Опыт соединенных штатов в борьбе с коррупцией
Задание № 1
С.А. ДЕНИСОВ
Задание № 2
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента Республики Казахстан
от 26 декабря 2014 года № 986
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2015–2025 ГОДЫ
Содержание
1. Введение
2. Анализ текущей ситуации
2.1. Положительные тенденции в сфере противодействия коррупции
2.2. Проблемы, требующие решения
2.3. Основные факторы, способствующие коррупционным проявлениям
3. Цель и задачи
3.1. Цель и целевые индикаторы
3.2. Задачи
4. Ключевые направления, основные подходы и приоритетные меры
4.1. Противодействие коррупции в сфере государственной службы
4.2. Внедрение института общественного контроля
4.3. Противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе
4.4. Предупреждение коррупции в судебных и правоохранительных органах
4.5. Формирование уровня антикоррупционной культуры
4.6. Развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции
5. Мониторинг и оценка реализации стратегии
Введение
Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» возводит коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности и нацеливает государство и общество на объединение усилий в борьбе с этим негативным явлением.
Главный стратегический документ нашей страны, отражающий принципиальную позицию Казахстана по этому важному вопросу, служит основой антикоррупционной политики государства в предстоящие годы.
Общеизвестно, что коррупция ведет к снижению эффективности государственного управления, инвестиционной привлекательности страны, сдерживает поступательное социально-экономическое развитие.
Казахстан с первых дней государственной независимости целенаправленно и поэтапно следует курсу на создание эффективных, соответствующих мировым стандартам, институтов и механизмов противодействия коррупции.
В нашей стране действует современное антикоррупционное законодательство, основой которого являются законы «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», реализуется ряд программных документов, образован специальный уполномоченный орган, комплексно реализующий функции в сфере государственной службы и противодействия коррупции, активно осуществляется международное сотрудничество в сфере антикоррупционной деятельности.
На принципах меритократии, при которой руководящие посты занимают способные и профессионально подготовленные люди, независимо от их социального происхождения и имущественного положения, сформирована система государственной службы, в том числе с четким разграничением и определением функций и полномочий каждого органа и должностного лица государства.
Приняты комплексные меры по развитию сферы государственных услуг и информатизации работы государственного аппарата, сокращающие прямые контакты чиновников с гражданами и минимизирующие условия для коррупционных явлений.
Предпринимаемые меры по повышению уровня жизни граждан, росту национальной экономики, улучшению условий ведения бизнеса, правовой грамотности и социальной активности населения, внедрению электронного правительства, позволившие Казахстану войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, также создают предпосылки для формирования культуры законопослушания и общепринятых антикоррупционных моделей поведения.
Вместе с тем решение стратегических задач по дальнейшему росту экономики, повышению благосостояния народа, воплощению в жизнь амбициозной задачи по вхождению в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира, требует принятия новых системных мер, основанных на модернизации антикоррупционной политики государства и повышения роли институтов гражданского общества в ее реализации, что позволило бы максимально минимизировать коррупционные проявления.
В этой связи на данном этапе есть необходимость принятия нового программного документа государства, определяющего стратегию противодействия коррупции (далее – Стратегия или Антикоррупционная стратегия).
В таком документе ведущая роль должна отводиться комплексным мерам превентивного характера, способным коренным образом сократить уровень коррупции, искоренить причины и условия, ее порождающие в разных сферах жизни государства и общества. То есть акцент должен быть сделан на устранение предпосылок коррупции, а не на борьбу с ее последствиями.
Повышение конкурентоспособности национальной экономики предполагает также приоритетность мер по устранению административных барьеров на пути развития бизнеса, эффективную защиту прав и законных интересов отечественных и иностранных предпринимателей, работающих в Казахстане, от любых коррупционных проявлений.
В целом такая Стратегия должна охватывать основные сферы жизнедеятельности государства и общества, предусматривать разработку и осуществление комплекса разносторонних и последовательных антикоррупционных мер и, тем самым, обеспечить максимальное снижение коррупции на всех уровнях государственной власти, а также в частном секторе, сформировать нетерпимое отношение казахстанских граждан к этому социальному злу.
