Причины победы «красных» в гражданской войне

  • Социальная и идейная разнородность Белого движения;
  • Использование большевиками возможностей мощного государственного аппарата;
  • Продуманное идеологическое обеспечение военных кампаний;
  • Поддержка значительной частью населения лозунгов и политики большевиков;
  • Отсутствие массовой поддержки населением белых, скомпрометировавших себя связями с иностранными государствами;
  • Центральное положение РСФСР, что позволяло с успехом использовать промышленную базу страны и маневрировать резервами;
  • Недостаточная скоординированность действий белых армий, интервентов.

Гражданская война и интервенция стали величайшей трагедией для России. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд. золотых рублей. Промышленное производство в 1920 г. по сравнению с 1913 г. сократилось в 7 раз, сельскохозяйственное – на 40%, почти вдвое уменьшилась численность рабочего класса. В боях, а также от голода, болезней, белого и красного террора погибло 8 миллионов человек. Около 2 млн. чел. – почти вся политическая, финансовая, научная элита страны вынуждены были эмигрировать. Такой была цена за утверждение нового социального строя. Большевики победили в гражданской войне и отразили военную интервенцию. Им удалось сохранить основную часть основную часть территорий бывшей Российской империи. Вместе с тем от России отделились Польша, Финляндия, государства Прибалтики, которые обрели независимость. Были потеряны Западная Украина, Западная Белоруссия и Бессарабия.

Термины

Аннексия - насильственное присоединение государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке.

Военный коммунизм – это система социально-экономических мер, направленных на построение социализма и коммунизма в чрезвычайных условиях военного времени (1919-1921гг.)

Всеобщая трудовая повинность - привлечение Советской властью к обязательному труду в 1918-1920 гг. всего трудоспособного населения

Государственная дума– представительное законодательное учреждение России (1906-1917 гг., с 1994 г. – нижняя палата Федерального Собрания, высшего законодательного органа Российской Федерации).

Гражданская война – наиболее острая, вооруженная форма борьбы за власть между классами и другими социальными группами внутри страны.

Декрет– в СССР до принятия Конституции 1936 г. акты высших органов государственной власти и управления (СНК, ВЦИК, съезда Советов)

Демократия – форма государственного устройства, при которой осуществляется правление народа или действенный контроль над властью со стороны народа (через выборы, референдумы, участие представителей народа в органах власти).

Диктатура ( лат. Dictatura - неограниченная власть) – 1) сущность государственной власти, обеспечивающей политическое господство тому или иному классу; 2) способ осуществления государственной власти, политический режим

Диктатура пролетариата – власть рабочего класса, установленная в результате Октябрьской революции 1917 года.

Законодательная власть –система органов государства, имеющих право принимать законы.

Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства или в его взаимоотношения с третьими государствами. Интервенция может быть военная (одна из форм агрессии), экономическая, дипломатическая, идеологическая.

Исполнительная власть –система органов государственного управления (правительство, министерства и пр.)

Контрибуция - 1) платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя. Современным международным правом запрещена (Репарации); 2) принудительный денежный сбор, взимаемый неприятелем с населения оккупированной местности.

Кризис –резкий, крутой перелом; тяжелое переходное состояние какого-либо процесса, социального института, сферы общества или общества в целом

Национализация– переход из частной собственности в собственность государства или общества земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д.

Парламент – высший представительный орган законодательной власти, построенный целиком или главным образом на выборных началах. В России – Государственная Дума.

Партия –политическая организация, выражающая интересы класса, других социальных групп и слоев и руководящая ими в достижении определенных целей.

Политика– 1) деятельность в сфере отношений между большими социальными группами и государством, когда решается вопрос о власти; 2) деятельность по осуществлению власти в обществе. Выделяют политику: 1) внутреннюю – деятельность в области экономических, социальных и др. отношений внутри страны; 2) внешнюю – деятельность государства на международной арене и 3) мировую – совокупность деятельности государства и международных организаций.

Продовольственная развёрстка -метод государственной заготовки сельхозпродуктов, заключавшийся в изъятии у крестьян по твердым ценам всех излишков хлеба и фуража сверх установленных норм в период «военного коммунизма».

Революция –коренной переворот, глубокое качественное изменение в развитии общества. Социальная революция – переход от отжившего социально-экономического строя к более прогрессивному; коренной переворот в социально-экономической структуре общества.

Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу. Глава государства выбирается парламентом или каким-либо особым институтом.

Рынок– социальная организация общества, опирающаяся на институты частной собственности, денег, предпринимательства, конкуренции, экономических и политических прав граждан.

Сепаратный мир – мирный договор или перемирие, заключенный с противником одним из государств, входящих в коалицию стран, ведущих войну, без ведома или согласия своих союзников.

Советская власть – власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, по партийному составу большевистская (коммунистическая). Установлена в ходе Октябрьской революции в 1917 году.

Советы – выборные политические организации, впервые возникли в революции 1905-1907 гг., вновь созданы в 1917 г. как органы революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.

Социализм - 1. Обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, равенства и свободы. 2. Общественный строй, воплощавший эти принципы. 3. Общественно-политическое движение, выступающее за реализацию социалистических идеалов.

Термин появился в середине XIX века. В XIX веке социалистические идеи нашли отражение во многих разновидностях утопического социализма. Значительная веха в истории учений о социализме – марксистская теория. К. Маркс и Ф. Энгельс, а вслед за ними В.И. Ленин и другие теоретики большевизма рассматривали социализм как низшую фазу коммунизма, как общественный строй, приходящий на смену капитализму в результате социалистической революции. Его создание связывалось с ликвидацией частной собственности на средства производства, их обобществлением, введением централизованного управления производством и распределением как решающими предпосылками ликвидации эксплуатации человека человеком, обеспечения всем членам общества свободного развития.

Стратегия –искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.

Тактика –приемы, способы достижения какой-либо цели.

Террор – форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника.

Эволюция – (социальная) – одна из форм движения общества, вид социального прогресса, постепенное изменение, не затрагивающее основ существующего строя.

Экономика – 1) господствующий способ производства в обществе: 2) сфера хозяйственной деятельности.

Основные даты

1914–1918 гг. –Первая мировая война

1917 г. 27 февраля –начало Февральской буржуазно-демократической революции

1917 г. 2 марта –отречение от престола императора Николая II

1917 г апрель, июль, август – кризисы Временного правительства

1917 г. 25 октября – свержение Временного правительства. Переход власти в руки Советов.

1918- нач.1921гг. – политика «военного коммунизма»

3 марта 1918г. – Брестский мир

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы причины, ход и итоги Февральской революции 1917г.?
  2. Охарактеризуйте партийную систему России после февраля и деятельность Временного правительства (март – октябрь 1917 г.). Что такое двоевластие?
  3. Проанализируйте тактику большевиков в условиях общенационального кризиса. Назовите причины победы большевиков.
  4. Раскройте содержание и значение первых декретов Советской власти. Рассмотрите складывание советской системы управления.
  5. Что такое диктатура пролетариата? Каковы основные направления внутренней и внешней политики большевиков после прихода к власти?
  6. Каково содержание Конституции РСФСР 1918г.?
  7. Каковы причины и сущность политики «военного коммунизма» (1918-1921 гг.)?. Рассмотрите формирование репрессивной системы. Каковы итоги и последствия политики «военного коммунизма»? Рассмотрите становление системы советского здравоохранения.
  8. Раскройте причины гражданской войны в России 1917-1922гг. Назовите ее основные этапы. Охарактеризуйте особенности белого и красного движения.
  9. Каковы причины победы большевиков в гражданской войне?

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Кризисная ситуация в стране обострилась уже летом 1920 г., когда в Тамбовской и Воронежской губерниях вспыхнули крестьянские восстания. Тогда они официально именовались «кулацкими мятежами», «антоновщиной» (по фамилии их руководителя Антонова). Восставали крестьяне и других районов-Дона, Кубани, Украины, Поволжья, Сибири. Восстания крестьян ухудшали и без того нищенскую жизнь горожан: в январе 1921 г. был сокращен хлебный поек для рабочих, голодали десятки миллионов человек. Власти сделали ставку на силовое подавление крестьянских выступлений. В Тамбовскую губернию было послано до 50 тыс. красноармейцев под командованием Тухачевского, которые силой усмирили волнения. Однако мартовские события в Кронштадте опрокинули надежды на стабильность.

