Сразу прошу прощения за такой огромный и не по правилам оформленный ответ. Как могу..
2.1. Период перестройки и гласности
(1985 – 1991 гг.)
Первые пресс-структуры появились в Московском и Ленинградском городских советах. «В то время власть сталаостро нуждаться в диалоге с общественностью и в поддержке последней, в моду вошла гласность как психологический инструмент преобразований, активная политизация общества настраивала представителей власти на поиск новых коммуникационных механизмов». Первые пресс-структурыпоявляются в Московском и Ленинградском городских советах. “Так, исполком Ленсовета являлся главным органом государственного управления всей системой городского хозяйства на момент начала политических реформ периода“перестройки и гласности”. По инициативе председателя Исполкома В. Я. Ходырева 23 февраля 1988 г. был создан Отдел по связям с общественностью и СМИ Ленсовета – одна из первых подобных структур в городе” .
Методом проб и ошибок вырабатывались те принципы отношений со СМИ, все еще находящимися под контролем партии и государства, которые будут востребованы в иных политических условиях. Основными формами деятельности тогда были: рассылка пресс-релизов, организация пресс-конференций, мониторинг СМИ. Так, в 1989 г. пресс-центр организовал 10 пресс-конференций и сделал пресс-ревю 23 центральных и ленинградских газет. Особенно активны были поиски возможностей обратной связи с трудящимися. Например, на Ленинградском телевидении появилась передача “Час пись-
ма”, в которой представители власти пытались ответить на
письма, приходившие в адрес того или иного руководителя с
соответствующим изложением проблемы (социальной, матери-
ально-технической и т.д.). Но одной из самых ярких новаций
стало использование прямыхрадиовключений “Пресс-центр
Исполкома сообщает”. Ежедневно в рамках утреннейинфор-
мационно-музыкальной программы “Ленинградская панорама”
происходило прямое включение из пресс-центра, когда де-
журный специалист сообщал о проблемах, решением кото-
рых занимались представители городской власти в течение
прошедших суток. Вслед за этим шел рассказ о тех решени-
ях, которые были приняты накануне органом исполнительной
власти Ленинграда. Эти сообщения позже дублировались в
печатном виде в одной из городских газет .
Следом за органами власти коммуникации по связям с
общественностью поставили на профессиональную основу си-
ловые структуры и спецслужбы, создав у себя соответствую-
щие отделы. Это вполне объяснимо, так как именно для этих
структур характерно особое внимание к кризиснымситуаци-
ям, разрешение и смягчение которых и становится основным
в их работе с общественностью. Если для другой структуры
кризис - это исключение из правил, то силовые структуры
находятся в постоянной готовности к работе в кризисной
ситуации. Здесь, видимо, также сыграл важную роль широ-
кий опыт еще царской России и потом Советского Союза в
области связей с общественностью силовых структур (тогда,
конечно, так не называвшегося, но, по сути, соответствую-
щего принципам современных пиар-технологий). Кроме того,
в СССР детально разрабатывалась эффективность агитаци-
онной и пропагандистской работы в рамках идеологических
партийных институтов власти. Средства массовой информации
входили в них в качестве подчиненного звена.
С 1985 года в России в очередной раз произошли из-
менения во взаимоотношениях органов власти и общества.
Данному процессу во многом способствовали новыеструк-
туры, которые пришли на смену отделам пропаганды и вы-
звали потребность в пересмотре прежних идеологических
стереотипов. Процесс трансформации сопровождался ощути-
мым ослаблением цензуры в СМИ, форсированным изуче-
нием, а иногда и простым копированием зарубежного опыта
работы государственных пресс-служб и отделов по связям
с общественностью. После реформы власти в 1990 году
в аппарате Президента СССР появились должности пресс-
секретарей, был значительно усилен и «омоложен» журна-
листский пул. Тогда же были сформированы базовые пресс-
центры и пресс-службы высших органов законодательной и
исполнительной власти (как на уровне СССР, так и РСФСР).
Основными функциями этих структур являлись организация
информационно-издательской деятельности органов власти,
информационное обеспечение государственных СМИ, аккре-
дитация журналистов и работа с обращениями граждан. В
то же время начиналось активное вовлечение населения в
широкомасштабные информационные кампании.
В 1991 году после отмены руководящей роли КПСС (март
1990) и изменения общего информационного фона в сторо-
ну «коммунизм – антикоммунизм (демократия + рынок)»,
появились первые официально зарегистрированные альтер-
нативные политические партии: Либерально-демократическая
партия СССР и Демократическая партия России (в 1992 году
Минюст РФ зарегистрировал уже 20 политических партий).
Их появление, выход на рынок альтернативной партийной
периодики и пропаганды наряду с фракционным и идеоло-
гическим противоборством внутри союзного и российского
парламентов (и между ними) также оказали определенное
влияние на активизацию процессов в сфере идеологии и
связей с общественностью.
Среди значимых информационных кампаний, проведенных
с разным успехом частично реформированнымигосструкту-
рами, можно выделить следующие, связанные с:
- выборами делегатов Съезда народных депутатов СССР
(март 1989 г.);
- референдумом «о сохранении обновленного Союза» 17
марта 1991 года.
Референдум бойкотировали 6 республик из 15 (Армения,
Эстония, Грузия, Литва, Латвия и Молдавия). При высокой
активности голосующих (80%), 76 проголосовали за сохране-
ние Союза – это главным образом жители сельских районов
и республик Средней Азии.29
В российском референдуме «О проведении всеобщих вы-
боров Президента России» 70% населения проголосовали
«За».
Среди самых мощных «провалов» пропагандистскойгосу-
дарственной машины СССР можно назвать информационный
вакуум вокруг взрыва на Чернобыльской АЭС в апреле 1986
года и информационное «освещение» трагических событий в
бывших союзных республиках (Армения, Азербайджан, Гру-
зия, Узбекистан, Литва и др.), связанных с неэффективными
методами решения национальных вопросов.
Непродуманность и противоречивость решений власти на-
иболее остро проявились именно на информационном поле.
Неспособность, а зачастую и нежелание Центра постоянно
поддерживать честный, открытый и конструктивный диалог с
обществом, привела к искажению восприятия декларируемых
целей и задач, к нарастанию социального напряжения и в
итоге – к скоропалительному, болезненному и глобальному
демонтажу огромной социальной системы с тяжкими пос-
ледствиями для «обманутого» населения.
Технологические наработки в сфере связей с обществен-
ностью в госструктурах, приобретенные в этот период, пос-
ле окончательного распада СССР, ухудшения экономической
ситуации и изменения международной обстановки перешли
в наследство новой российской власти со всеми их плюсами
и минусами.
2.2. Пресс-службы в период формирования
российской системы власти (1991 – 2000 гг.)
Основными центрами информационной и гражданской
активности с 1991 по 2000 годы стали соответствующие подразделения администрации Президента РФ (инфор-
мационное управление, пресс-служба), аппарата Прави-
тельства РФ (пресс-центр, управление правительственной
информации) и обеих палат Федерального Собрания РФ
(пресс-служба Государственной Думы РФ и пресс-служба
Совета Федерации РФ). Одновременно создавались пресс-
службы, пресс-центры и центры общественных связей в
органах исполнительной и законодательной власти россий-
ских регионов.30
Мощным толчком к формированию такой разветвленной
сети информационных служб, а также отделов по связям с
общественностью российской государственной власти пос-
лужили парламентские выборы 1993 – 1995 гг. Это были
первые широкомасштабные избирательные кампании, прохо-
дившие по новой системе.
В это время на рынке информационных технологий нача-
ли появляться новые активные игроки – российские частные
и зарубежные PR-компании, представители иностранных по-
литических фондов, профессиональные услуги которых ока-
залисьвостребованными основными российскими участника-
ми политической жизни в предвыборной борьбе.
Несмотря на то, что новый механизм системы власти в
этот период прошел серьезнейшую проверку временем, пре-
жние ошибки госсистемы сохранились практически в полном
объеме. Представители власти не готовы были доступно и
четко объяснять обществу реальные промежуточные, окон-
чательные цели и задачи реформ, комментировать причи-
ны неудач и ухудшения социально-экономической ситуации.
Причем это последовательное безразличие к нуждам и ин-
тересам населения сопровождалось длительным процессом
бессистемного передела собственности, резким социальным
расслоением общества и непрерывной борьбой за власть
(включая жестокое, упорное и иррациональное противосто-
яние ветвей власти) и ресурсы. Некоторое время выручали
масштабные внешние заимствования, выделявшиеся Западом
в основном для локализации и тушения социальных пожаров.
Не случайно, одним из ключевых направлений государствен-
ных пресс-служб на данном этапе и стала демонстрация
жизнеспособности самой системы власти и ее представи-
телей, демонстрация нелимитированного кредита доверия
(и кредита финансового) Запада российским реформам и
прочие приемы, будто бы напрямую позаимствованные из
недавнего советского прошлого…
Параллельно развивался и процесс становления тех струк-
тур, которые формировали номенклатуру субъектов медиа-
рилейшнз. Характерен пример организации отношений пре-
зидентской администрации со СМИ. С приходом к власти
Б. Н. Ельцина возникает институт пресс-секретарей рядом
с высшим должностным лицом государства. Подобная схема 31
была “спущена вниз” по управленческой чиновничьей лестни-
це: пресс-секретари появились у всех членов Правительства
РФ, в Государственной Думе и Совете Федерации Федераль-
ного Собрания. Обзавелись соответствующими помощниками
по общению с прессой и главы субъектов Федерации – гу-
бернаторы. Эти процессы датируются 1992-1994 гг. Проис-
ходившая в России перестройка государственной системы
управления (ликвидация Советов на всех уровнях, принятие
Конституции РФ, выборы в Государственную Думу и т.д.)