При этом определяемые Стратегией базовые направления не могут быть раз и навсегда данными. Они должны корректироваться по мере выполнения отдельных мероприятий и с учетом результатов глубокого анализа явления коррупции, ее причин, мотивации коррупционного поведения, серьезной и объективной оценки состояния дел в сфере борьбы с коррупцией.
Анализ текущей ситуации
Проблемы, требующие решения
Коррупция, представляющая собой сложное, исторически изменчивое, негативное социальное явление, возникла, как известно, на ранних этапах развития человеческой цивилизации.
Проблема коррупции существует во всех странах, тормозя социально-экономический прогресс, она различается лишь своими характерными проявлениями и масштабами.
Несмотря на отсутствие универсального и всеобъемлющего определения коррупционного деяния, к нему прежде всего относят злоупотребление чиновниками властью или должностным положением для получения личной выгоды, а наиболее распространенными ее видами признаются обычно подкуп чиновников, использование служебных полномочий в корыстных целях.
Сложность выработки эффективных мер противодействия коррупции обуславливается также ее особенностями для каждого отдельно взятого государства и трудностями, связанными с ее изменчивыми характеристиками.
При определении причин, условий и последствий коррупции должны учитываться такие факторы, как местный менталитет, национальные и религиозные особенности, уровень правовой культуры.
Вместе с тем главными условиями эффективного и системного противодействия коррупции признаются подотчетность и подконтрольность органов власти обществу, независимость и справедливость правосудия, четкие в изложении и несложные в применении законы, меритократия в кадровой политике государства, прозрачность государственных процедур и нетерпимость к коррупции в обществе.
В условиях модернизации экономики и масштабных социальных преобразований в Казахстане все более очевидна потребность в целостной антикоррупционной стратегии, тесно увязанной с современной социально-экономической политикой государства, учитывающей культуру и этику нашего общества, международные тренды в борьбе с этим социальным злом.
Стратегия станет основой для новых механизмов и инструментов повышения эффективности государственной политики в сфере противодействия коррупции.
Помимо сугубо правоохранительной составляющей, в антикоррупционной политике не меньшее значение имеет выбор научно обоснованных форм и методов государственного управления, распределения и использования государственных средств и на этой основе устранение причин и условий коррупции.
В системе противодействия коррупции основополагающим звеном является выявление и минимизация коррупционных рисков, условий и причин, сопутствующих их возникновению.
Оценка коррупционных рисков, уровня их распространенности в различных сферах и отраслях способствует выявлению пробелов в государственном, в том числе нормативно-правовом, регулировании антикоррупционной деятельности, проблем, возникающих в механизмах государственно-правового регулирования, а также выработке мер, направленных на совершенствование правоприменительной практики в процессе антикоррупционной деятельности.
Недостаточная прозрачность при принятии решений, затрагивающих наиболее значимые вопросы общественной жизни, отсутствие надлежащего гражданского контроля и учета общественного мнения в деятельности государственного аппарата ведут к избыточной бюрократии, административным барьерам и злоупотреблению должностными полномочиями, что в совокупности формирует негативные факторы, способствующие росту коррупционных проявлений.
В действующих организационно-правовых механизмах главной проблемой остается нерешенность вопросов надлежащего правоприменения несмотря на происходящее качественное обновление базовых отраслей национального законодательства.
По-прежнему актуальной является проблема использования всего арсенала средств предотвращения коррупционных проявлений.
Действующее законодательство и присущие для казахстанского права институты обладают неиспользованным потенциалом для противодействия коррупции, возможность полноценной реализации которого должна максимально учитываться при рассмотрении вопросов о внедрении зарубежных моделей и опыта в этой области.
Недостает системности и в предупредительно-профилактической работе.
В этом контексте приоритетом для уполномоченного органа по противодействию коррупции должны стать не столько уголовное преследование, сколько разработка и принятие превентивных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий коррупционных проявлений.
При этом внимание должно быть сконцентрировано и на деятельности местных органов власти, в силу расширения их полномочий и ответственности за состояние дел в регионах и поскольку именно они своими государственными услугами обеспечивают удовлетворение повседневных нужд и потребностей граждан.
