вами, между отдельными штатами и с индейскими племенами
· законы о натурализации и правила банкротства
· чеканить монету (+наказания за подделку), почта
· объявлять войну, формир-ть и обесп-ть армию и флот, нар. ополчение
· учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду
· пиратство (на море и тп), авторские права
50. Роль идеологии в политической жизни США. Либеральная и консервативная традиция
Идеология Демократической партии относится к неолиберализму, идеология Республиканской партии к неоконсерватизму.
Основа обеих идеологий - идеи классической либеральной традиции: равенство, свобода, собственность и рынок.
· Разница между Демократами и Республиканцами - в выборе приоритетов (единство или многообразие) и в понимании равенства
Демократы: в людях больше общего, чем отличий→они могут претендовать на равные возможности, гос-во должно обеспечивать им эти равные возможности и равный результат→за увеличение полномочий федерального правительства.
Республиканцы: в людях больше отличий, чем общего, поэтому государство не должно пытаться уравнять своих граждан.
· В экономической сфере и Демократы, и Республиканцы за капитализм и рынок, отличие - в определении степени вмешательства государства и предела, за которым заканчивается свобода рынка и начинается власть государства.
Республиканцы за минимальное государство- min налоги, min регулирование и более свободный рынок.
Демократы поддерживают «большое» государство, к-ое в состоянии регулировать свободный рынок, поощрять создание рабочих мест и защищать интересы обездоленных и малоимущих.
· Сферы социального обеспечения, здравоохранения, образования: демократы- требуют государственного вмешательства, Республиканцы - на уровень штатов и в руки частных фондов.
(образование: республиканцы: АКТ «ни один ребенок не забыт» - штат, а не фед прав-во разрабатывает свой план ответа
Здравоохранение: демократы: налоговые кредиты малоимущим семьям для оплаты качественных услуг здрав-ия)
· Решение соц. проблем (курение, наркомания) и сфера личных свобод (аборты, однополые браки)
Демократы: Человек способен сделать свой выбор и самостоятельно нести за него ответственность→государство не должно вмешиваться в сферы личных свобод.
Республиканцы: индивид как продукт общества, в котором он живет→за государственный контроль в этой сфере.
сфера | Демократическая партия | Республиканская партия |
цель | Сила и уважение | Единая и свободная страна, равные права и возможности граждан |
Внешняя политика | Цель- продвижение демократии и свободы в мире Будет безопаснее в мире демократий Диалог и консенсус | Цель- долгий демоктратический мир Расширение НАТО-основа мира в Европе Не игнорировать угрозы |
Внутренняя политика | Главная обязанность гос-ва – здоровье и безопасность граждан | Единственная обязанность гос-ва - безопасность |
союзники | «Доктрина Буша лишила нас союзников и поддержки других стран.» | Лидерство США в мировой политике |
Вопрос 51. Конституционная традиция Канады и становление канадской государственности.
Конституция Канады объединяет кодифицированные законы, некодифицированные традиции и соглашения. Она в общих чертах намечает канадскую правительственную систему, а также политические права всех канадских граждан. Как определяется в статье 52(2) Конституционного акта 1982, Конституция Канады состоит из: Акта о Канаде 1982, актов и приказов, указанных в его приложении (включая Конституционный акт 1982), Хартии прав и свобод 1982 г. и каких-либо поправок к этим документам. Фактически последние включают в себя все британские законодательные акты, предшествующие Акту о Британской Северной Америке или изменяющие его. К тому же, Верховный суд Канады подтвердил, что этот список не является исчерпывающим и включает также некодифицированный обычай. Однако почти вся конституционная юриспруденция сосредоточена на Конституционном акте 1867, Конституционном акте 1982 (включающем Канадскую хартию прав и свобод) и «неписаной конституции», которая состоит, в частности, из конституционных соглашений.
После принятия Конституционного акта 1982 поправки к конституции должны производиться в соответствии с частью V Конституционного акта, предусматривающей пять различных процедур изменения. Изменения могут быть предложены по статье 46(1) любой провинцией или уровнем федерального правительства. Обычная процедура, описанная в статье 38(1) и известная под названием «формула 7/50», требует: а) одновременного согласия Палаты общин и Сената; б) согласия двух третей провинциальных законодательных органов (по меньшей мере, семи провинций), представляющих в совокупности, по меньшей мере, 50 % всего населения (они непременно включали бы, по меньшей мере, Квебек и Онтарио, принимая во внимание, что это наиболее населённые провинции). Эта формула применяется особым образом к любому изменению, касающемуся пропорционального представительства в Парламенте, полномочий, способа отбора и составления Сената, Верховного суда, а также добавления новых провинций или территорий. Другие процедуры изменения предусмотрены Актом в исключительных случаях:
· В случае изменения, касающегося положения Королевы, числа сенаторов, употребления одного из двух официальных языков (о чём сказано в статье 43) или состава Верховного суда, изменение должно быть принято провинциями единогласно в соответствии со статьёй 41.
· Однако в случае изменения, касающегося провинциальных границ или употребления одного официального языка внутри одной провинции, оно должно быть принято законодательными органами, к которым это изменение относится (статья 43).
· В случае изменения, касающегося лишь федерального правительства, изменение не требует согласия провинций (статья 44). Это также применимо к изменениям, касающимся лишь провинциального правительства (статья 45).
