Средства массовой информации в глобальных сетях (Интернет).
В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» под СМИ понимается форма периодического распространенияпредназначенных для неограниченного круга лицсообщений и материалов. Под периодическим печатным изданием понимаются такие формы как газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Правила,установленные для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информациичерез системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети,если законодательством РФ не установлено иное (ст. 24 Закона).
Отдельные владельцы или держатели сайтов в Интернет действительно регистрируют их как СМИ и получают лицензии на такую деятельность. Это, как правило, те субъекты, которые распространяю! информацию о своих традиционных СМИ еще и с помощью Интернет, или те, кто ранее работали в СМИ и как бы «приучены» к необходимости такой регистрации и лицензированию. Однако большинство владельцев сайтов их не регистрируют.
Хотя подобные рассуждения вроде бы и справедливы, тем не менее норма ст. 24 Закона РФ «О средствах массовой информации» вряд ли может быть применена к распространению массовой информации через Интернет как СМИ.
Одной из основных задач Закона РФ «О средствах массовой информации» является обеспечение свободы массовой информации, в cooтветствии с которой поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничению. Ограничивается законом только распространение «вредной», опасной для общества информации, например, сведений, составляющих охраняемую законом тайну, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, разжигании национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости, пропаганда войны, а также распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (ст. 4 Закона). Следовательно, данным Законом не регулируются отношения по поводу содержания распространяемой информации, за исключением перечисленной выше опасной для общества.
Основное же внимание обращено на отношения организационного порядка, направленные главным образом на регулирование отношений по поводу распределения частот для вещания и на регулирование естественных монополий. То же самое происходит и за рубежом (см. параграф 13.9. «Опыт регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и распространении массовой информации за рубежом»), где деятельность вещательных компаний вообще не лицензируется. Известно, что для распространения информации через Интернет достаточно только подключения к этой сети. Никаких ограничений техничеcкого или организационного порядка здесь нет, а потому отсутствует необходимость государственных мер по регистрации и лицензированию этой деятельности, за исключением ограничения распространения разрешенной для общества информации. Наоборот, лицензирование такой деятельности может рассматриваться как своего рода попытка цензуры. Однако свобода производить и распространять информацию не должна вести ко вседозволенности или к информационной анархии, необходимо защитить общество от распространения через Интернет упомянутой выше вредной информации, а также права авторов при распространении этих произведений через Интернет. Именно в этой области необходимо правовое регулирование отношений в Интернет, связанное с содержанием распространяемой информации. Вопрос об ограничении на распространение содержания информации через Интернет не так уж прост.
Таким образом, можно сделать вывод, что сайт в Интернет по существу нельзя рассматривать в качестве СМИ в смысле Закона «О средствах массовой информации». Раньше норма ст. 24 упомянутого Закона, которой определено, что правила, установленные для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через телекоммуникационные сети, если законодательством не установлено иное, устарел и утратил силу, иначе ее действие может рассматриваться в определенном смысле как попытка введения цензуры.
Принципыотношений по распространению информации посредством глобальных сетей электросвязи:
-ответственность за распространение информации в Сети несет пользователь, распространяющий такую информацию, поскольку сам факт распространения информации говорит о желании пользователя выступить активным участником отношений, т.е. подключить к правоотношениям по распространению информации;
-провайдер, предоставляющий доступ к Сети, не обязан контролировать нарушения своих пользователей (это может решаться в договоре), но обязан предупреждать в ясной и доходчивой форме об ответственности за ненадлежащее распространение информации;
-распространение массовой информации должно оцениваться не по формальным критериям действующего законодательства о СМИ, которое ориентировано главным образом на специфику периодической печати, а с точки зрения последствий именно массового распространения информации».
Таким образом, размещение информации на сайте является способом распространения массовой информации, которое может и должно быть урегулировано правом, при условии соблюдения тонкого баланса интересов личности и общества в связи с провозглашенной свободой m.i информацию.