В целом же в деятельности уполномоченного органа должен сохраняться баланс между его правоохранительными и регуляторными функциями.
Конфликт интересов при выполнении государственных функций также является одной из серьезных причин, способствующих коррупционным проявлениям в государственном секторе. Детальный анализ механизмов реализации государственных функций, в том числе государственных услуг, позволит выявить и устранить причины, способствующие распространению коррупции.
До сих пор недостаточно внимания уделяется повышению правовой культуры граждан и правовому просвещению, особенно по отраслям и нормам действующего права, наиболее востребованным в повседневной жизни населения.
Антикоррупционная пропаганда в основном ограничивается разовыми акциями и кампаниями, шаблонными выступлениями в средствах массовой информации, недостаточно задействовано интернет-пространство.
Существующее информационное поле не всегда способствует консолидации общества в формировании нулевой терпимости к проявлениям коррупции.
Оставляет желать лучшего уровень и качество социологических исследований, посвященных изучению проблем коррупции и эффективности принимаемых государством антикоррупционных мер.
На законодательном уровне до сих пор не разграничены нарушения норм и правил служебной этики от собственно коррупционных правонарушений, что искажает реальную картину коррупциогенности, мешает концентрации усилий государства на актуальных направлениях борьбы с коррупцией и ведет к необоснованному росту коррупционного рейтинга страны.
При этом отсутствует четкое разграничение между уровнями коррупционных деяний и соответственно применяемого наказания за их совершение.
Необходимо наконец-то определиться и с подходами к вопросам противодействия коррупции в частном секторе.
Вмешательство государства в деятельность субъектов предпринимательства должно основываться на четком понимании сферы распространения коррупции и круга лиц, подпадающих под ее определение. При этом не должны создаваться административные барьеры для развития бизнеса и сложности в деле обеспечения благоприятного инвестиционного климата в стране. В целом же должно происходить сокращение участия государства в предпринимательской деятельности.
Предпринимаемые независимым Казахстаном шаги по дальнейшей интеграции в общемировое пространство обязывают нашу страну учитывать определенные международные стандарты, принятые в вопросах противодействия коррупции.
Вместе с тем такие стандарты должны внедряться не только с использованием рекомендаций зарубежных партнеров. Международный опыт должен подлежать тщательному изучению и детальному анализу на предмет его соответствия положениям Конституции страны, сложившейся законодательной и правоприменительной практике, с учетом особенностей формирования и функционирования традиционных и присущих нашей стране правовых механизмов и институтов.
Цель и задачи
Цель и целевые индикаторы
Целью настоящей Стратегии является повышение эффективности антикоррупционной политики государства, вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции и снижение в Казахстане уровня коррупции.
Целевые индикаторы, применяемые в Стратегии:
- качество государственных услуг;
- доверие общества институтам государственной власти;
- уровень правовой культуры населения;
- повышение авторитета страны в международном сообществе и улучшение соответствующих международных рейтингов, в том числе рейтинга Казахстана в Индексе восприятия коррупции «Transparency International».
3.2. Задачи Стратегии:
- противодействие коррупции в сфере государственной службы;
- внедрение института общественного контроля;
- противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе;
- предупреждение коррупции в судах и правоохранительных органах;
- формирование уровня антикоррупционной культуры;
- развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.
Цель и задачи Стратегии направлены на достижение целей Стратегии «Казахстан-2050», учитывают положения программы Партии «Нұр Отан» по противодействию коррупции на 2015–2025 годы, а также предложения и мнения других общественных объединений.