Неписаные источники канадской конституции
Существование неписаных конституционных принципов Канады было вновь подтверждено Верховным судом в Примечании, относящемся к отделению Квебека:
На практике существует три источника неписаного конституционного права:
Соглашения: Конституционные соглашения являются составной частью Конституции, но не являются по закону принудительными. Они включают, в частности, существование парламентского Кабинета, тот факт, что по обыкновению генерал-губернатор одобряет законы Парламента, и обязанность премьер-министра объявлять выборы, если он теряет вотум доверия.
Королевская прерогатива: Это остатки полномочий, когда-то принадлежавших британской Короне, сокращённых парламентской системой в течение многих лет. Главным образом, это декреты совета, дающие правительству права объявлять войну, заключать договора, эмитировать паспорта, совершать назначения, составлять правила, присоединять и получать земли, доставшиеся Короне.
Неписаные принципы: Это принципы, включённые в канадскую конституцию на основании Введения Конституционного акта 1867 и особенно в силу выражения «конституция, сходная в принципе с конституцией Соединённого королевства». Это также конституционные ценности, проистекающие от необходимых отношений между провинциями и Канадой ввиду создания конституционного договора. В отличие от соглашений, они имеют законную силу. Среди конституционных принципов, выделенных Верховным судом Канады, присутствуют:
· Конституционализм
· Демократия
· Федерализм
· Ответственное правительство
· Независимость судебного ведомства
· Примат права
· Парламентская привилегия
· Уважение меньшинств
Так как эти принципы незаписаны, Верховный суд Канады разъяснил их в ряде решений, но они не были исчерпывающи. Таким образом, постоянно выпускаются новые решения.
Важнейшим стимулом создания канадской федерации послужило внешнеполитическое условие с ярко выраженной военной компонентой, а именно стремление сохранить целостность и независимость перед лицом военной угрозы с юга – со стороны США, в которой популярностью пользовалась идея распространения своего суверенитета на всю Северную Америку.
В процессе создания Канады активно участвовала Великобритания, но в него были вовлечены и ведущие политические силы колоний. Предтечами современной федерации были Объединенная провинция Канады (1841 г.) и Доминион Канада, в который в 1867 г. вошли Квебек и Онтарио (ранее – Объединенная провинция), а также Новая Шотландия и Нью-Брансуик.
Немаловажное значение в формировании федерации имел и субъективный фактор – политическая культура, способствующая утверждению республиканской формы правления. Подавляющая часть англофонного населения имела реформистские и кальвинистские религиозные корни. Главенствующая в Канаде протестантская религиозная организация – Объединенная церковь Канады, многочисленные баптистские и пресвитерианские общины, для которых преобладающим является ковенантное видение мира, активно поддержали создание союза. Кульминационным моментом создания федерации считается конференция представителей будущего союза, утвердившая в 1864 в Квебеке проект конституции, который лег в основу принятого британским парламентом Акта о Британской Северной Америке. Наряду с конституцией этот документ до сих пор считается одним из основополагающих актов Канады.
53. Административно-территориальное деление Канады
Канада, независимость
· 1867 (Акт о Британской Северной Америке) – 3 провинции Британской Северной Америки объединены в доминион Канада, поделенный на две части – Квебек и Онтарио
· 1931 (Вестминстерский статут) – про отношения Англии и её доминионов
· 1982 (Акт о Канаде) (от Соединённого королевства)
·
10 провинций (≈ штаты) – государства, существующие на основании Конституцииб обладают властью в рамках своей компетенции, независимо от федерального правительства. Порядок вступления в конфедерацию:
Онтарио – Торонто – 1867
Квебек – Квебек – 1867
Новая Шотландия – Галифакс – 1867
Нью-Барунсуик – Фредериктон – 1867
Манитоба – Виннипег – 1870
Британская Колумбия – Виктория – 1871
Остров Принца Эдуарда – Шарлоттаун – 1873
Саскачеван – Реджайна – 1905
Альберта – Эдмонтон – 1905
Ньюфаундленд и Лабрадор – Сент-Джонс – 1949
·глава=лейтенант-губернатор:
·имеют свой парламент (однопалатный), правительство (пм+министры), они формально ответственны перед лейтенант-губернатором провинции, а по факту — премьер-министру провинции
·Лейтенант-губернатор – он как генерал – губернатор Канады, только на уровне провинций
·в их компетенции – почти все, даже налоги
3 территории (территориальные единицы, находятся в ведении канадского парламента). порядок вступления в конфедерацию:
Северо-западные территории – Йеллоунайф – 1870
Юкон – Уайтхорс – 1898
Нунавут – Икалуит – 1999
·глава=комиссар:
·может иметь законодательное собрание (по позволению Федерального Парламента), однако они ответственны перед генералом-губернатором и правительством Канады
·образуются законодательно Парламентом Канады
·у каждой территории есть стремление изменить свой статус территории на статус провинции
Различие провинций и территорий (распределение полномочий – основное в КА от 1876 года, ст.91, 92, 93):
- по степени их автономии (полномочия провинций – в Конст.Акте 1867 → изменить их можно лишь через изменение Конституции, но тогда должны быть «за» все провинции, иначе провинция может не принимать эти изменения. Плюс у провинций есть право принимать свою провинциальную конституцию (по Конст.Акту 1982). Территории – в ведении Федерального парламента, меньше самостоятельности у них
- Если гос-во принимает ФЗ, то провинция может не принять его, а для территорий он обязателен