Сразу прошу прощения за такой огромный и не по правилам оформленный ответ. Как могу..

2.1. Период перестройки и гласности

(1985 – 1991 гг.)

Первые пресс-структуры появились в Московском и Ленинградском городских советах. «В то время власть сталаостро нуждаться в диалоге с общественностью и в поддержке последней, в моду вошла гласность как психологический инструмент преобразований, активная политизация общества настраивала представителей власти на поиск новых коммуникационных механизмов». Первые пресс-структурыпоявляются в Московском и Ленинградском городских советах. “Так, исполком Ленсовета являлся главным органом государственного управления всей системой городского хозяйства на момент начала политических реформ периода“перестройки и гласности”. По инициативе председателя Исполкома В. Я. Ходырева 23 февраля 1988 г. был создан Отдел по связям с общественностью и СМИ Ленсовета – одна из первых подобных структур в городе” .

Методом проб и ошибок вырабатывались те принципы отношений со СМИ, все еще находящимися под контролем партии и государства, которые будут востребованы в иных политических условиях. Основными формами деятельности тогда были: рассылка пресс-релизов, организация пресс-конференций, мониторинг СМИ. Так, в 1989 г. пресс-центр организовал 10 пресс-конференций и сделал пресс-ревю 23 центральных и ленинградских газет. Особенно активны были поиски возможностей обратной связи с трудящимися. Например, на Ленинградском телевидении появилась передача “Час пись-

ма”, в которой представители власти пытались ответить на

письма, приходившие в адрес того или иного руководителя с

соответствующим изложением проблемы (социальной, матери-

ально-технической и т.д.). Но одной из самых ярких новаций

стало использование прямыхрадиовключений “Пресс-центр

Исполкома сообщает”. Ежедневно в рамках утреннейинфор-

мационно-музыкальной программы “Ленинградская панорама”

происходило прямое включение из пресс-центра, когда де-

журный специалист сообщал о проблемах, решением кото-

рых занимались представители городской власти в течение

прошедших суток. Вслед за этим шел рассказ о тех решени-

ях, которые были приняты накануне органом исполнительной

власти Ленинграда. Эти сообщения позже дублировались в

печатном виде в одной из городских газет .

Следом за органами власти коммуникации по связям с

общественностью поставили на профессиональную основу си-

ловые структуры и спецслужбы, создав у себя соответствую-

щие отделы. Это вполне объяснимо, так как именно для этих

структур характерно особое внимание к кризиснымситуаци-

ям, разрешение и смягчение которых и становится основным

в их работе с общественностью. Если для другой структуры

кризис - это исключение из правил, то силовые структуры

находятся в постоянной готовности к работе в кризисной

ситуации. Здесь, видимо, также сыграл важную роль широ-

кий опыт еще царской России и потом Советского Союза в

области связей с общественностью силовых структур (тогда,

конечно, так не называвшегося, но, по сути, соответствую-

щего принципам современных пиар-технологий). Кроме того,

в СССР детально разрабатывалась эффективность агитаци-

онной и пропагандистской работы в рамках идеологических

партийных институтов власти. Средства массовой информации

входили в них в качестве подчиненного звена.

С 1985 года в России в очередной раз произошли из-

менения во взаимоотношениях органов власти и общества.

Данному процессу во многом способствовали новыеструк-

туры, которые пришли на смену отделам пропаганды и вы-

звали потребность в пересмотре прежних идеологических

стереотипов. Процесс трансформации сопровождался ощути-

мым ослаблением цензуры в СМИ, форсированным изуче-

нием, а иногда и простым копированием зарубежного опыта

работы государственных пресс-служб и отделов по связям

с общественностью. После реформы власти в 1990 году

в аппарате Президента СССР появились должности пресс-

секретарей, был значительно усилен и «омоложен» журна-

листский пул. Тогда же были сформированы базовые пресс-

центры и пресс-службы высших органов законодательной и

исполнительной власти (как на уровне СССР, так и РСФСР).

Основными функциями этих структур являлись организация

информационно-издательской деятельности органов власти,

информационное обеспечение государственных СМИ, аккре-

дитация журналистов и работа с обращениями граждан. В

то же время начиналось активное вовлечение населения в

широкомасштабные информационные кампании.

В 1991 году после отмены руководящей роли КПСС (март

1990) и изменения общего информационного фона в сторо-

ну «коммунизм – антикоммунизм (демократия + рынок)»,

появились первые официально зарегистрированные альтер-

нативные политические партии: Либерально-демократическая

партия СССР и Демократическая партия России (в 1992 году

Минюст РФ зарегистрировал уже 20 политических партий).

Их появление, выход на рынок альтернативной партийной

периодики и пропаганды наряду с фракционным и идеоло-

гическим противоборством внутри союзного и российского

парламентов (и между ними) также оказали определенное

влияние на активизацию процессов в сфере идеологии и

связей с общественностью.

Среди значимых информационных кампаний, проведенных

с разным успехом частично реформированнымигосструкту-

рами, можно выделить следующие, связанные с:

- выборами делегатов Съезда народных депутатов СССР

(март 1989 г.);

- референдумом «о сохранении обновленного Союза» 17

марта 1991 года.

