Выдвиженчество как форма совершенствования кадрового корпуса управленцев.
Первоначально процесс выдвижения на руководящие должности различного уровня был бессистемным и слабо обоснованным с правовой точки зрения. Лишь к середине 20-х по инициативе ЦК данному механизму в кадровой политике было дано подробное теоретическое обоснование с комплексом необходимых мер по его осуществлению.
Наибольшая потребность в этом и наибольшие трудности были на низовом уровне государственного управления. Поэтому и масштабы работы здесь были более широкие, а формы разнообразнее. В связи с этим для исследователей данного периода важно понять, какие формы были эффективными, а какие нет; какие факторы влияли положительно на результаты кадровой работы, а какие негативно. На эти вопросы более точно можно ответить, только изучая практику работы на местах. В этом отношении Нижегородская губерния была достаточно показательна.
Выдвиженчество в Нижегородской губернии начало практиковаться с 1923 года, но носило бессистемный характер (не было четко выстроенной программы и учета). Правовое обоснование и разъяснение механизма осуществления оно получило в 1925 г. на основании Циркулярного письма ЦК РКП(б) «По выдвиженцам», в соответствии с которым осуществлять данный процесс планировалось по двум основным линиям: вовлечение коммунистов и кандидатов в члены партии в управленческую работу без отрыва от производства, и выдвижение на постоянную руководящую работу в государственные, профессиональные и прочие организации.[240] При этом данное вовлечение не должно было сводиться к выполнению эпизодических заданий и участием в работе добровольных обществ и различных комиссий при ячейках. Необходимо было всех подходящих и активно проявляющих себя в работе постоянно выдвигать и намечать к выборам в различные органы как внутри предприятия (бюро ячейки, завком, правление кооператива, административно-хозяйственные должности и т.д.) так и вне его (члена совета исполкома, правления профсоюза, кооперативных объединений и т.д.). В зависимости от рода деятельности в этих органах, выдвиженцы должны были функционировать, одновременно работая у станка или переходя на постоянную работу.
Наряду с этим в Циркулярном письме РКП(б) «По выдвиженцам» отмечалось, что нужно привлекать к активной практической работе и «невыбираемых» товарищей, способных принимать в ней участие в качестве практикантов. Таких товарищей планировалось использовать, например, в проведении обследований, в качестве членов создаваемых комиссий, по следующему перечню работ внутри предприятия: цехорган, агитатор, рабкор, редактор стенгазеты, работа в секциях совета, уполномоченный рабкоопа, клубные кружки, организатор подписки на газеты и т.д.[241]
Систематически и постоянно проводимую во всех партийных ячейках работу следовало «направлять как к наиболее всестороннему вовлечению всех членов ячейки к участию в разрешении всех основных вопросов жизни партии и своего предприятия, так и проведению в жизнь всех партийных решений и мероприятий». [242]
Из числа более способных и активно проявляющих себя внутри ячейки и предприятия товарищей проводилось постоянное выдвижение на более широкую руководящую и ответственную работу. Этой работе партийные организации должны были уделить особое внимание, придавая ей планомерный характер.
