Лабораторная работа №3. Структурно-функциональные основы рефлексов человека, используемые в клинике.
Для работы необходимо: неврологический молоточек, шпатель, вата, стул. Исследования проводят на человеке.
Цель работы: Освоить методику получения рефлексов человека при раздражении различных рецептивных полей и провести анализ путей распространения возбуждения.
Ход работы: Методика получения рефлексов описана на таблице 2.
Таблица 2.
Структурно-функциональные основы спинальных и
бульбарных рефлексов человека
Рефлексы | Методика исследования | Рефлекторная дуга |
Сухожильные рефлексы | ||
Коленный рефлекс | Испытуемого усадите на стул, попросите его положить ногу на ногу. Молоточком нанесите легкий удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки. В ответ возникает разгибание ноги. | II – IV поясничные сегменты спинного мозга (L2 – L4) |
Ахиллов рефлекс | Попросите испытуемого встать коленями на стул, чтобы ступни обеих ног свободно свисали. Молоточком нанесите легкий удар по пяточному (ахиллову) сухожилию. В ответ возникает подошвенное сгибание стопы. | I – II крестцовые сегменты спинного мозга (S1 – S2) |
Кожные рефлексы | ||
Брюшные: а) верхний б) средний в) нижний | а) Рукояткой неврологического молоточка, затупленной иглой или спичкой нанесите штриховое раздражение кожи на 3-4 пальца выше пупка параллельно реберной дуге. В ответ наблюдается сокращение брюшных мышц на соответствующей стороне. б) Нанесите штриховое раздражение кожи на уровне пупка, в ответ наблюдается сокращение брюшных мышц. в) Нанесите штриховое раздражение кожи на 3-4 пальца ниже пупка, при этом в ответ наблюдаем сокращение брюшных мышц. | VII – VIII грудные сегменты спинного мозга (Т7 – Т8) IX – X грудные сегменты спинного мозга (Т9 – Т10) XI – XII грудные сегменты спинного мозга (Т10 – Т11) |
Надкостничные рефлексы | ||
Надбровный рефлекс | Испытуемого усадите на стул. Неврологическим молоточком нанесите легкий удар по краю надбровной дуги. В ответ наблюдаем смыкание век. | I ветвь V – VII черепно-мозговых нервов |
Нижне-челюстной рефлекс | Испытуемого усадите на стул, попросите приоткрыть рот. Неврологическим молоточком нанесите легкий удар по подбородку. В ответ наблюдаем сокращение жевательных мышц и поднятие нижней челюсти. | Чувствительные и двигательные волокна III ветви V черепно-мозгового нерва. |
Рефлексы слизистых оболочек | ||
Корнеальный рефлекс | Испытуемого усадите на стул. Кусочком свернутой ваты прикоснуться поочередно к роговице правого и левого глаза. Наблюдаем смыкание век. | Чувствительные и двигательные волокна V – VII черепно-мозговых нервов. Чувствительные и двигательные ядра IX – X черепно-мозговых нервов. |
Коньюнктивальный рефлекс | Испытуемого усадите на стул. Кусочком свернутой ваты прикоснуться поочередно к коньюнктиве правого и левого глаза. Наблюдаем смыкание век. | |
Глоточный рефлекс | Испытуемого усадите на стул. Шпателем прикоснитесь к задней стенке глотки. В ответ наблюдаем рвотное или кашлевое движение. | Чувствительные и двигательные ядра IX – X черепно-мозговых нервов. |
Небный рефлекс | Испытуемого усадите на стул. Шпателем прикоснитесь к небной занавеске. В ответ наблюдаем поднятие небной занавески. |
Вывод: Нарисуйте рефлекторную дугу одного спинального и одного бульбарного рефлекса человека. Отметьте на рефлекторной дуге все его звенья.
Материалы для проверки знаний по теме «Физиология спинного мозга»
Контрольные вопросы
1. Приведите общепринятую классификацию нейронов спинного мозга.
2. Назовите типы мотонейронов спинного мозга, укажите их лабильность и иннервируемые ими мышечные волокна.
3. Каковы функции ассоциативных нейронов спинного мозга?
4. Какие функции выполняет спинной мозг?
5. Сформулируйте закон Белла-Мажанди. Приведите экспериментальные факты, доказывающие данный закон.
6. Какое значение для организма имеют афферентные импульсы, поступающие в ЦНС по задним корешкам спинного мозга?
7. Что характерно для спинного мозга в сегментарной иннервации тела организма? Каково биологическое значение этого факта?
8. В каких сегментах спинного мозга расположены центры симпатической и парасимпатической нервной системы?
9. Из каких сегментов спинного мозга иннервируются диафрагма и мышцы верхних конечностей?
10. Укажите сегменты спинного мозга, из которых иннервируются мышцы нижних конечностей?
11. Какие четыре вида чувствительности возникают за счет импульсов, распространяющихся по афферентным путям спинного мозга?
12. Назовите пути спинного мозга, проводящие проприоцептивную чувствительность.
13. Какие пути спинного мозга проводят болевую, температурную и тактильную чувствительность (прикосновение и давление)?
14. Назовите главные нисходящие пути спинного мозга.
15. Почему спинальные рефлексы изучают на спинальных животных? Почему перерезку при этом делают ниже 3-го шейного сегмента?
16. Что такое спинальный шок? Какова основная причина возникновения спинального шока?
17. Какова продолжительность спинального шока у разных животных и человека?
18. Какие рефлекторные реакции конечностей (по характеру ответной реакции) можно вызвать у спинального животного?
Материалы для проверки знаний по теме
«Физиология продолговатого мозга и ретикулярной формации»
Контрольные вопросы
1. Ядра каких черепно-мозговых нервов локализуются в продолговатом мозге?
2. Назовите жизненно важные центры продолговатого мозга, регулирующие вегетативные функции.
3. В чем заключается сенсорная функция продолговатого мозга?
4. В чем заключается проводниковая функция продолговатого мозга?
5. Рефлекторная функция продолговатого мозга.
6. Центры каких защитных рефлексов локализуются в продолговатом мозге?
7. Дайте характеристику структурных особенностей ретикулярной формации ствола мозга.
8. Перечислите свойства нейронов ретикулярной формации.
9. Афферентные и эфферентные связи ретикулярной формации.
10. Откуда ретикулярная формация получает импульсы, поддерживающие и регулирующие ее активность? Являются ли нейроны ретикулярной формации поли- или мономодальными? К каким отделам ЦНС они посылают импульсы?
11. Раскройте содержание понятий восходящих и нисходящих влияний ретикулярной формации.
12. Какое регулирующее влияние ретикулярная формация оказывает на все отделы ЦНС? С помощью возбуждающих или тормозящих нейронов это осуществляется?
13. Тормозит или возбуждает ретикулярная формация продолговатого мозга и моста альфа- и гамма-мотонейроны мышц-сгибателей и мышц-разгибателей?
14. Каково участие ретикулярной формации в регуляции вегетативных функций?
Практическое занятие 2.