Референдум бойкотировали 6 республик из 15 (Армения,

Эстония, Грузия, Литва, Латвия и Молдавия). При высокой

активности голосующих (80%), 76 проголосовали за сохране-

ние Союза – это главным образом жители сельских районов

и республик Средней Азии.29

В российском референдуме «О проведении всеобщих вы-

боров Президента России» 70% населения проголосовали

«За».

Среди самых мощных «провалов» пропагандистскойгосу-

дарственной машины СССР можно назвать информационный

вакуум вокруг взрыва на Чернобыльской АЭС в апреле 1986

года и информационное «освещение» трагических событий в

бывших союзных республиках (Армения, Азербайджан, Гру-

зия, Узбекистан, Литва и др.), связанных с неэффективными

методами решения национальных вопросов.

Непродуманность и противоречивость решений власти на-

иболее остро проявились именно на информационном поле.

Неспособность, а зачастую и нежелание Центра постоянно

поддерживать честный, открытый и конструктивный диалог с

обществом, привела к искажению восприятия декларируемых

целей и задач, к нарастанию социального напряжения и в

итоге – к скоропалительному, болезненному и глобальному

демонтажу огромной социальной системы с тяжкими пос-

ледствиями для «обманутого» населения.

Технологические наработки в сфере связей с обществен-

ностью в госструктурах, приобретенные в этот период, пос-

ле окончательного распада СССР, ухудшения экономической

ситуации и изменения международной обстановки перешли

в наследство новой российской власти со всеми их плюсами

и минусами.

2.2. Пресс-службы в период формирования

российской системы власти (1991 – 2000 гг.)

Основными центрами информационной и гражданской

активности с 1991 по 2000 годы стали соответствующие подразделения администрации Президента РФ (инфор-

мационное управление, пресс-служба), аппарата Прави-

тельства РФ (пресс-центр, управление правительственной

информации) и обеих палат Федерального Собрания РФ

(пресс-служба Государственной Думы РФ и пресс-служба

Совета Федерации РФ). Одновременно создавались пресс-

службы, пресс-центры и центры общественных связей в

органах исполнительной и законодательной власти россий-

ских регионов.30

Мощным толчком к формированию такой разветвленной

сети информационных служб, а также отделов по связям с

общественностью российской государственной власти пос-

лужили парламентские выборы 1993 – 1995 гг. Это были

первые широкомасштабные избирательные кампании, прохо-

дившие по новой системе.

В это время на рынке информационных технологий нача-

ли появляться новые активные игроки – российские частные

и зарубежные PR-компании, представители иностранных по-

литических фондов, профессиональные услуги которых ока-

залисьвостребованными основными российскими участника-

ми политической жизни в предвыборной борьбе.

Несмотря на то, что новый механизм системы власти в

этот период прошел серьезнейшую проверку временем, пре-

жние ошибки госсистемы сохранились практически в полном

объеме. Представители власти не готовы были доступно и

четко объяснять обществу реальные промежуточные, окон-

чательные цели и задачи реформ, комментировать причи-

ны неудач и ухудшения социально-экономической ситуации.

Причем это последовательное безразличие к нуждам и ин-

тересам населения сопровождалось длительным процессом

бессистемного передела собственности, резким социальным

расслоением общества и непрерывной борьбой за власть

(включая жестокое, упорное и иррациональное противосто-

яние ветвей власти) и ресурсы. Некоторое время выручали

масштабные внешние заимствования, выделявшиеся Западом

в основном для локализации и тушения социальных пожаров.

Не случайно, одним из ключевых направлений государствен-

ных пресс-служб на данном этапе и стала демонстрация

жизнеспособности самой системы власти и ее представи-

телей, демонстрация нелимитированного кредита доверия

(и кредита финансового) Запада российским реформам и

прочие приемы, будто бы напрямую позаимствованные из

недавнего советского прошлого…

Параллельно развивался и процесс становления тех струк-

тур, которые формировали номенклатуру субъектов медиа-

рилейшнз. Характерен пример организации отношений пре-

зидентской администрации со СМИ. С приходом к власти

Б. Н. Ельцина возникает институт пресс-секретарей рядом

с высшим должностным лицом государства. Подобная схема 31

была “спущена вниз” по управленческой чиновничьей лестни-

це: пресс-секретари появились у всех членов Правительства

РФ, в Государственной Думе и Совете Федерации Федераль-

ного Собрания. Обзавелись соответствующими помощниками

по общению с прессой и главы субъектов Федерации – гу-

бернаторы. Эти процессы датируются 1992-1994 гг. Проис-

ходившая в России перестройка государственной системы

управления (ликвидация Советов на всех уровнях, принятие

Конституции РФ, выборы в Государственную Думу и т.д.)

