Послевоенное развитие советского законодательства
После окончания Великой Отечественной войны советское
право было призвано способствовать скорейшему переходу стра-
ны к миру и восстановлению народного хозяйства, а также даль-
нейшему упрочнению социализма в СССР. С середины 50-х гг.,
когда наметилась тенденция к демократизации общественной
и государственной жизни, реформированию тоталитарного режи-
ма, заметно активизировалась нормотворческая деятельность го-
сударства по обновлению советского права.
В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного законода-
тельства СССР и союзных республик, Законы СССР «Об уголов-
ной ответственности за государственные преступления» и «Об
уголовной ответственности за воинские преступления», а также
Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союз-
ных и автономных республик, Основы уголовного судопроизводст-
ва СССР и союзных республик и Положение о военных трибу-
налах.
В декабре 1961 г. приняты Основы гражданского законода-
тельства Союза ССР и союзных республик, Основы гражданско-
го судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В соот-
ветствии с общесоюзными основами в 1959—1964 гг. приняты
соответствующие республиканские кодексы.
Таким образом, в СССР была проведена кодификация неко-
торых отраслей советского права и, прежде всего, гражданско-
го, уголовного и процессуального законодательства.
В 50-е гг. началась большая работа по пересмотру и обнов-
лению действовавшего уголовного законодательства. Прежде
всего, приняты меры к смягчению или отмене уголовного нака-
зания, которое было установлено ранее за некоторые деяния.
Так, в 1954 г. отменена уголовная ответственность за произво-
ство абортов, в 1956 г. — за самовольный уход с предприятий,
из учреждений, а также прогул без уважительных причин.
Работа по обновлению советского уголовного права активи-
зировалась после XX съезда КПСС. Проект Основ уголовного
законодательства, опубликованный в печати, привлек к себе
большое внимание юридической общественности. Основы уго-
ловного судопроизводства стали нормативной базой для уголов-
но-процессуального законодательства союзных республик. Ни
одно положение УПК союзной республики не должно было на-
ходиться в противоречии с Основами уголовного судопроизвод-
ства. В 1959—1961 гг. уголовно-процессуальные кодексы были
приняты в республиках (УПК РСФСР 1960 г. заменил УПК
РСФСР 1923 г.).
2. РОССИЙСКОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В СЕРЕДИНЕ 60-х — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ
80-х гг. XX в.
В октябре 1964 г. пленум ЦК КПСС «удовлетворил просьбу
товарища Хрущева об освобождении его от обязанностей Пер-
вого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Пред-
седателя Совета Министров СССР в связи с преклонным воз-
растом и ухудшением состояния здоровья». Находившийся в это время на отдыхе Хрущев был изолирован. 12 октября в Москве собрался Президиум, а 13-го — Пленум ЦК КПСС. Только 13 октября Хрущеву удалось вернуться в Москву, когда с требованием его отставки от имени Президиума выступил Суслов. Решением ЦК стало отстранение Хру-
щева от всех занимаемых должностей, которые были немедлен-
но переданы его преемникам: пост Первого секретаря ЦК КПСС
занял Л.И. Брежнев, председателем Совета министров СССР
стал АН. Косыгин. Пленум признал нецелесообразным в даль-
нейшем совмещение этих двух постов в одном лице.
Отставка Хрущева означала:
• отказ от проведения многих реформ;
• стремление высших партийных руководителей к сохране-
нию коллективной власти и всестороннему контролю всех
сторон жизни государства и общества;
• намерение избавиться от нестабильности, характерной для
хрущевских преобразований;
• тенденцию к стабилизации работы административной сис-
темы.
Брежневское руководство не могло игнорировать трудности
в сфере народного хозяйства, так же как и не могло отказать-
ся от ряда изменений эпохи Хрущева: отказ от террора в госу-
дарственном масштабе как средства управления экономикой,
курс на непрерывное повышение благосостояния народа за счет
роста производительности труда. Реформа управления промышленностью 1965 г. началась с упразднения хрущевских совнархозов на местах и восстановления центральных министерств.
