Научная гипотеза и ее роль в исследованиях
Гипотеза — (греческое слово — основание, предположение), термин многозначен. Гипотезой называется: предположение о существовании явлений, о причинах их возникновения и характере развития; процесс мысли, заключающейся в определенных предположениях и его доказательство; теория, в которой идея обоснована только до уровня предположения значительной степени вероятности.
Научная гипотеза определяется как обоснованное и доказанное предположение либо о непосредственно не наблюдаемом факте, ли6o о закономерном порядке, объясняющем какую-либо совокупность явлений. Необходимость возникновения гипотез детерминирована прогрессом науки — открытием новых данных, которые не охватываются имеющимся объяснением фактов, относящихся к той же самой группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающегося вначале только на ограниченное количество фактов и наблюдений. Гипотеза — форма развития теории. Схема возникновения и становления гипотезы следующая:
Описание фактов |
Анализ известных законов и теорий |
Выдвижение догадки, связанной с интуицией |
Формирование рабочей гипотезы и ее проверка |
Не выполняется |
выполняется |
Отказ от данной гипотезы, выдвижение новой |
Проверка гипотезы |
Формулировка научной гипотезы |
выполняется |
Не выполняется |
Новые теории, законы, закономерности |
Описание фактов осуществляется средствами естественного языка, статистическими методами (таблицы, ряды динамики и пр.) или графически (графики, диаграммы и т.п.).
Специфическими признаками гипотезы являются: адекватность и обоснованность (должна объяснять как можно больший круг установленных ранее и вновь выявленных фактов и по возможности не противоречить установленным ранее положениям науки - противоречия должны быть конкретно и детально проанализированы и объяснены); принципиальная проверяемость (логическая, с помощью эксперимента, на основе практики); полнота, т.е. возможность приложения гипотезы не только к тем явлениям, с которыми была связана потребность в гипотезе, но и к другим — уже известным, но не объясненным в других областях исследования; простота; достоверность.
Гипотезы бывают:
а) описательные (предполагается существование какого-либо явления). Например: система управления должна содержать ….;
б) объяснительные (вскрывающие причины явления). Например: если заменить управляющего, то доходность фирмы увеличится;
в) описательно-объяснительные.
К гипотезе предъявляются определенные требования: она не должна включать в себя слишком много положений (как правило, одно основное, редко больше); в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем; при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.
Гипотеза является формой предположения или допущения, в которой содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, неясном, ставшем предметом исследования.
Основные процедуры построения гипотез: выдвижение гипотез; формулировка (разработка) гипотез; проверка гипотез.
Выдвижение гипотез.Выдвижение гипотез есть основной вид научного творчества, связанный с объективной потребностью в новом знании, которое выступает средством поиска нового способа объяснения еще не известных фактов, имеющихся в конкретных условиях и с определенной вероятностью влияющих на изучаемые явления.
В исследовательском проекте выдвижение гипотез является промежуточным звеном между теоретической частью программы и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на достижение истинного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания.
Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование: когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний; когда для объяснения новых фактов непригодны общие имеющиеся знания. В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу, проводят разведывательные исследования.
Цель выдвижения гипотез: сузить массу возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы; обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.
Требования к выдвижению гипотезы: выдвигаемая гипотеза должна быть достаточно теоретически надежна: преемственной с предшествующим знанием; не противоречить фактам науки; оспариваться могут положения и выводы; выдвигаемая гипотеза должна быть однозначно логически согласована с проблемой и целью; выдвигаемая гипотеза должна заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию; выдвигаемая гипотеза должна быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования, и заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону.
Отвечающие данным требованием гипотезы называются рабочими (работающими в данном исследовании); это предварительное (предположительное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.
Формулировка гипотез.Объяснительная функция гипотезы обуславливает ее формулировку в виде утверждающих и обобщающих суждений. В силу того, что проблема заключает в себе поиск желаемого результата (цель), а гипотеза выступает как предварительный проект решения проблемы, то проблема – цель - гипотеза должны иметь общие понятия и высказывания о ситуации, подлежащей объяснению.
В процессе формулировки гипотетических утверждений и обобщений, необходимо соотносить их с отобранными индикаторами, чтобы собранные в последующем данные обеспечивали эмпирическую проверку гипотез.
Выдвинутые, сформулированные, отобранные и сгруппированные гипотезы включают проблемные вопросы для дальнейшей исследовательской работы, связанной с превращением вероятности в разрешении проблемной ситуации в уверенность или опровержение.
Проверка гипотез.Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования, так как цель любого научно-исследовательского поиска составляет не их формулировка, а получение новых научно-практических знаний, которые обогащают науку знанием принципиально новых фактов и вырабатывают пути и средства целенаправленного воздействия на проблемную ситуацию, и ее разрешения.
Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Не подтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.