Особенности процедуры назначения выборов

С 2006 года выборы в субъектах Российской Федерации, проходившие ранее практически в каждое воскресенье, стали проводиться в установленные два единых дня голосования (в марте и октябре), а с 2012 года – в один единственный, в сентябре. В 2013 году состоялся один из самых масштабных единых дней голосования за всю историю их проведения: прошло около 7 тысяч избирательных кампаний в 80 субъектах Российской Федерации, для проведения выборов и местных референдумов было образовано более 46,4 тысячи избирательных участков, по результатам выборов, замещено более 41 тысячи депутатских мандатов и выборных должностей регионального и муниципального уровней.

Спасибо за внимание!

Статья 10. Назначение выборов

3. Днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

4. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся в ближайшее с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий.

5. Выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.

5.1. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

7. Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Статья 81.1. О порядке применения статьи 10 настоящего Федерального закона

1. Если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо депутатов указанных органов истекает после 31 декабря 2012 года, следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.

2. Сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации пункта 1 настоящей статьи перенесены на более поздний срок, соответственно продлеваются, а сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации указанного пункта перенесены на более ранний срок, соответственно сокращаются.

3. Если выборы в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводились в соответствии с пунктом 5 или 5.1 статьи 10 настоящего Федерального закона в иной, чем второе воскресенье сентября, день, последующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий этого органа, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - в день голосования на указанных выборах. Срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления соответственно продлевается либо сокращается.

Статья 82. О совмещении выборов, продлении или сокращении сроков полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления

6. Допускается законом субъекта Российской Федерации не более чем на один год продление или сокращение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов этого органа с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, срок полномочий которого продлен или сокращен в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, положения статьи 81.1 настоящего Федерального закона не применяются.

Но к настоящему моменту федеральное законодательство сократило до 25 процентов верхнюю границу обязательного применения пропорциональной избирательной системы на выборах в законодательные собрания регионов, причем для городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) такая граница исключена вовсе. Это также связано со стремлением приблизить региональный депутатский корпус к решению актуальных региональных проблем и большему учету интересов избирателей. В Москве уже принято решение о проведении предстоящих в 2014 году выборов в Московскую городскую Думу только по одномандатным избирательным округам. Полагаем, что это увеличит разнообразие электоральных процессов, проходящих в стране, но одновременно поставит новые задачи, например, связанные с оптимизацией схемы избирательных округов, избирательных участков, в том числе при совмещении выборов различных уровней, а также и учетом особенностей формирования государственной власти в субъектах Российской Федерации (например, установленной численности депутатского корпуса региональных законодательных собраний).

В 2012 году восстановлен институт прямых выборов глав российских регионов, которые с 2005 года назначались Президентом Российской Федерации. К настоящему моменту была уже дважды апробирована новая модель проведения выборов глав регионов и избрано 13 губернаторов. Следует подчеркнуть, что процедура регистрации кандидатов на указанную должность была серьезным образом усложнена за счет сбора подписей в свою поддержку установленного количества муниципальных депутатов, представления сведений о зарубежных активах кандидата и членов его семьи, об использовании иностранных финансовых инструментов. Аналогичные требования теперь распространяются и на кандидатов на выборах иных уровней и видов.

Кроме того, в федеральном законодательстве установлена альтернативность определения законом субъекта Российской Федерации порядка замещения должности главы региона – либо путем проведения прямых выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, либо посредством его избрания депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В двух республиках (Дагестан и Ингушетия) последний вариант уже реализован в 2013 году, еще в нескольких регионах такое решение принято.

Выдвижение политической партией федерального списка кандидатов, кандидата по одномандатному избирательному округу считается поддержанным избирателями на основании результатов последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не требует сбора подписей избирателей в любом из следующих случаев:

1) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

2) список кандидатов, выдвинутый политической партией, был допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы;

3) списку кандидатов, выдвинутому политической партией в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", был передан депутатский мандат в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

3. В поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие части 2 настоящей статьи, федерального списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7 тысяч подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте Российской Федерации.

4. Выдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу политической партией, указанной в части 3 настоящей статьи и зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, считается поддержанным избирателями и не требует сбора их подписей.

5. В поддержку выдвижения политической партией кандидата по одномандатному избирательному округу, на которого не распространяется действие частей 2 и 4 настоящей статьи, самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.

6. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы составляет на основании данных, содержащихся в ГАС "Выборы", список политических партий, на которые распространяется действие части 2 настоящей статьи. Указанный список публикуется в общероссийском государственном периодическом печатном издании и размещается на сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в сети "Интернет".

Наши рекомендации

Число: 2105