Для осуществления указанных мероприятий ЦК предложил Циркулярном письме «По выдвиженцам»[243] установить примерно следующий порядок выдвижения: «парткомы, имея в виду потребность работников в основных отраслях строительства и на основе точного учета фактических возможностей выдвижения, определяют количество и квалификацию необходимых работников, запрашивая у ячеек кандидатов на соответствующую работу. Ячейки намечают товарищей к выдвижению, учитывая пригодность работника и возможность его выдвижения, сообщая об этом в партком. Индивидуально ознакомившись с каждым намеченным к выдвижению товарищем, партком намечает всех подходящих из них на соответствующую работу, добиваясь при этом, чтобы выдвижение проходило с ответственной работой меньшего масштаба на ответственную работу большего масштаба, по линии той работы, которую товарищ уже выполнял и с которой знакомился». При учете и определении видов работы (должностей) для выдвигаемых необходимо было иметь ввиду «не простое превращение выдвиженца в советского сотрудника, а подготовку его к самостоятельной организаторской деятельности».[244] Примерными работами для выдвиженцев могли быть следующие: инструкторская, инспекторская, заведывание отделом или подотделом исполкома, профсоюза, парткома, член правления кооператива, председателя ревизионной комиссии треста, член правления треста и т.д. [245]
Центральный комитет указывал на то, что парткомы должны обязать партийных руководителей учреждений, на работу в которых направляются выдвигаемые товарищи, «принять все меры к созданию необходимой товарищеской обстановки для выдвигаемых, принять меры к устранению бюрократического отношения к ним, не допуская увольнения их при сокращении штатов, а также и к тому, чтобы выдвигаемые члены партии действительно учились бы на работе и приобретали опыт в ней».[246]
В случае необходимости парткомы должны устраивать краткосрочные курсы. Ячейки соответствующих учреждений должны были оказывать парткомам содействие в деле наиболее правильного использования выдвинутых членов партии, обеспечивая товарищеский прием приступающим к работе.[247]
Парткомам рекомендовалось на своих бюро и пленумах заслушивать доклады по выдвижению и привлечению к участию в работе партии всех членов, подводя итоги проделанной у себя работы и намечая дальнейшие меры по ее улучшению и приданию ее наибольшей планомерности. Всей этой работой должен руководить персонально один из членов бюро Губкома (Заворготделом). Для более полного учета опыта работы по выдвижению и вовлечению и определению как положительных, так и отрицательных сторон в ней, желателен был созыв время от времени парткомами совещаний из выдвинутых товарищей. Для этой цели производственные ячейки должны были по возможности поддерживать связь со своими выдвиженцами, заслушивая их доклады на заседаниях бюро и ячейковых собраниях[248].
Проводя выдвижение, все парторганизации должны были также одновременно усилить работу по вовлечению в практическую деятельность государственных, профессиональных и всех иных органов не только членов партии, но и беспартийных работников и работниц.
На основании выдвинутых ЦК предложений по осуществлению мероприятий выдвижения Нижегородский Губернский комитет (далее Нижгубком) в апреле 1925 г. выработал локальный план реализации указанных мероприятий, в соответствии с которым выдвижение планировалось проводить по двум упомянутым выше направлениям (без отрыва от производства и на постоянную ответственную работу)[249]. Первое направление повторяло предложения, изложенные ЦК, а второе имело ряд характерных особенностей, касающихся детализации процесса выдвижения. Так, из уже проявивших себя товарищей (по первому виду выдвижения) бюро ячейки выделяло наиболее способных товарищей, определяло их потенциал и намечало к дальнейшей работе в той или иной отрасли народного хозяйства.
После рассмотрения бюро ячейки, кандидатуру выносили на рассмотрение общего партийного собрания. После ее тщательного обсуждения заполнялся личный листок на сотрудника, автобиография и давалась оценка работ, с указанием на какую работу он больше способен. Весь материал направляется в уком или райком.[250]
Затем работник либо вызывался в райком для личной беседы, либо общался с инструктором. После этого делалось соответствующее заключение о нем и работника определяли в соответствующую группу прикрепления (хозяйственную, кооперативную, партийную и т.д.) с указанием масштаба и полным заключением райкома либо укома о возможности перемещения выдвиженца с волостной на уездную, с уездной на губернскую работу. Все эти материалы направляли в Губком ежемесячно. В Губкоме материалы изучались и, по мере надобности,выдвиженец вызывался либо проверялся через инструктора. В Губкоме заводились личные дела на выдвиженцев. [251]
В организациях или учреждениях, в которые перебрасывались выдвиженцы, партком, ознакомившись с выдвигаемым товарищем, командировал его на определенную работу по способности. При этом партком должен был усилить внимание к органам, в которых трудится тот или иной товарищ, изучая, насколько их работа окрепла или ослабла при отдельно взятом работнике.[252]
Необходимо отметить, что в вопросах адаптации и обратной связи с выдвиженцами предложения Нижгубкома мало расходились с положениями ЦК. Предлагалось создать для выдвигаемых такую обстановку, при которой была бы ощутимая поддержка со стороны партийного руководителя. Парткомы должны были помогать выдвиженцам в их работе, заслушивать доклады об их работе, отмечая недостатки и давая директивы. Для более полного учета опыта работы по выдвижению, желателен был созыв парткомами совещаний из выдвинутых товарищей. Для этой цели производственные ячейки должны были поддерживать связь со своими выдвиженцами.[253]
Серьезное внимание уделялось деятельности всей организации в выдвижении беспартийных рабочих, тщательно изучая наиболее активных и близких к партии (посещающих собрания ячеек, работающих в производственных совещаниях и т.д.). Таким же порядком предлагалось приступить к выдвижению беспартийных крестьян.
