Народничество, его теория, организации, их деятельность.
Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. выработали его основные теоретические положения. Герцен и Чернышевский резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Основными идейными принципами народничества являлись: отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитии в России; стремление создать социалистическое общество, как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме; идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму; представление о русском крестьянине как о человеке будущего; отрицание государственности как формы общественного управления. Народничество развивалось в форме различных направлений, имевших общую цель борьбы - социализм и признававших необходимость революции для достижения этой цели. Ведущим теоретиком пропагандистского направления революционного народничества выступил П.Л. Лавров. Его взгляды содержали следующие идеи: интеллигенция смогла умственно развиться, так как была освобождена от физического труда. Интеллигенция должна вернуть народу этот долг; народ, крестьянство не готовы к социальной революции. Поэтому главная задача интеллигенции - длительная пропаганда идеи социализма в народе; для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа. Ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества стал М.А. Бакунин. Он проповедовал следующие идеи: главная несправедливость - социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство, поэтому цель борьбы - не только ликвидация существующего государства, но и недопущение создания нового; основное средство борьбы - революционный бунт народа. Основной теорией заговорщического направления (П.Н. Ткачев): крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества, поэтому нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации, ни в призыве к бунту; самодержавие не имеет социальной опоры ни в одном сословии русского общества. Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850-начале 1860-х гг. "Земля и воля" (1861-1864) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, В.А. Обручев. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863г. "Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. 19в. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления. "Большое общество пропаганды" существовало в 1869-1874 гг. Его возглавляли Н.В. Чайковский, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. В 1874г. общество участвовало в подготовке массовой акции, называемой "хождение в народ", когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян. Но, в итоге, не удалось поднять их ни на бунт, ни донести до них идеи социализма. "Земля и воля" (1876-1879) - организация под руководством А.Д. Михайлова, Г.В. Плеханова. Стремясь поднять народ на революцию, они считали необходимым: агитацию словом и делом; акции по дезорганизации государства (привлечение в свои ряды офицеров, чиновников, убийство наиболее вредных представителей власти). Землевольцы перешли от летучей агитации к оседлой пропаганде, стали создавать поселения народников в деревне. Но новое "хождение в народ" также не дало результатов. Партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы, объединившихся во главе с Г.В. Плехановым в партию "Черный передел", и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы, как необходимого условия для социалистической пропаганды, а также тактики индивидуального террора, образовавших "Народную волю". Партию "Народная воля" (1879-1882) возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов и др. Народовольцы ставили своей целью: революционный захват власти; созыв Учредительного собрания; утверждение политических свобод; построение, в перспективе, общинного социализма. Основным средством признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа. "Черный передел" (1879-1882). Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне. В 1883г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождение труда" - первую русскую социал-демократическую организацию. Либеральное народничество как течение сформировалось в 80-90-х гг. в результате острого организационного и идейного кризиса революционного народничества. Либеральные народники доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством.