Особенности правового регулирования информации составляющей профессиональную и служебную тайну.
Служебная тайна — защищаемая законом конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах или органах местного самоуправления на законных основаниях, в силу исполнения ими служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности самого органа.
Признаки отнесения сведений к служебной тайне:
-сведения, содержащие служебную информацию о деятельности государственных органов или подведомственных им предприятий, организаций, запрет на распространение которых установлен законом или диктуется служебной необходимостью;
-сведения, являющиеся конфиденциальной информацией для других лиц, но ставшие известными представителям государственных органов в силу исполнения ими служебных обязанностей.
Критерии охраноспособности информации, составляющей служебную тайну:
-информация, составляющая собственную служебную информацию о деятельности самого органа власти;
-охраноспособная конфиденциальная информация, составляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни, — «чужая тайна»;
-сведения, не являющиеся государственной тайной и не подпадающие под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;
-получена информация в силу исполнения служебных обязанностей.
Объекты служебной тайны:
-военная тайна;-тайна следствия;-судебная тайна;-налоговая тайна;
-охраноспособная конфиденциальная информация, со- ставляющая коммерческую, банковскую, профессиональную тайну, тайну частной жизни.
Определение служебной тайны дано в Указе Президента РФ об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера, согласно которому служебная тайна представляет собой служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.
Законодательного акта, который бы более подробно регулировал правовой режим служебной тайны, не было никогда, нет и сейчас, но подготовлен проект ФЗ «О служебной тайне», внесённый в Госдуму.
На документах, содержащих сведения о служебной тайне ставится пометка «Для служебного пользования», и при этом выделяют ряд основных принципов обращения с таким документом (передаются работникам подразделений под расписку; пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями; хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах).
Профессиональная тайна определяется тремя признаками:
-профессиональная принадлежность;
-конфиденциальная информация добровольно доверяется лицу, исполняющему соответствующие профессиональные обязанности, по выбору владельца этой информации;
-у лица, к которому поступает такая информация, возникает обязанность обеспечить ее сохранность.
Профессиональная тайна— защищаемая законом информация, доверенная или ставшая известной лицу (держателю информации) исключительно в силу исполнения им профессиональных обязанностей, не связанная с государственной или муниципальной службой.
Распространение этой информации может нанести ущерб доверителю, но при этом информация не является государственной коммерческой тайной.
Критерии охраноспособности:
-информация стала известной в силу профессиональных обязанностей;
-держатель не состоит на государственной, муниципальной службе;
-запрет на распространение установлен законом;
-не относится к государственной, коммерческой тайне.
Объекты информации, составляющей профессиональную тайну:
-врачебная тайна;-тайна связи;-нотариальная тайна;-адвокатская тайна;-тайна усыновления;-тайна страхования;
-тайна исповеди.
Субъекты профессиональной тайны:
-доверитель;
-держатель;
-пользователь (государственные органы, которым становится известна государственная тайна в связи с использованием служебных обязанностей).
Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей государственную тайну. Ограничение прав субъектов, связанных с государственной тайной.
Правовой базис института государственной тайны составляет ин формационная правовая норма, содержащаяся в ст. 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
Эта норма разделяет всю возможную информацию как объект ин формационных правоотношений на два не пересекающихся множества — открытую информацию свободного доступа и информацию ограниченного доступа, причем в данном случае самого жесткого ограничения —государственную тайну.
Правовую основу этого института составляют также законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, регулирующие отношения в области защиты государственной тайны.
Базовым законом института государственной тайны является Закон РФ «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Законодатель так определяет понятие государственной тайны: «государственной тайной являются защищаемые государством сведения и области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности , Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). В области государственной тайны применяются следующие понятия: носители сведений, составляющих государственную тайну, —материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
система защиты государственной тайны— совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
допуск к государственной тайне— процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ c использованием таких сведений;
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, —санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
гриф секретности— реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
средства защиты информации— технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
перечень сведений, составляющих государственную тайну, —совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством;
отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание -введение в предусмотренном Законом «О государственной тайне» порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям;
рассекречивание сведений и их носителей— снятие ранее введенных в предусмотренном Законом «О государственной тайне» порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
Для государственной тайны устанавливается особенный правовой режим, суть которого заключается в жестком ограничении доступа к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации.
Режим государственной тайныдолжен определять и устанавливать:
-информацию, которая относится к государственной тайне, и информацию, которая не может быть отнесена к государственной тайне;
-порядок отнесения информации к государственной тайне (порядок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну);
-порядок рассекречивания государственной тайны;
-особый порядок допуска (или доступа) к государственной тайне;
-порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну;
-порядок обеспечения защиты государственной тайны;
-ответственность за нарушения режима государственной тайны.
Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне:
-Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
-права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
-права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
-права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.