Необходимо также обратить внимание на создание комиссий по выдвижению, существовавших при партячейках. Данные организации были специально созданы для подбора кандидатов на выдвижение, тем самым предполагалось разгрузить ячейки от предварительной работы (не удалось установить, чьим решением они создавались). Первые комиссии подобного рода были сформированы в 1926 г. В их задачи входило правильное и рациональное использование членов и кандидатов партии на практической работе в низших общественных организациях, не снимая таковых с основной деятельности, давая им возможность через общественные работы подготовиться для занятия руководящих постов в вышестоящих партийных организациях. Комиссии должны были ставить пред собой задачи концентрирования резерва работников внутри низовой организации по отдельным видам работ (партийной, профессиональной, кооперативной, административно-хозяйственной и проч.), откуда и планировалось черпать сотрудников на руководящие посты. Комиссии по выдвижению лишь рекомендовали каждую кандидатуру на обсуждение общего собрания ячейки, пленума завкома или делегатского собрания для назначения сотрудника на тот или иной пост.[254]
Комиссии по выдвижению намечали ряд товарищей «на предмет их склонности к той или иной работе», затем на основе материала по изучению последнего, на своем заседании комиссия изучала кандидатуру, определяла его способности, составляла характеристику, вносила эти сведения в анкету выдвиженца и рекомендовала на обсуждение бюро ячейки общего собрания ВКП(б), пленума завкома, делегатского собрания (если он беспартийный) на предмет выдвижения.[255]
Более детально описывает механизм выдвижения «Доклад о проделанной Нижгубкомом ВКП(б) работе по выдвижению на ответственную руководящую работу новых кадров партийцев – рабочих от станка, беспартийных рабочих и крестьян». В докладе подчеркивается, что после рассмотрения кандидатур на общих партсобраниях ячеек, материалы направлялись в вышестоящие партийные органы дифференцировано: от крестьянских организаций - в укомы через волкомы, от рабочих – в райкомы. После изучения укомы и райкомы выносили на обсуждение Бюро уездных - районных комитетов, и только после этого материалы направлялись в Губком.[256].
В целом, работа по выдвижению к середине 20-х начала приобретать системный характер. Так, к 1926 г. из данных от 47 ячеек, 13 учреждений и 6 УИКов видно, что общее количество выдвиженцев составляло 609 человек, из них беспартийных 82, по годам выдвинуто: в 1923 г. - 39 человек, из них беспартийных 11; в 1924 г. - 105 человек, из них беспартийных 16; в 1925 г. – 446 человек, из них беспартийных 51, в 1926 г. - 19 человек (на май месяц) из них беспартийных 4. Из общего количества выдвиженцев, использовано на работе 359, остальное количество - 250 человек, оставались в резерве. Из вышеуказанного количества выдвинуто:
- на волостную работу 53 чел. Из них использовано на партийной работе 23 чел., пропагандистской 25, советской 1, судебной 1, кооперативной 2, транспортной 1;
- на уездную 239 человек. Из них использовано на работе: партийной 60, пропагандистской 28, профессиональной 15, советской 35, карательной 32, промышленной 37, кооперативной 12, финансовой 16, земельной 3, транспортной 1;
- на губернскую 95. На партийной 10, пропагандистской 12, профессиональной 15, советской 7, судебно-карательной 11, промышленной 13, финансовой 1, кооперативной 7, планово-регулирующей 1, земельной 2, транспортной 3.[257]
Таблица 6