Библиографическое оформление самостоятельных работ

Федеральное агентство по образованию

Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики

(МЭСИ)

Тверской Филиал

Кафедра гуманитарные и социально-экономические дисциплины

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора ТФ МЭСИ

по учебной работе

__________________

/Н.В. Буянова/

Павлова О.В.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

студентами заочной формы обучения

ОБСУЖДЕНА и ОДОБРЕНА

на заседании кафедры

протокол №__________2006

Зав. кафедрой____________

ОДОБРЕНА

на заседании НМС

протокол №____ от____2006

________________

Тверь - 2006

Методические указания для написания контрольных работ по курсу «Политология»

Контрольная работа представляет собой краткое изложение содержания проблемы на материале одной или нескольких книг, тематических научных статей, материалов научных публикаций по определен­ной проблеме, вопросу, дискуссии или концепции.

Для всестороннего знакомства с литературой по избранной теме существенное значение имеет подготовка реферата. Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему (контрольные работы), включающие критический обзор источников. В отличие от конспекта контрольные работы требуют несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы.

Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержания книги, статьи, научной работы, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать явления действительности. В зависимости от способа реферативного изложения можно выделить три типа работ: 1) реферат-экстракт, составленный из оригинальных предложений первичного документа; 2) перефразированный реферат, полученный на основе перефразирования первичного текста; 3) интерпретированный реферат, полученный на основе интерпретации первоисточника.При интерпретировании текст первоисточника остается неизменным, поскольку референт оперирует не самим текстом, а его смыслом.

Рекомендуемый объем реферата (контрольной работы) — 10—20 страниц машинописного текста.

Названия работы, глав и параграфов не должны совпадать и не быть громоздкими (по возможности - от 3 до 5 слов). Процесс выполнения контрольной работы начинается с выбора темы. Тему предпочтительнее выбирать знакомую по ранее прочитанной литературе и представляющую интерес.

Данные методические указания рекомендуют 33 темы в качестве контрольных заданий по предмету. Номер темы, выбранной для контрольной работы, должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки студента (например, если зачетная книжка имеет номер 63295, то для контрольной работы должен быть выбран один из вариантов 5, 15,25).

Важный этап работы - отбор литературы, предложенной ниже. Затем составляется конкретный план, который может быть обсужден с преподавателем. Завершающий этап - написание реферата (контрольной работы) на основе изучения и предварительной систематизации всех источников, повторного изучения собранного материала.

Схема подготовки реферата (контрольной работы) такова: чтение исходного текста - его анализ - выбор информативных фрагментов, их обобщение. На последнем этапе производится синтезе выделенной информации и завершается оформление текста реферата. Изложение должно быть цельным и логичным. Рассмотрение каждого пункта плана целесообразно завершать обобщением.

Академическая структура исследования такова:

Титульный лист (Правила оформления см. в библиотеке ТФ МЭСИ)

Введение

Оглавление

Глава 1. § 1, § 2…

Глава 2. § 1, § 2…

Заключение.

Список использованной литературы.

Требования к форме представления информации в контрольной работе (реферате):

1. В работе следует разъяснить непривычные термины и символы при первом упоминании в тексте. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять аббревиатурами и принятыми текстовыми сокращениями только в тех случаях, если их смысл ясен из контекста или после предварительной расшифровки.

2. Единицы измерения следует приводить в единицах международной системы.

3. Иллюстрации и таблицы используются в реферате в тех случаях, если они помогают раскрыть содержание источника и сокращают объем исследования.

4. При написании работы следует избегать длинных, запутанных предложений, общих фраз, повторений, лишних слов, словосочетаний, затрудняющих чтение и восприятие текста.

5. Необходимо избегать штампов и канцеляризма вроде «заострить вопрос», «вследствие наличия», «в свете», «имеет дело», «фактически», «практически» и т.п.

В реферативные работы проникают иногда и давно отжившие канцеляризмы и архаизмы старославянского и даже библейского происхождения: «во главу угла», «тем паче», «дабы», «нежели», «коль скоро», «на предмет» и т.д.

6. Необходимо строго соблюдать единообразие терминов, обозначений, условных сокращений и символов.

7. Надо избегать частого повторения слов, употребления одинаковых словосочетаний и оборотов. Не следует также допускать двойного упоминания понятий в одной фразе.

Особое внимание следует обратить на оформление научного аппарата - все приводимые факты или цитаты должны иметь ссылку на источник!!!

В заключении делаются общие выводы. Пишется заключение без ссылок. Приведем в качестве примера стандартное начало: «Проделанная работа позволяет сформулировать следующие выводы: 1... 2... 3...».

В конце работы приводится список использованной литературы.

Есть несколько способов составления списка литературы: по алфавиту, по рубрикам, соответствующим главам реферата, по времени издания.

При оценке контрольных работ и рефератов учитывается:

- техническое оформление работы;

- последовательность и полнота изложения;

- правильность обоснования тех или иных положений на основе обобщения фактического материала;

- степень самостоятельности студентов в процессе работы над рефератом и др.

Библиографическое оформление самостоятельных работ

Списки использованной литературы и библиографические ссылки оформляются согласно ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». (ГОСТ находится в библиотеке ТФ МЭСИ).

