Внутренняя политика России в XIX веке
Главная цель внутренней политики царского правительства в XIX в. состояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу. С одной стороны, наблюдалось стремление укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой - усовершенствовать ее в соответствии с потребностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики некоторые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими прежнее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней политике доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства, подавление инакомыслия и антиправительственных действий.
Александр I (1801-1825) до 1815г. проводил политику просвещенного абсолютизма. В это время были проведены незначительные реформы государственного управления: в 1802г. устаревшие коллегии были заменены министерствами, реформирован Сенат, в 1810г. учрежден Государственный совет, которому были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. Наиболее активным сторонником реформирования системы государственного управления был М.М. Сперанский. Однако против реформаторов выступили консервативные дворяне во главе с Н.М. Карамзиным. В практическом плане реакционную политику стал проводить граф А.А. Аракчеев. В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике доминировала консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название "аракчеевщина". Эта политика была нацелена на упрочение абсолютизма и крепостного права. Наиболее ярким проявлением "аракчеевщины" стали военные поселения - особая форма комплектования и содержания армии. В царствование Николая I (1825-1855) консервативно-охранительная тенденция во внутренней политике еще более усилилась. Была уменьшена роль Государственного совета, система министерств подменялась канцелярией императора, особое место занимало 3-е отделение канцелярии и приданный ему корпус жандармов, осуществлявшие политический сыск в России и за ее пределами.
Важнейшей проблемой внутренней политики России являлись взаимоотношения помещиков и крестьян. В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от европейских государств. Крепостное право и не заинтересованность крестьян в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным, а отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие промышленности. Александр I и Николай I понимали необходимость изменения существующего положения. По их поручению государственные деятели и Секретные комитеты разрабатывали проекты освобождения или хотя бы улучшения положения крестьян. Однако практического воплощения они не получили. Ряд принятых законов по крестьянскому вопросу привел к частичным изменениям, не менявшим сути крепостнических отношений в деревне.
К середине XIX века явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах, а самой острой проблемой в стране стал аграрно-крестьянский вопрос. Модернизацией России занялся император Александр II (1855-1881). Им были проведены реформы, которые приспосабливали самодержавие к развитию капиталистических отношений и направляли страну в русло европейского типа развития.
Отмена крепостного права (1861г.)
Реформа "почвы" касалась трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей, выкупная сделка. Крестьянам предоставлялась личная свобода и общегражданские права, они могли владеть имуществом, выступать как юридическое лицо, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась сохранением общины и общинного землевладения, а также круговой порукой. Крестьяне получали наделы земли, размеры которых зависели от плодородия почвы. При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. В целом по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян, за возвращение которых они боролись до 1917г. Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Она была завышена по сравнению с рыночной ценой земли в 1,5 раза. Для выкупа земли крестьяне взяли у государства ссуду на 49 лет под 6 % годовых. К 1906 г. крестьяне выплатили государству около 2 млрд. рублей, т.е. почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861г.
Отмена крепостного права принесла свободу многим миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений. Однако она сохранила помещичье землевладение и сделала крестьян малоземельными, что постоянно революционизировало крестьянство и усиливало социальную напряженность.
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы.
Земская реформа (1864г.) Реформа изменила местное управление: в губерниях и уездах создавались земские учреждения - земства. Это были выборные органы из представителей всех сословий, они решали вопросы местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, развитие торговли и промышленности.
Городская реформа (1870г.) привела к созданию в городах всесословных органов - городских дум. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, развитием просвещения и здравоохранения.
Судебная реформа (1864г.) вводила в России новые принципы судопроизводства: всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса, вердикт выносился присяжными заседателями.
Военная реформа (1874г.) была призвана сократить численность армии и вместе с тем поднять ее боеспособность. Отменялась рекрутская повинность и вводилась всесословная воинская повинность с 21 года. Осуществлялось перевооружение армии, улучшалась подготовка офицерских кадров, совершенствовалась система управления армией и флотом.
Проведенные Александром I реформы имели прогрессивный характер и закладывали основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Александр II был близок к принятию умеренной конституции, но его убийство I марта 1881 г. народовольцами изменило общее направление правительственного курса. Александр III (1881-1894), глубоко консервативный по своим взглядам человек, пришел к выводу, что волна терроризма, прокатившаяся по стране и уничтожившая, в частности, его отца, была следствием либерализации страны и реформ Александра II. Происходит усиление реакционной тенденции во внутренней политике, осуществляются контрреформы. Но контрреформы наблюдались только в общественно-политической сфере, в социально-экономической области реформы продолжались ускоренными темпами, что обеспечило продвижение России к индустриальному обществу.