Раздел П. Теоретические проблемы этики
Глава 3. Мораль от древности до наших дней____________________ 75
Отличительной чертой практической морали античного периода стала ее связь с этикой и философией. Пожалуй, трудно назвать другой такой период, когда бытующие моральные нормы и представления (по крайней мере, среди образованных граждан) оказывались бы под таким сильным влиянием этических взглядов философов.
Так, софистика породила стремление к «словесной игре», с помощью которой всегда можно было бы обосновать свою позицию; Сократ заставил сограждан поверить, что «никто не делает зла сознательно, а только по неведению»; Аристотель возвысил представление о справедливости как величайшей из всех добродетелей. Стали реальными нормами поведения идеи стоицизма, призывавшего к свободе от страха перед смертью: «жизнь не добро, и смерть не зло»; эпикурейства, основанного на принципе удовольствия, понимаемого как свобода от страдания, безмятежность, невозмутимость и покой; взгляды киников, провозглашавших, «что естественно, то не безобразно» и призывавших к «переоценке ценностей», в том числе и моральных.
Вместе с тем именно в это время в среде рабов, «изъятых» из морали свободных граждан, формируется своя, рабская мораль — мораль покорности и смирения, лизоблюдства и холуйства, следы которой, к сожалению, сохраняются среди нас и спустя тысячелетия после отмены рабства. Не случайно А.П. Чехов считал, что всем нам еще долгое время надо «по капле выдавливать из себя раба».
Тем не менее новая мораль не должна рассматриваться как шаг назад, ибо она являлась все же отражением более высокого уровня культуры. То лучшее, что было достигнуто моралью первобытного общества, не исчезло: многие из простых норм нравственности, зародившихся в родовом обществе, продолжали жить в среде свободных ремесленников и крестьян. То новое, что появилось — индивидуализм и порожденный им эгоизм, — не только несли в себе негативный моральный смысл, но и способствовали выделению личности из массы, ее самоутверждению. С возникновением демократических государств-полисов у свободных горожан формируются моральные качества гражданственности, такие, как любовь к отечеству и чувство ответственности за него, гражданское самосознание и способность к самопожертвованию.
Наконец, не следует забывать, что наряду с индивидуалистической моралью рабовладельцев и рабской моралью угодничества по-
степенно формировалась мораль протеста против угнетения, бессмысленности и жестокости жизни, развивавшаяся в двух направлениях. Одно из них приводило к бунту против рабства (например, восстание Спартака) и вызывало к жизни такие нравственные качества, как свободолюбие, героизм, ненависть к угнетению, целеустремленность, чувство собственного достоинства. В основе другого направления морали протеста лежал не бунт, а попытка найти утешение, спастись, уйти от этого мира, не борясь с ним. Именно так возникла мораль раннего христианства^, проповедовавшего страдание и терпение как высшие добродетели.
В эпоху Средневековьярелигиозная христианская мораль, зародившаяся как идеология угнетенных и гонимых, стала господствующей. В ее основу легло представление о Боге как высшем благе и источнике всего сущего. Человек же, созданный «по образу и подобию Божьему», рассматривался в единстве трех начал: Духа, устремленного к Богу, Добру и Истине; Души — собственно человеческого Я, способного выбирать между Добром и Злом и потому ответственного за собственную греховность; Тела, которое душа должна освобождать от страстей и направлять к возвышенному духовному началу.
Основой нравственной жизни были провозглашены десять заповедей Ветхого завета и Нагорная проповедь Иисуса Христа. Их значение в духовной жизни не только Средневековья, но и всего последующего времени невозможно переоценить. В них, безусловно, содержатся высшие общечеловеческие ценности, следование которым (безотносительно к религиозности человека) есть благо. Они выполняли и выполняют функции духовного ориентира, который, будучи даже не всегда достижимым («подставь другую щеку» или «возлюбите врагов ваших»), возвышает человека, делает его лучше и чище. Можно долго спорить о том, зачем нужны эти требования и как их исполнять, но что они гуманистичны по своей сути — это бесспорно. Именно эти требования лягут позднее в основу новой этики — этики ненасилия.
Характерной чертой духовной жизни этого периода был приоритет религии и церкви. В области морали это проявлялось в том, что
1 О моральном разложении древнеримской империи и возникновении христианства читайте романы Г. Сенкевича «Камо грядеши», Л. Фейхтвангера «Лже-Нерон» и др.
76 Раздел II. Теоретические проблемы этики