Задание № 3
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О противодействии коррупции
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Законе
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о противодействии коррупции
Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции
Статья 5. Цель и задачи противодействия коррупции
Глава 2. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Статья 6. Система мер противодействия коррупции
Статья 7. Антикоррупционный мониторинг
Статья 8. Анализ коррупционных рисков
Статья 9. Формирование антикоррупционной культуры
Статья 10. Антикоррупционные стандарты
Статья 11. Меры финансового контроля
Статья 12. Антикоррупционные ограничения
Статья 13. Деятельность, несовместимая с выполнением государственных функций
Статья 14. Недопустимость совместной службы (работы) близких родственников, супругов или свойственников
Статья 15. Конфликт интересов
Статья 16. Меры противодействия коррупции в сфере предпринимательства
Статья 17. Национальный доклад о противодействии коррупции
Глава 3. СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
Статья 18. Субъекты противодействия коррупции
Статья 19. Антикоррупционная служба
Статья 20. Компетенция уполномоченного органа по противодействию коррупции
Статья 21. Полномочия уполномоченного органа по противодействию коррупции
Статья 22. Полномочия государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора и должностных лиц по противодействию коррупции
Статья 23. Участие общественности в противодействии коррупции
Статья 24. Сообщение о коррупционных правонарушениях
Глава 4. УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Статья 25. Взыскание (возврат) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг
Статья 26. Недействительность сделок, договоров, актов и действий, совершенных в результате коррупционных правонарушений
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере противодействия коррупции и направлен на реализацию антикоррупционной политики Республики Казахстан.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Президент
Задание № 4
Социально-психологические
Исследования коррупции
В мировом рейтинге коррупции Россия занимает 154 позицию из 178 возможных [8], соседствуя с такими государствами, как Кения, Конго, Новая Гвинея и Папуа, причем в этом рейтинге еще в 2000 г. она находилась на 82 месте, за истекшее десятилетие вдвое ухудшив свои позиции. Негативная динамика наблюдается и по другим параметрам. Объем коррупционных сделок увеличился в нашей стране с 40 млрд долл. в 2001 г. до 300 млрд долл. в 2006 г. [16]. Средний размер взятки с конца 1990-х к концу 2000-х годов возрос в 13 раз и достиг 130 тыс. долл., а средний масштаб «откатов» в начале 2000-х годов составлял 5–10 % от суммы заказа, в середине 2000-х — 30 %, а в конце 2000-х — до 70 % [9].
При этом не только возрастают масштабы коррупционной деятельности, но и расширяется ее «объект». Сейчас продаются не только традиционные услуги коррупционеров, но также должности, звания, награды, дипломы, ученые степени, места в представительных органах и многое другое. Отечественная рыночная экономика — самая «рыночная» в мире, в том печальном смысле, что у нас можно купить то, что в других странах не купишь. «Цели участников коррупционных сделок не ограничиваются материальными траншами, включая в круг притязаний переизбрание на выборах, сохранение должности в административной иерархии, новые деловые возможности», — отмечает С.П. Глинкина [16, с. 236]. Приводятся расценки на депутатские места в Государственной Думе [28, с. 4], где заседает подозрительно много сверхбогатых людей, а также данные о том, что коррупционные доходы депутатов в 15–20 раз превышают их официальные заработки [20]. Статьи в российских газетах пестрят такими заголовками, как «Генеральская должность в Москве стоит миллион долларов», «Коррупционеры украли танковый полк» [16], причем на подобные темы публикуется и немало «заказных» статей, которые тоже являются продуктом коррупции, в данном случае — журналистов. И закономерно, что все чаще звучат утверждения: «страна абсолютно и полностью погрязла в коррупции» [15, с. 460], «практически любые контакты власти и бизнеса в современной России строятся на коррупционной основе» [16, с. 444], «если сравнивать различные социальные недуги, которые сейчас переносит российское общество, то коррупция, бесспорно, является, самым массовым» [20] и др.
Исследователи проблемы подчеркивают, что коррупция представляет собой многоаспектное, многоуровневое[56], системно организованное социальное явление, интегрирующее в себя экономическую, юридическую, социальную, управленческую, этическую и политическую составляющие [16]. Естественно, в нем присутствует и психологическая составляющая (имея самостоятельное значение, она органически включена и в перечисленные — социальную, управленческую, этическую и др.), поэтому психологическая наука просто обязана — перед самой собой и перед обществом — включиться в его междисциплинарное изучение, а психологическая практика — в его искоренение.
