Деятельность Петроградского Совета
С точки зрения практики управления, реального участия Советов в ней в период февраля–октября 1917 г. программные установки партий, имевших большинство в Советах, играли решающую роль, поскольку непосредственно воплощались как в деятельности самих Советов, их взаимоотношениях с Временным правительством, так и в политической борьбе вокруг них. При этом Советы представлялись как «органы революционного контроля» по отношению к Временному правительству. С этой целью в Исполкоме Петроградского Совета 8 марта была образована Контактная комиссия,представители Совета присутствовали на заседаниях Временного правительства, контактные комиссии контролировали некоторые министерства. Действенность такого контроля не могла соответствовать поставленным широким целям по ряду причин:
• недостаточная компетентность,
• объективная невозможность контроля за работой, связанной с государственной тайной,
• неясность самого статуса контактных комиссий,
• отсутствие единства мнений у самих «контролеров».
При всем этом в системе государственного управления реальные действия Советов, уже в силу их происхождения, имели характер мероприятий государственных. Своеобразие фактического статуса столичного Петроградского Совета выражалось в том, что он непосредственно влиял на правительство, принимал акты, имевшие порой общегосударственные последствия. Первым таким актом стал Приказ №1 ЦИК Петроградского Совета, который предусматривал для «немедленного и точного исполнения всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота»:
• выбрать во всех воинских частях гарнизона комитеты из представителей низших чинов;
• выбрать по одному представителю от рот в состав Совета рабочих депутатов;
• во всех политических выступлениях воинской части подчиняться Совету и своим комитетам;
• вооружение должно находиться в распоряжении и под контролем комитетов и не выдаваться офицерам;
• при выполнении воинских обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую дисциплину, а вне службы – пользоваться всеми гражданскими правами (в том числе отменяется обязательное отдание чести и вставание во фронт);
• отмену титулования офицеров: «ваше превосходительство» и «ваше благородие», заменяется на «господин генерал», «господин полковник» и т.д.;
• запрет грубого обращения с солдатами, обращение к ним на «ты»;
• о всех «недоразумениях» в отношениях между солдатами и офицерами докладывать ротным комитетам.
Последствия этого приказа для армии воюющей страны фактически вели к ее стремительному разрушению, поскольку ликвидировали основные начала построения армии. Эта линия была продолжена А.Ф. Керенским, когда он в мае, став военным министром, издал «Приказ по армии и флоту», получивший название «Декларации прав солдата». Этот процесс «демократизации армии» в масштабах всей России, начатый Приказом №1, отвечал в первую очередь интересам солдатской массы, принявшей решающее участие в Февральской революции и уставшей от тягот почти трех лет войны.
Ожидания трудящихся оправдывались теми направлениями деятельности Петроградского Совета, которые непосредственно были связаны с проблемами экономики.
Отдел труда Петроградского Совета,куда вошли лидеры рабочих групп Центрального Военно-промышленного комитета, энергично добивался разрешения трудовых конфликтов, значительных уступок со стороны предпринимателей. Свою задачу Отдел труда видел в сдерживании рабочего экстремизма, противостоянии контрреволюционным проискам буржуазии. Успехи этой работы придавали многим советским деятелям уверенность в возможности и необходимости расширения контактов с буржуазией и вхождения во Временное правительство.
Экономический отдел Петроградского Советадобился осуществления важнейшей государственной акции – государственной монополии на зерно.
Советы на местах опирались на вооруженную силу, самостоятельно решали вопросы принципиального значения – в 28 промышленных центрах был введен восьмичасовой рабочий день, что в условиях воюющей страны вело к серьезной дезорганизации производства. Показательным стало поведение Шлиссельбургского городского Совета (рядом со столицей), который выразил недоверие правительству, провозгласил переход власти в городе к Революционному комитету, экспроприировал землю, установил рабочий контроль и обратился с призывом ко всей России провести подобные мероприятия.
Принятие правительством под давлением Совета различных мер регулирования хозяйства и управления трудовыми отношениями укрепляло позицию сторонников непосредственного участия во Временном правительстве.
Таким образом, в результате выполнения Советами ряда государственных функций в условиях двоевластия, когда Временное правительство не обладало достаточной для единовластия силой и уже в апреле попало в ситуацию кризиса, вопрос о расширении участия в нем для «советских» партий встал в повестку дня.
Но степень организованности и реальной силы Совета, фактически выполнявшего ряд функций государственного управления, нельзя преувеличивать. Советы, возникшие в стихийном движении революции, подтверждали ту истину, что характер деятельности учреждения определяется его происхождением.