Основными направлениями реформы стали:
• создание крупных централизованных хозяйственных струк-
тур (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике);
• предоставление определенной самостоятельности предпри-
ятиям путем введения системы хозрасчета. Однако создание
Госснаба и жесткая централизация управления в конечном итоге
свела эти меры на нет предприятия по-прежнему зависели от
центра в выборе поставщиков сырья и потребителей своей про-
дукции;
• изменение системы планирования (премии в случае пере-
выполнения плана, запрет вышестоящим органам изменять план
в ходе его выполнения, увеличение значимости годового плана),
что повышало инициативу хозяйственных местных работников;
• для стимулирования инициативы предприятий часть до-
ходов оставлялась в их распоряжении согласно строго распи-
санным нормативам. Было произведено разделение фондов пред-
приятий на три части: фонд материального поощрения, фонд
соцкультбыта (предназначался для строительства жилья и дру-
гих социальных объектов), фонд самофинансирования (использо-
вался для обновления материальной базы предприятия, обору-
дования и т. д.). Однако предназначенные для рабочих премии
составляли только 3% от заработной платы, что было явно не-
достаточно, чтобы существенно повысить их заинтересованность
в результатах труда;
• новшеством стало внедрение бригадного подряда на предприятиях. В 1983 г. был принят Закон «О трудовом коллективе», давший право бригаде самостоятельно определять объем работ и распределять заработную плату по собственному усмотрению.
Реформа в конечном счете привела к созданию большого ко-
личества новых административных структур, введению огромного
количества плановых и производственных показателей, цифр, объ-
емной отчетности и росту управленческого аппарата предприятий
и министерств, но практически не отразилась на повышении про-
изводительности труда.
В 1965—1970 гг. темпы прироста продукции в промышлен-
ности возросли, но уже со второй половины 70-х гг. до 1981 —
1985 г. они упали с 8,4 до 3,5%, за тот же период темпы роста
производительности труда упали с 6,3 до 3%.
Неэффективность реформ по интенсификации производства
заставляла власти искать выход из тяжелой ситуации. Он был
найден в широком экспорте сырья и энергии (в основном неф-
ти и газа). Полученные от продажи «нефтедоллары» тратились
на закупку хлеба и ввоз в страну оборудования, импорт кото-
рого за 1972—1976 гг. вырос в 4 раза. Огромная часть инвестиций уходила в военно-промышленный комплекс, превратившийся в самую мощную отрасль индустрии в стране. Принятая XXIII съездом КПСС (1966) программа экономического развития предполагала крупные капиталовложения в сельское хозяйство. За 1965—1985 гг. сумма капиталовложений в эту отрасль составила около 670 млрд рублей, что составляло более одной пятой части всех инвестиций.
Помимо этого:
• был ослаблен контроль над колхозами;
• прием сверхплановой продукции стал осуществляться по
более высоким ценам;
• последовательно повышались закупочные цены на сельхоз-
продукцию;
• была произведена замена оплаты труда колхозников по
трудодням на помесячную зарплату;
• колхозникам предоставлялись социальные льготы — пра-
во на пенсию, страхование, им впервые были выданы паспорта;
• в 1977, а затем в 1981 г. был принят ряд мер в поддерж-
ку личных подсобных хозяйств; была увеличена в 2 раза пло-
щадь приусадебных участков, сняты ограничения на поголовье
домашнего скота, разрешено брать кредиты для обустройства до-
машних хозяйств;
• началась широкая кампания по химизации почв, почти
вдвое увеличились поставки минеральных удобрений;
• была проведена реформа системы управления сельским хо-
зяйством, созданы производственные объединения, а позднее
АПК (аграрно-промышленный комплекс) с целью сближения пе-
рерабатывающих предприятий с непосредственным производите-
лем сельхозпродукции;
• для усиления личной заинтересованности колхозников
в результатах труда вводился бригадный подряд с оплатой по ко-
нечному результату.
На основе реформы сельского хозяйства была принята и Про-
довольственная программа.
Однако все эти меры не привели к значительным результа-
там. Если в восьмую пятилетку темпы роста валового продукта
составили 21%, то в последующие пятилетки этот показатель
постоянно снижался до 18, 9, 6%. Такой рост производства про-
дукции сельского хозяйства едва перекрывал процент прироста
населения. Если ранее сельское хозяйство оттягивало минималь-
ные инвестиции, то теперь капиталовложения в него были ог-
ромны, однако уровень его был столь же низок. СССР по-преж-
нему был мировым лидером по закупке хлеба. Потери в сборе
урожая достигали 40% из-за плохого хранения и переработки
сельхозпродукции.
Персонализация власти и социальная структура
советского общества
Социальная структура советского общества в 60—70-е гг. XX в.
по сравнению с предыдущими периодами существенно изменилась.
Это было связано в первую очередь с быстрыми темпами урбани-
зации: если в 1939 г. в городах проживало 56 млн человек, то
к началу 80-х гг. эта цифра выросла до 180 млн человек. С начала
60-х до начала 80-х гг. из деревни в города переселилось свыше
35 млн человек.