Вместе с тем психология лишь в последнее время присоединяется к сообществу научных дисциплин, изучающих коррупцию. Справедливо отмечается, что «в современной научной литературе отражены результаты исследований природы становления коррупции с позиций экономики, политики и права, психологические же особенности формирования коррумпированного поведения у госслужащих не изучены» [26, с. 188]. Ю.М. Антонян пишет: «научные исследования коррупции страдают существенными недостатками, среди которых в первую очередь следует отметить их однобокость. Она выражается в том, что в основном изучаются правовые и социологические аспекты коррупции при полном игнорировании психологических аспектов. Создается впечатление, что берут и дают взятки, злоупотребляют своим служебным положением и т. д. не живые люди с их страстями и влечениями, а некие роботы, лишенные потребности и чувств. Поэтому и предлагаемые меры борьбы с этим явлением не учитывают необходимость решения важнейших вопросов индивидуально-психологического и социально-психологического характера» [12].
Тем не менее психология коррупции как самостоятельная и перспективная (к сожалению!) область психологического исследования начинает формироваться. Прорисовываются и ее основные составляющие: 1) психология коррупционеров; 2) психология коррумпирующих, то есть дающих взятки и т. п.; 3) изучение отношения общества к проблеме коррупции и ее конкретным компонентам; 4) исследования социально-психологических процессов, влияющих на коррупцию.
Так, в результате психологических исследований сотрудников органов внутренних дел, осужденных за коррупцию, выявлено, что они обладают такими качествами, как тенденция общаться с небольшим количеством людей, повышенная осторожность при установлении близких отношений, отсутствие жалости по отношению к жертвам коррупции и др. [26]. Психологический профиль коррупционеров близок к профилю сотрудников правоохранительных структур, осужденных за общеуголовные преступления. При осуществлении противоправной деятельности коррупционеры считают, что расплата за нее не наступит никогда [26]. Аналогичный эффект выявлен и в зарубежных исследованиях коррупции и назван Й. Ламмерсом «моральной близорукостью» [24]. Для них характерны такие виды психологической защиты, как отрицание и компенсация, убежденность в том, что жертвы коррупционных преступлений сами часто совершают подобные преступления, что якобы оправдывает коррупцию. Именно это убеждение во многом позволяет коррупционерам отрицать свою коррупционную деятельность как преступление («все так делают, кто-то больше, а кто-то меньше»).
Следует подчеркнуть и то, что в описанных исследованиях выявилась взаимозависимость коррупции и склонности к агрессии, хотя прямой агрессии в коррупционном поведении, как правило, не проявляется. На этой основе высказывается предположение о том, что одним из главных факторов склонности к коррупционному поведению является скрытая агрессия [26]. Значит, высокая агрессивность как одна из главных характеристик социально-психологической атмосферы современного российского общества [30] вносит большой вклад и в коррумпированность.
Социально-психологическое изучение коррупционного поведения позволило определить два ведущих мотива: первый — достаточно очевидный, состоящий в стремлении к получению материальных благ, второй — психологически более интересный и заключающийся в отношении к коррупции как к опасной и увлекательной игре [12]. По мнению Ю.М. Антоняна, «игровые мотивы в коррупционном поведении переплетаются с корыстными и начинают мощно детерминировать друг друга. Наличие именно этих двух основ мотивации, их взаимное усиление в значительной мере объясняет как распространенность коррупции, так и то, что соответствующее поведение реализуется в течение многих лет, становясь образом жизни» [12].
Социально-психологическую картину дополняют социологические исследования коррупции, проводимые фондом ИНДЕМ. В частности, фиксируются такие социально-психологические характеристики современной российской коррупции, как открытость и цинизм [20]. Они согласуются с приведенными ранее данными о том, что нынешние российские коррупционеры, как правило, не боятся расплаты за свои действия и считают их вполне оправданными. Не подвергая сомнению эти результаты, отметим, что и технологии скрытого, «безопасного» взяточничества непрерывно развиваются, поскольку высокая креативность коррупционеров тоже не вызывает сомнений. В связи с этим укажем, что согласно данным зарубежных исследований наибольших успехов в коррупционных махинациях добиваются творческие люди, характеризующиеся нестандартным подходом к решению задач [24], а некоторые коррупционные схемы просто восхищают своей сложностью и совершенством.