требовала от власти активной информационной политики. А

ее выработка и тем более реализация никак не могла про-

изойти без работы соответствующих пресс-служб. Создание

необходимых подразделений в структуре исполнительной и

законодательной власти происходило повсеместно. И если

на федеральном уровне четко разграничивались функции

и задачи пресс-службы, управления информации и Минис-

терства по делам печати, то в регионах и крупных городах

формирование подобных органов носило ярко выраженный

объединяющий характер. Как правило, такой организацией

становился городской, областной или республиканский Ко-

митет по делам печати и средствам массовой информации

(названия могли быть разными) .

Отчетливым признаком становления пресс-служб в 1990-х

гг., независимо от региона или уровня властных полномочий,

являлась активная информационная деятельность, направ-

ленная на максимально возможное распространение фактов,

мнений, данных о деятельности администрации соответству-

ющего субъекта Федерации или конкретного территориаль-

но-административного образования. Схожую картину в это

время можно наблюдать и в органах законодательнойвлас-

ти. Начинается регулярный выпуск информационныхбюлле-

теней различной периодичности (как правило, еженедельно

и ежемесячно), в которых не только излагались те события,

которые происходили внутри структурных подразделений ка-

кого-либо органа власти или были им организованы, но так-

же анонсировались будущие события. Со второй половины

1990-х гг. подобные бюллетени начинают выходить и в элек-

тронном виде, а их рассылка уже носит целевой, адресный

характер. Бюллетени направлялись не только руководителям

СМИ, но и всем лицам, которые входили в управленческую

элиту того или иного субъекта Федерации .

В то время наиболее яркой информационной кампанией

несомненно являлась всероссийская ваучернаяприватиза-

ция, принципы которой вызвали острейшую дискуссию как в

обществе, так и среди специалистов.

К 1996 году российское общество раскололось на два непри-

миримых лагеря. Ностальгия по недавнему советскому прошло-

му оказалась настолько сильной, что в первом туре выборов

Президента чуть было не прошел кандидат от КПРФ, которому

для этого потребовалось приложить на порядок меньше усилий в

сфере социальных технологий, нежели действующему тогда Пре-

зиденту РФ, располагавшему неограниченной полнотой власти

и всеми информационными и пропагандистскими ресурсами, но

практически полностью утратившему доверие населения.

При помощи консолидации усилий профессионального

пиар-сообщества и привлечения колоссальных финансовых

средств, Президенту РФ Борису Ельцину удалось добиться

небольшого перевеса над Геннадием Зюгановым во втором

туре и сохранить статус-кво во власти и в стране.

После думских выборов 1995 года и президентских выбо-

ров 1996 наметился определенный процесс роста эффектив-

ности структур государственного пиара за счет привлечения

опыта и кадровых ресурсов частных российских пиар-кам-

паний. Пик влияния этих специалистов и структур пришелся

на конец президентства Бориса Ельцина, когда в админист-

рации Президента России, по мнению специалистов, практи-

чески было введено внешнее управление – власть в стране

окончательно перешла в руки номенклатуры.

2.3. Пресс-служба в России на современном этапе

Изменения в политической системе России, связанные c

формированием институтов гражданского общества (партий,

независимых СМИ, профсоюзов и других объединений), со-

здали такую ситуацию во взаимоотношениях граждан, когда

их объединения оказались в зависимости у государства. Но

и сами органы государственной власти стали зависимыми от

граждан и объединений. В этих условиях государство уже не

могло выполнять свои функции, не взаимодействуя с обще-

ством и рядовыми гражданами, не добиваясь их поддержки

и одобрения при решении жизненно важных задач через

специальные службы по связям с общественностью.

Сегодня в России практически каждый государственный

орган имеет собственную пресс-службу. В первую очередь это

объясняется тем, что в госучреждении уровень минимальной

PR-достаточности определяется наличием пресс-службы или

пресс-секретаря, так как государственному органу власти

необходимо налаживание коммуникаций с аудиторией, что-

бы проинформировать ее о своей деятельности, определить

направления своей работы, завоевать доверие.

Достаточно заметными являются службы Президента РФ,

Правительства России, обеих палат Федерального Собрания

РФ, силовых структур, общественных организаций и ряда

других федеральных ведомств. Одна из функций пресс-служб

таких структур - установление и развитие информационных

связей с пресс-службами других органов власти, информа-

ционными службами министерств государств - членов СНГ и

других стран, сбор и анализ информации об их деятельности,

распространение информации о работе своей организации.

В основе их взаимодействия лежит принцип коллективной

ответственности. Главная цель взаимодействия - повышение

результативности деятельности органов власти и создание

условий для повышения качества жизни граждан.

Главное требование, которое предъявляется к материа-

лам — объективность, поэтому в них присутствует не только

позитивная, но и негативная информация, в том числе из

оппозиционных СМИ.

В конечном счете, сегодня в России государственную

пресс-службу можно рассматривать как субъект обществен-

ных отношении, продуцирующий, тиражирующий и распро-

страняющий информацию, необходимую для достижения це-

лей данного органа власти. Без получения объективной и

своевременной информации по всему кругу вопросов, без

выработки информационной политики, стратегии и тактики,

невозможно добиться взаимодействия, взаимопонимания и

доверия у населения.

Наши рекомендации