В среде этого городского населения также происходили круп-
ные изменения. Если в конце 50-х гг. большинство (около 70%)
городского населения было занято в сфере промышленности,
строительства и транспорта, то в 60—70-е гг. этот процент значи-
тельно уменьшился в пользу сфер обслуживания и информации,
уменьшилась доля рабочих, занятых неквалифицированным тя-
желым трудом. К началу 80-х гг. специалисты с высшим и сред-
ним специальным образованием составляли приблизительно
40% всего городского населения.
Значительно выросло число людей с высшим образование
В стране насчитывалось около 5 млн студентов и 1,5 млн пре-
подавателей. Однако в социальной политике государства во
многом господствовал принцип остаточного финансирования со-
циальных программ. С середины 60-х гг. фактически не росли
темпы жилищного строительства, на здравоохранение тратилось
не более 4% национального дохода (10—12 % в развитых стра-
нах мира, где медицина платная или частично платная). С 1956 г.
не пересматривалось пенсионное законодательство. 40% всех
трудящихся были заняты неквалифицированным тяжелым тру-
дом. Экономические трудности вызывали хронический дефицит
товаров, повышение цен и введение карточной системы снабже-
ния в отдельных регионах страны.
К середине 60-х гг. рассеялись иллюзии о том, что общест-
венный порядок в стране может поддерживать сам народ посред-
ством поголовного участия в добровольных народных дружинах.
В сентябре 1966 г. было восстановлено Министерство охраны
общественного порядка (МООП) СССР, структура которого со-
ответствовала основным направлениям деятельности: Главное
управление милиции, Главное управление мест заключения,
Следственное управление, Главное управление внутренних
войск, Главное управление пожарной охраны и др.
25 ноября 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета
СССР МООП СССР было переименовано в Министерство внут-
ренних дел СССР. При этом некоторой реорганизации подверг-
ся и его центральный аппарат. Вместо Главного управления
милиции образуются в качестве самостоятельных подразделе-
ний: Управление административной службы милиции (в после-
дующем Главное управление охраны общественного порядка),
Управление уголовного розыска, Управление по борьбе с хище-
ниями социалистической собственности и спекуляцией, Управ-
ление ГАИ, Управление специальной милиции (позднее преоб-
разовано в Специальное управление МВД СССР), Управление
транспортной милиции (впоследствии — Главное управление
внутренних дел на транспорте). Аналогичные реорганизации были произведены в МВД союзных республик. 16 лет (с 1966 по 1982 г.) МВД СССР руководил Н.А. Щелоков. Благодаря близким отношениям с Л.И. Брежневым ему удалось решить некоторые вопросы по качественному преобразованию органов внутренних дел.
Вместе с тем Н.А. Щелоков примерно с середины 70-х гг. стал
серьезно злоупотреблять служебным положением в корыстных
целях. После смерти Л.И. Брежнева Щелоков был освобожден
от занимаемой должности и привлечен к уголовной ответствен-
ности, лишен воинского звания «генерал армии», наград (за ис-
ключением боевых), а 13 декабря 1984 г. — застрелился.
К началу 70-х гг. обозначилось расхождение в понимании
экономической стратегии Советского государства между лиде-
ром КПСС Л.И. Брежневым и председателем Совета министров
СССР А.Н. Косыгиным.
Первый являлся сторонником ограниченной децентрализации
управления экономикой в рамках прежней административно-ко-
мандной системы и выделял следующие приоритетные нап-
равления: сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс,
освоение Сибири.
Второй выступал за оживление рыночных отношений при ус-
ловии сохранения в неприкосновенности политико-администра-
тивной системы. При этом предпочтение отдавал ускоренному
развитию легкой промышленности как основе повышения уров-
ня жизни населения.
К этому времени Л.И. Брежнев значительно упрочил свои по-
зиции: с 1964 г. — председатель Совета обороны СССР, в ап-
реле 1966 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, в мае
1976 г. ему было присвоено звание маршала Советского Сою-
за, а в 1977 г. занял должность Председателя Президиума Вер-
ховного Совета СССР. В ЦК КПСС он сформировал так на-
зываемую «днепропетровскую группировку», членов которой
расставил на ключевые должности в руководстве партией и го-
сударством. Ближайшее окружение, пользуясь слабостью Бреж-
нева к наградам и почестям, попыталось сформировать культ его
личности и создать образ человека-символа. Брежнев получил
пять золотых звезд Героя Советского Союза и Социалистиче-
ского труда, высшую советскую военную награду — орден
«Победы», восемь орденов Ленина, два ордена Красного Знамени и др. Помимо этого он был удостоен высших наград других государств, а также золотой медали им. Карла Маркса за «исключительный вклад в развитие марксистско-ленинской теории и в научное исследование актуальных проблем развития социализма», Ленинской премии мира и Ленинской премии по литературе за три автобиографические брошюры («Малая земля», «Возрождение» и «Целина»). В общественном мнении этот фарс с непомерным раздуванием заслуг и бесконечными награждениями получил негативную оценку.