Задание № 5.
Н.А. Абуева
Коррупция и проблема обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан //Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России.Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). – Москва, 2007. С. 471-480.
Коррупция как негативный феномен социально-политического разви- тия общества и государства представляет собой одну из ключевых угроз внутриполитической национальной безопасности.
С процессом обретения независимости политическая система Казахстана претерпела радикальный стресс, основанный прежде всего на необходимости трансформации политического устройства через разрушение прежних норм и строительства нового общества, что, как известно из мировой практики, сопровождается политическим кризисом, продолжительность которого определяется способностью власти своевременно среагировать и скоординировать усилия по стабилизации ситуации. Указанный период по- литической трансформации представляет собой благоприятную почву для развития в государстве феномена коррупции в масштабах, опасных для развития политической системы.
Например, в Казахстане за первое полугодие 2001 г. было зарегистрировано свыше тысячи трехсот коррупционных преступлений и правонарушений, сообщил государственно-правовой отдел администрации президента [1]. В то же время «выявлены многочисленные нарушения закона «О борьбе с коррупцией» вице-премьерами, министрами и другими высокопоставленны- ми чиновниками, которые, например, использовали чартерные рейсы» [2].
А по данным «Транспэренси Интернэшнл» Республика Казахстан в 1999 г. заняла 86-е место, а за 2001 г. — 71-е место [3]. В принципе с каждым годом Республика Казахстан медленно поднимается на верхние строчки данного списка. Эти позиции показывают, что Республика Казахстан встала на последовательный путь искоренения коррупции в системе государствен- ной власти.
Несомненно, коррупционные действия отмечены в большинстве стран мира, однако мировая практика этой борьбы позволила создать комплекс мер для устранения или минимизации этого явления. В то же время бедные слои населения являются самыми большими жертвами коррупции. Прези- дентом РК утверждена уже вторая программа борьбы с коррупцией, создана Государственная комиссия по борьбе с коррупцией, усилилась деятельность КНБ в этом направлении. Однако эта борьба носит внутренний характер, тогда как доказана эффективность борьбы с этим злом с привлечением об- щественных механизмов контроля.
Коррупция берет свое начало с колыбели зарождения человеческой общности и продолжает существовать до наших дней, несмотря на государственно-правовые, нравственные и прочие попытки ликвидировать данную социальную угрозу человечеством. Тем не менее следует признать, что измерить объемы коррупции и свести к минимуму существование данного феномена в государстве представляется возможным. Одними из индикаторов, определяющих уровень коррупции в государстве, служат широко известные индексы восприятия коррупции и взяточничества. Эти индексы базируются в основном на данных исследований среди предпринимательских структур, домашних хозяйств и государственных служащих. Подобного рода исследования сфокусированы на выявлении форм, объемов, условий и причин коррупции. Данные и их анализ помогают определить приоритеты стратегии и дают осно- ву для измерения прогресса и результативности принятых мер. В Республике Казахстан уже есть опыт подобных исследований в предпринимательской сфере. Примером может послужить социологическое исследование, проведенное в 1999 г., по оценке проблемы коррупции предпринимателями.
На сегодня существует множество дефиниций термина «коррупция», поскольку сущность данного феномена изучается уже давно, в основном за- падными учеными, поскольку в странах СНГ данное направление не полу- чило своего должного освещения. Но, несмотря на множество определений, более развернутая характеристика термину «коррупция» была дана междис- циплинарной группой Совета Европы по коррупции в 1995 г.: «коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, кото- рым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет к нарушению обязанностей, возложен- ных по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других».
Во второй статье закона «О борьбе с коррупцией» от 1998 г. Республики Казахстан дается следующее определение данного термина: «Под коррупцией в настоящем Законе понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненны- ми к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем про- тивоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ» [4].
С нынешних позиций можно заключить, что, несмотря на относительную успешность развития политико-экономической базы Казахстана, в стране и по сей день сохраняются существенные проблемы с коррупционными правонарушениями в системе государственного управления. Тем не менее осознание руководством страны данного аспекта общественной жизни может способствовать упорядочиванию конструктивной борьбы с коррупцией.