1 марта 1921 г. восстали моряки Кронштадта, которых с октябрьских дней 1917 г. называли гордостью революции. Они требовали свободы слова, печати, «полного права крестьян над землей», свободы торговли. Делегация, которую моряки отправили в Петроград для переговоров, была арестована. Кронштадтцы создали Временный революционный комитет, который выпустил обращение ко всем гражданам.

Из резолюции Временного революционного комитета: «Всем крестьянам, рабочим, морякам и красноармейцам! Не поддавайтесь нелепым слухам, что будто в Кронштадте власть в руках генералов и белых. Это неправда. Вы, товарищи, давно уже ждали новой жизни, ждали безнадежно. Коммунистическая партия не дала ее вам. Так создайте же ее сами. Власть Советам, а не партиям. Но горьком опыте трехлетнего властвования коммунистов мы убедились, к чему приводит партийная диктатура. И какая бы партия не стояла у власти, она не избежит роли диктатора, так как, какой бы крайне социалистической она не являлась, у них будут программные и тактические пункты, выработанные не жизнью, а созданные в стенах кабинетов. Поэтому не одна партия не имеет ни юридического, ни морального, никакого иного права управлять народом… Вот почему на знамени восставшего Кронштадта написан лозунг: «Вся власть Советам, а не партиям!»»

Председателю РВС и Наркомвоенделу Л.Д. Троцкому было поручено подавить восставших моряков. Первый штурм оказался неудачным. Во втором штурме вместе с красноармейцами принимали участие делегаты X съезда РКП(б). Сопротивление восставших было сломлено, но стало понятно, что курс развития страны необходимо кардинально менять.

Приложение 2. Развитие культуры

Октябрьскую революцию русская интеллигенция встретила неоднозначно. Социокультурный раскол в русском обществе назревал уже в прошлые десятилетия. Революция и гражданская война лишь ускорили его. Часть деятелей культуры открыто осудила большевистский переворот, отказавшись от сотрудничества с новой властью, а затем эмигрировав из страны. Другая часть приветствовала новую власть, связывая с ней надежды на установление свободы, демократии, справедливости. Данная схема условна и подвижна, в силу неоднородности интеллигенции и смены политических настроений в обществе.

Концепция культурной политики большевиков складывалась по ходу развития. В качестве долговременной перспективы выдвигалась задача создания культуры нового типа – социалистической. Эта цель порождала многочисленные теоретические споры практиков культурного строительства, найдя отражение в концепции «двух культур» (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, А.А.Богданов, А.В.Луначарский и др.). Отношение В.И.Ленина к «пролетарской культуре» не было неизменным. Не разделяя идеи представителей «Пролеткульта», внимательно относясь к культурному наследию, он оставался убежденным сторонником культурно-исторической миссии пролетариата. Исповедуемая большевиками теория классовой борьбы предполагала конфронтацию и в сфере культуры, подчинение культуры политике, превращение культуры в инструмент политической борьбы. Это необходимо иметь в виду, приступая к анализу политики в области культуры.

Цели и задачи культурной политики большевиков по своей масштабности укладывались в понятие «культурная революция» и подтверждались принципиальными установками Конституции РСФСР (1918) и Программы РКП(б) (1919). Линия партии в области культуры, в первую очередь, была направлена на решение двух задач: установление партийного контроля за всеми институтами, формирующими об-раз мыслей и настроение в обществе (идеологизация культуры); подъем общекультурного уровня народа (ликвидация неграмотности в масштабах страны, последовательное приобщение населения к духовному богатству, выработан-ному человечеством, создание новой советской интеллигенции из рабочих и крестьян).