требовала от власти активной информационной политики. А
ее выработка и тем более реализация никак не могла про-
изойти без работы соответствующих пресс-служб. Создание
необходимых подразделений в структуре исполнительной и
законодательной власти происходило повсеместно. И если
на федеральном уровне четко разграничивались функции
и задачи пресс-службы, управления информации и Минис-
терства по делам печати, то в регионах и крупных городах
формирование подобных органов носило ярко выраженный
объединяющий характер. Как правило, такой организацией
становился городской, областной или республиканский Ко-
митет по делам печати и средствам массовой информации
(названия могли быть разными) .
Отчетливым признаком становления пресс-служб в 1990-х
гг., независимо от региона или уровня властных полномочий,
являлась активная информационная деятельность, направ-
ленная на максимально возможное распространение фактов,
мнений, данных о деятельности администрации соответству-
ющего субъекта Федерации или конкретного территориаль-
но-административного образования. Схожую картину в это
время можно наблюдать и в органах законодательнойвлас-
ти. Начинается регулярный выпуск информационныхбюлле-
теней различной периодичности (как правило, еженедельно
и ежемесячно), в которых не только излагались те события,
которые происходили внутри структурных подразделений ка-
кого-либо органа власти или были им организованы, но так-
же анонсировались будущие события. Со второй половины
1990-х гг. подобные бюллетени начинают выходить и в элек-
тронном виде, а их рассылка уже носит целевой, адресный
характер. Бюллетени направлялись не только руководителям
СМИ, но и всем лицам, которые входили в управленческую
элиту того или иного субъекта Федерации .
В то время наиболее яркой информационной кампанией
несомненно являлась всероссийская ваучернаяприватиза-
ция, принципы которой вызвали острейшую дискуссию как в
обществе, так и среди специалистов.
К 1996 году российское общество раскололось на два непри-
миримых лагеря. Ностальгия по недавнему советскому прошло-
му оказалась настолько сильной, что в первом туре выборов
Президента чуть было не прошел кандидат от КПРФ, которому
для этого потребовалось приложить на порядок меньше усилий в
сфере социальных технологий, нежели действующему тогда Пре-
зиденту РФ, располагавшему неограниченной полнотой власти
и всеми информационными и пропагандистскими ресурсами, но
практически полностью утратившему доверие населения.
При помощи консолидации усилий профессионального
пиар-сообщества и привлечения колоссальных финансовых
средств, Президенту РФ Борису Ельцину удалось добиться
небольшого перевеса над Геннадием Зюгановым во втором
туре и сохранить статус-кво во власти и в стране.
После думских выборов 1995 года и президентских выбо-
ров 1996 наметился определенный процесс роста эффектив-
ности структур государственного пиара за счет привлечения
опыта и кадровых ресурсов частных российских пиар-кам-
паний. Пик влияния этих специалистов и структур пришелся
на конец президентства Бориса Ельцина, когда в админист-
рации Президента России, по мнению специалистов, практи-
чески было введено внешнее управление – власть в стране
окончательно перешла в руки номенклатуры.
2.3. Пресс-служба в России на современном этапе
Изменения в политической системе России, связанные c
формированием институтов гражданского общества (партий,
независимых СМИ, профсоюзов и других объединений), со-
здали такую ситуацию во взаимоотношениях граждан, когда
их объединения оказались в зависимости у государства. Но
и сами органы государственной власти стали зависимыми от
граждан и объединений. В этих условиях государство уже не
могло выполнять свои функции, не взаимодействуя с обще-
ством и рядовыми гражданами, не добиваясь их поддержки
и одобрения при решении жизненно важных задач через
специальные службы по связям с общественностью.
Сегодня в России практически каждый государственный
орган имеет собственную пресс-службу. В первую очередь это
объясняется тем, что в госучреждении уровень минимальной
PR-достаточности определяется наличием пресс-службы или
пресс-секретаря, так как государственному органу власти
необходимо налаживание коммуникаций с аудиторией, что-
бы проинформировать ее о своей деятельности, определить
направления своей работы, завоевать доверие.
Достаточно заметными являются службы Президента РФ,
Правительства России, обеих палат Федерального Собрания
РФ, силовых структур, общественных организаций и ряда
других федеральных ведомств. Одна из функций пресс-служб
таких структур - установление и развитие информационных
связей с пресс-службами других органов власти, информа-
ционными службами министерств государств - членов СНГ и
других стран, сбор и анализ информации об их деятельности,
распространение информации о работе своей организации.
В основе их взаимодействия лежит принцип коллективной
ответственности. Главная цель взаимодействия - повышение
результативности деятельности органов власти и создание
условий для повышения качества жизни граждан.
Главное требование, которое предъявляется к материа-
лам — объективность, поэтому в них присутствует не только
позитивная, но и негативная информация, в том числе из
оппозиционных СМИ.
В конечном счете, сегодня в России государственную
пресс-службу можно рассматривать как субъект обществен-
ных отношении, продуцирующий, тиражирующий и распро-
страняющий информацию, необходимую для достижения це-
лей данного органа власти. Без получения объективной и
своевременной информации по всему кругу вопросов, без
выработки информационной политики, стратегии и тактики,
невозможно добиться взаимодействия, взаимопонимания и
доверия у населения.