Сегодня в республике по-прежнему присутствуют характерные для транзитных стран аспекты социально-политического развития, способс- твующие существованию коррупции. Следовательно, особое внимание го- сударственной системе управления стоит уделить оптимизации нижеука- занных факторов:
1. Медленный отход от закрытости и малоконтрольности власти, кото- рые способствуют расширению коррупции. Тем не менее прогрессом, наметившимся в данной области, можно назвать выборы сорока девяти акимов районов и городов, прошедшие в республике 19 октября про- шлого года. Несомненно, данный факт закладывает положительный фундамент в развитие политической системы РК вне коррупционного поля.
2. Сохранение элементов экономики с централизованной системой уп- равления, оставшейся по умолчанию от социалистического прошлого.
Естественное разделение труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка до сих пор находится в стадии формирования. Административные органы, особенно на региональном уровне, сохраняют широкие полномочия на экономическом поле собственного административного объекта, что закладывает предпосылки для распространения ко рупции на местах.
3. Сохраняющиеся социально-экономические проблемы среди населе- ния, в том числе невысокое заработное обеспечение бюджетом республики госслужащих и бюджетников, что может служить катализатором массовой низовой коррупции.
4. Несовершенство законодательства. В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение. На начальных этапах реформы чиновники резко разнообразили сферы контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовать крупные социальные проекты и т. п. Экономическая либерализация сочеталась, во-первых, со старыми принципами чиновничьего контроля за ресурсами, а во-вторых, с отсутствием законодательного регулирования новых сфер деятельности. Именно это является одним из признаков переходного периода и служит одновременно питательной почвой для коррупции. Кроме того, неразвитость законодательства проявляется в плохом качестве законов, в нечеткости законотворческих процедур.
5. Малоэффективность институтов власти. Речь идет прежде всего об исполнительной власти — как в плане реализации ее задач и стратегий, так и в плане ментального отхода от пережитков бюрократического прошлого служащих системы государственного управления. То есть сохраняется тенденция неповоротливости и отсталости государствен- ного аппарата управления и исполнения.
6. Наличие в процессе демократизации провокационных аспектов, к ко- торым следует отнести незаконченность формирования политической культуры, проявляющуюся, в частности, в некоторых нарушениях вы- борных процессов. Кроме того, незаконченность развития партийной системы, проявляющаяся в невысокой политической ответственности партий перед избирателями.
Мировая практика свидетельствует, что реальная политическая конку- ренция служит противовесом и ограничителем для коррупции в политичес- кой сфере, с одной стороны, и для политического экстремизма — с другой стороны.
7. Относительная слабость гражданского общества, сохраняющийся пока отрыв общества от власти, к причинам которого можно отнести шесть уже перечисленных пунктов.
Преодоление вышеотмеченных факторов послужит важным шагом к построению антикоррупционного общества.
В целом для выработки широкомасштабной стратегии в области борьбы с коррупцией необходимо понимание и того, что решение проблемы кроется не только в уголовно-правовом аспекте, но и в социально-политическом. Ввиду вышеуказанных аспектов на нынешний момент в республике созрели предпосылки для проведения существенных реформ как в сфере государственного управления, так и в политической системе в целом.
Обращаясь к экспертному анализу, следует выделить пять базовых элементов, способных снизить уровень коррупции в стране.
Первый элемент — это повышение подотчетности со стороны полити- ческого руководства.
Под политической подотчетностью понимаются ограничения, вводя- щиеся для должностных лиц организациями и учреждениями, имеющими право предпринимать санкции в их отношении, что позволяет отслеживать действия, решения и личные интересы должностных лиц. Прозрачность на основе жесткого общественного контроля является одной из самых эффек- тивных мер надзора за должностными лицами.
Второй элемент — укрепление институциональных ограничений, т. е. разделение властных полномочий и создание перекрестных обязанностей по надзору между государственными учреждениями на основе беспри- страстного и независимого суда.
Третий элемент — развитие гражданского общества с установлением тесного диалога между государством и обществом. Это может способство- вать созданию антикоррупционных НПО, цель кото