причины победы «красных» в гражданской войне - student2.ru

После революции вопросы управления культурой переда-вались наркомату по делам просвещения (нарком А.В.Луначарский). 25 отделов нового ведомства курировали просвещение, науку, культуру. Партийное руководство всеми сферами культуры осуществлялось через агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) -- Агитпроп (1920). Все прежние организации, находившиеся в оппозиции к новой власти, были распущены. Вместо них создавались новые, проводившие политику РКП(б) – общества «Долой неграмотность», «Союз безбожников» и др. Особняком в этом ряду стоял «Пролеткульт» - центр, координировавший деятельность творческих организаций пролетариата, созданный после февральской революции. «Пролеткульт» не признавал за политической партией права вмешательства в культурную жизнь.Одними из первых конкретных шагов новой власти стали декреты и распоряжения по охране культурного наследия – Декрет СНК о регистрации, приеме на учет и охране па-мятников искусства и старины (1918); Декрет СНК о национализации Третьяковской галереи (1918); Декрет СНК о запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины; распоряжение о создании Комитета по охране художественных сокровищ (1918); и др. Параллельно с позитивными шагами советской власти по сохранению отечественного культурного наследия предпринимались шаги противоположного характера. После октября 1917 г. были закрыты все газеты и журналы, кроме лояльных к новой власти; распущены все общества и союзы, существовавшие до революции; началось массовое переименование улиц, площадей (в дальнейшем городов); повсеместно разрушались памятники, «символизировавшие» по мнению большевиков старый режим; разрушались и разграблялись дворянские усадьбы, уникальные библиотеки; повсеместно разрушались православные храмы, уничтожались монастыри, снимались колокола, сжигались иконы (только в Москве из 846 имевшихся храмов за годы советской власти 426 были разрушены, 340 – закрыты и обезображены).

Подобные трагические последствия «культурной революции» были обусловлены вполне объективными причинами. К октябрю 1917 г. реальная пропасть между культурой духовной элиты и широких масс населения была столь велика, что приобщение трудящихся к культурному наследию было невозможно без заинтересованного участия интеллигенции, однако старая отечественная интеллигенция доверием у новой власти не пользовалась. Ненависть низов к своим вчерашним эксплуататорам сознательно или бессознательно переносилась на культуру свергнутого класса. В условиях почти поголовной неграмотности массы не могли объективно оценить всей значимости доставшегося им культурного наследия. Нигилизм победителей по отношению к прошлой культуре становился нормой.

Последовавшие вслед за революцией преобразования внесли изменения во взаимоотношения искусства и действительности. Революция выдвинула лозунг «искусство – народу». Исчезала прошлая замкнутость, искусство становилось все более зависимым от социального заказа, диктуемого властью. Те, кто отказывались творить по заказу, вынуждены были покинуть страну. По разным причинам и в разные годы за границей оказались замечательные русские таланты – И.А.Бунин, В.В.Набоков, А.И.Куприн, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Е.И.Замятин, И.С.Шмелев, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, И.Ф.Стравинский, М.Ф.Кшесинская, М.М.Фокин, Ф.И.Шаляпин и т.д. В тесной связи с вопросом об отношении к культурному наследию стоит вопрос о судьбах русской интеллигенции. Политика по отношению к ней не была неизменной и претерпевала коррекцию (не всегда взвешенную, вспомним лозунг «кто не с нами, тот против нас»). С первых дней советской власти возможности интеллигенции участвовать в политической жизни всячески ограничивались. В 1921 г. все вузы были поставлены под контроль партийных и государственных органов, не разделявшие коммунистических убеждений профессора увольнялись. В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет – Главлит; для контроля за репертуаром театров создан Главрепертком, национализированы театры и киноиндустрия. Осенью 1922 г. по инициативе Л.Д.Троцкого и В.И.Ленина из страны была выслана большая группа интеллигенции (около 200 человек – философы Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков; историк А.А.Кизеветтер, профессора экономисты, математики и др.). С каждым годом политика партии в области культуры все более ужесточалась, постепенно подготавливая переход к культурной политике сталинского тоталитарного режима.

Таким образом, первые шаги советской власти в области культуры нельзя оценить однозначно. В первое десятилетие советской власти были достигнуты весомые достижения в сфере образования (грамотность населения в 1930 г. достигла 62,6% против 33% в 1916 г.; введено всеобщее начальное образование на всей территории СССР; положено начало советской системе образования). В сложные 20-е годы не затихала научная жизнь, формировались авторитетные научные школы, возглавляемые выдающимися учеными – В.И.Вернадским, К.Э.Циолковским, К.А.Тимирязевым, В.М.Бехтеревым, Н.Е.Жуковским и др. Пафос разрушения старого мира и созидания нового стал мощным стимулом деятельности творческой интеллигенции (В.В.Маяковского, Н.А.Островского, В.Э.Мейерхольда, И.Д.Шадра, С.М.Эйзенштейна и др.). Позитивные итоги (сочетавшиеся с невосполнимыми потерями) стали возможны благодаря энтузиазму, подвижничеству и вере в светлые идеалы т.н. «старой интеллигенции», искренне служившей своей стране.

* Монархические партии прекратили существование в феврале 1917 г.

Наши рекомендации