Основные принципы «нового государственного менеджмента» (НГМ) в государственном управлении

НГМ как концепция и модель государственного управления оформился в 80-е годы. Он пришел на смену традиционной бюрократической модели управления государством, т.е. явился ответом на кризисные явления в государственном управлении, построенном на принципах бюрократии, иерархической организации, централизации, стабильности организации и государственной службы, единства управления, администрирования. Во многом концепция НГМ и соответствующие ей реформы были стимулированы критикой затратного характера политики государства всеобщего благосостояния и резким падением доверия населения к государственному управлению.

Наиболее активно данная концепция государственного управления разрабатывалась в Великобритании (период Маргарэт Тэтчер), США, Новой Зеландии, Канаде и имеет своих сторонников во Франции, Германии, Скандинавских странах, Японии.

Основные черты новой модели государственного управления были заимствованы в негосударственном секторе экономики. В теории государственного менеджмента взяты за основу рыночные модели регулирования. Рыночная модель поведения считается приемлемой для государственных служащих всех уровней. Мотивация и оценка их деятельности строится, как если бы они были участниками операций на рынке. Сама структура организации управления публичным сектором рассматривается по аналогии со структурой организации бизнеса. Государственное управление, по мысли сторонников рыночного подхода, должно быть предпринимательским.

Утверждается, что с точки зрения менеджмента нет существенных различий между публичным и частным секторами, а, следовательно, публичными и частными организациями можно управлять более-менее одинаково.

При новой организации управления намечается переход от оценки эффективности процесса управления к оценке эффективности результата управления, а следовательно, к сокращению затрат и к повышению прибыльности государственных организаций.

Государственное управление при организации общественных услуг должно отдавать приоритет частному бизнесу, конкурентному снабжению и контрактной системе. При этом необходимо переходить от традиционных долговременных и плохо специфицированных контрактов к кратковременным и более определенным контрактам.

Отношение к потребителю общественных услуг предполагает рыночные характеристики. К потребителю относятся как к покупателю общественных услуг со всеми отсюда вытекающими последствиями.

Основной акцент при реформировании административно-государственного управления на пути внедрения менеджериальных методов и структур ставится на децентрализации (предполагает делегирование полномочий и ответственности нижним уровням управления) и деконцентрации (создание множества независимых агентств и ослабление иерархических связей).

В концепции НГМ понятие эффективность играет существенную роль. Во-первых, речь здесь идет об экономическом понимании эффективности. Государственный менеджмент есть «управление, ориентированное на результаты». НГМ включает понятия производительности и экономичности в деятельность государственного управления. Это означает, что при сокращении государственных затрат результат деятельности государства (услуги, качество жизни, безопасность и др.) должен возрастать.

Общие принципы организации государственного управления в рамках модели НГМ были сформулированы идеологами и практиками этих реформ Д.Осборном и Т. Геблером, которые они назвали принципами обновления современных систем государственного управления:

1. Развивать конкуренцию между поставщиками услуг населению.

2. Расширять права граждан, передавая контроль за деятельностью правительственных учреждений из рук чиновников-бюрократов непосредственно местным общинам.

3. Оценивать работу учреждений не по затратам, а по результатам.

4. Руководствоваться целями и задачами, а не законами и правилами.

5. Превращать клиентов в свободных потребителей, предоставляя им право выбора производителей услуг.

6. Использовать стратегическое планирование и прогнозирование для предупреждения возникновения проблем.

7. Зарабатывать больше, чем тратить

8. Перейти от иерархии к сотрудничеству и командной работе на основе децентрализации управления.

9. Отдавать предпочтение рыночным механизмам перед бюрократическими (административными).

10. Сосредоточиться не столько на оказании услуг, сколько на координации действий всех секторов общества (государственный, частный, некоммерческий) для решения возникающих проблем.

Вышеизложенные принципы и характерные черты позволяют сделать вывод о том, что в реформах нового государственного менеджмента доминируют две тенденции: экономическая – маркетизация, и организационная – дебюрократизация.

Концепция НГМ, развитая в 80–90-е годы, подвергается серьезной критике за ее экономизм, отсутствие интереса к этическим проблемам, умаление значения специфики публичной сферы. Тем не менее, эта концепция была в основе административных реформ во многих странах; она явилась действенным ответом на кризис бюрократической модели управления.

Наши рекомендации