Недопустимо:

- скачивать контрольную работу из Интернета. Исследование должно быть плодом труда студента.Интернет стал полезным инструментом для поиска ресурсов. Если его использовать правильно, Интернет может сократить время исследования. Однако некорректное использование обернется бесполезной тратой времени, а в худшем случае можно получить недостоверную или фальсифицированную информацию. Особенно это касается гуманитарных дисциплин, в частности, политологии. Использование Интернет-ресурсов приветствуется как дополнительный источник, привлеченный к литературе. Студентам, начинающим активно использовать Интернет-ресурсы для решения профессиональных задач, целесообразно обратить внимание, прежде всего на две поисковые системы - YANDEX и GOOGLE. Первый из поисковиков является преимущественно русскоязычным, а второй осуществляет поиск на различных языках.

При обращении к YANDEX можно получить ссылки на сайты, материалы которых представляют значительный общий интерес:

http://www.auditorium.ru

http://www.eurasia.org.ru

http://www.gazeta.ru

http://www.globalaffairs.ru

http://www.lenta.ru

http://www.polit.ru

http://www.politanaliz.ru

http://www.politstudies.ru

http://www.rbk.ru

http://www.regnum.ru

http://www.fom.ru

http://www.wciom.ru

Модуль 1. Вопросы теории политической науки

Темы контрольных работ по Модулю 1:

1. Политика как сфера общественной жизни

2. Развитие политической науки в СССР и РФ

3.Методы политического исследования

4.Системный подход и компьютерное моделирование в политическом прогнозировании

Литература:

▪ Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. –1997. – № 6.

▪ Воробьев Д.М. Политология в СССР: формирование и развитие научного сообщества // Полис. – 2004. – № 4.

▪Воробьев Д.М.Развитие политологического сообщества в постсоветской России // Полис. – 2004. – № 6.

▪ Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни (концептуальные подходы) // Социально-политический журнал. – 1997. –№. 2.

▪Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: 2000 - 2004. Гл. 1,2.

▪Хейвуд, Эндрю. Политология : Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. Под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 2-е изд. – 544 с. (Серия «Зарубежный учебник»). Гл. 1.

▪ Шабров О.Ф. Системный подход и компьютерное моделирование в политологическом исследовании // Общественные науки и современность. –1996. – № 2.

Модуль 2. Общество и власть

Темы контрольных работ по Модулю 2:

5.У истоков элитизма: Моска, Парето, Михельс

6.Деструктуризация гражданского общества и феномен маргинализации

7. Источники и показатели делегитимизации власти

8. Группы интересов в российской политике

9. Политические лидеры России в информационном поле современных СМИ (одна персона на выбор: В. Путин; Г. Явлинский, Б. Немцов; И. Хакамада; Г. Зюганов; В. Жириновский; Ю. Лужков….)

P.S. Два последних реферата должны основываться на «свежей» переодике: газеты, журналы, Интернет – СМИ….

Литература:

▪ Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа // Социс. – 2005. – № 12.

▪ Вебер М. Харизматическое господство // Социс. – 1988. – № 5.

▪Водолагин А.А. Интернет – СМИ как арена политической борьбы // ОНС. – 2002. – № 1.

▪Галкин А.А. У развилки. Ко второй годовщине президентства В. Путина // Общественные науки и Современность (далее - ОНС). – 2002. – № 2.

▪Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита: определение основных понятий // Полис. – 2000. – № 3.

▪Гаман-Голутвина О.В. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции. // Полис. – 2004. – № 2. 3.

▪Голенкова З.Т., Витюк В. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. – 1995. – № 6.

▪ Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. Гл. 5.

▪Гржейщак С.Е. Региональное политическое лидерство в Современной России: институциональный аспект // ОНС. – 2000. – № 1.

▪Давлетшина Н.В. Президент России в информационном поле современных СМИ // ОНС. – 2002. – № 2.

▪ Доган М. Легитимность и кризис доверия // Социс. – 1994. –№ 6.

▪Кружков А.В. Местное самоуправление в России: несбывающийся проект // Полис. – 2004. – № 6.

▪Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс. – 1997. – № 3.

▪ Левашов В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России // Социс. – 2006. – № 1. – С. 3-20.

▪ Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. – 1996. – № 3.4.

▪Попова И.П. Маргинальность. Социальный анализ. М., 1996.

▪Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М. : 2000-2004. Гл. 6,7,8,9.(ко всему модулю)

▪ Радаев В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996.

▪ Реутов Е.В. Общество и власть: кризис легитимности // Социс. –2006. – № 1. – С. 82-88.

▪Халипов В.Власть. Основы кратологии. М., 1995.

▪ Хейвуд, Эндрю. Политология… Гл. 2.

▪ Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология. Динамика. М., 1995. С. 57-62.

▪Шестопал Е.Б. и др. Образ В.В. Путина в сознании российских граждан // Полис. – 2004. – № 3. – С. 6 – 22.

▪ Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность // Полис. – 1995. – № 4.

Модуль 3.

Механизм формирования и функционирования политической власти

Темы контрольных работ по Модулю 3:

10. Структура и функции политической системы

11. Феномен тоталитаризма

12. Типология политических систем

13. Политическая стабильность и российская действительность

14. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы: «плюсы» и «минусы»

15. Основные способы формирования политического имиджа

16. Избирательное право и избирательная система в России

17. Политический маркетинг

Наши рекомендации