Вышеупомянутые противоречия между Брежневым и Косыги-
ным не привели, однако, к отставке последнего. Под влиянием
ряда объективных (Чехословацкий кризис 1968 г., эскалация ин-
тервенции США во Вьетнаме) и субъективных факторов (стрем-
ление любой ценой сохранить стабильность в высших эшелонах
власти) А.Н. Косыгин вынужден был проводить более консер-
вативную экономическую политику.
К тому же сложившаяся на мировом рынке благоприятная
конъюнктура позволяла СССР в тот период за счет увеличения
экспорта сырья (лес, нефть, газ) и электроэнергии относитель-
но легко находить необходимые средства для государственных
расходов.
Тем самым снималась необходимость реформы, направленной
на структурную перестройку экономики, повышение качества
продукции и интенсификации производства. К концу 70-х гг.
экономическая реформа окончательно зашла в тупик. Экономика
СССР исчерпала возможности экстенсивного развития. К тому
же кадровая политика, проводимая руководством СССР в ин-
тересах сохранения стабильного положения правящей элиты,
способствовала формированию номенклатуры (относительно
замкнутой касты чиновников партийно-государственного аппа-
рата, разделенных по должностному принципу на несколько
уровней и максимально пользовавшихся различными льготами
и привилегиями). Постепенно произошла персонализация власти, которая, в свою очередь, привела к застою кадровой политики. Средний
возраст руководителей высшего эшелона власти превышал
70-летний рубеж. В обществе росли настроения общего недовольства и неудовлетворенности действительностью. Все это создавало кризисную
ситуацию особенностями которой были:
1 приоритет политики над экономикой, что приводило к то-
му, что экономические интересы и экономическая целесообраз-
ность в государстве постоянно приносились в жертву политиче-
ским и идеологическим лозунгам;
2 замкнутость и корпоративность правящей элиты при высоком уровне ее жизни, что не стимулировало стремление к проведению реформ для улучшения жизни большинства общества. В начале 80-х гг. страну все более охватывал всеобъемлющий кризис, затронувший все сферы общества. По экономическим показателям темпа развития, по выпуску валового национального продукта, по производительности труда и по качеству продукции
СССР значительно уступал многим развитым странам ми-
ра. Научно-технический прогресс и компьютеризация практичес-
ки не затронули СССР. Господство правящей партийной элиты
в государстве вело к коррупции, происходило слияние мафиоз-
ных структур с высшим государственным управлением. Управ-
ление страной фактически находилось в руках нескольких се-
мейных кланов. По уровню жизни СССР оказался значительно
ниже не только развитых, но и некоторых развивающихся стран
«третьего мира». Постоянный дефицит продуктов питания и про-
мышленных товаров, рост цен и «черного рынка» при обилии
спецмагазинов для правящей элиты вызывали общественное не-
довольство. Жесткая цензура во всех жанрах творчества и об-
щественной мысли внутри страны привела к особому явлению
в развитии культуры ее двойственности. Существовало как бы
две культуры: официальная и неофициальная, представленная
«самиздатом» и неформальными объединениями творческой ин-
теллигенции.
Конституция СССР 1977 г.
Изменения в государственном управлении
Очередная Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г.
на внеочередной VII сессии Верховного Совета СССР десятого
созыва. Во вводной ее части была дана краткая характеристика
основных этапов истории страны после Великой Октябрьской
социалистической революции. Здесь же определялось понятие раз-
витого социалистического общества и утверждалось, что сло-
жилась новая историческая общность людей — советский народ,
который и «закрепляет основы общественного строя и политики
СССР, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, прин-
ципы организации и цели социалистического общенародного госу-
дарства и провозглашает их в настоящей Конституции».
Конституция состояла из 9 разделов, 21 главы и 174 статей.
Кардинально новым в данном документе было отсутствие за-
верений о скором построении коммунистического общества.
Вместо этого появились положения о формировании общества
так называемого «развитого социализма», что позволило отсту-
пить от тезиса о неизбежном отмирании государства по мере
построения нового общества. Кроме того, уменьшался разрыв
между реальностью и теорией, становилась более понятной не-
обходимость проведения экономических реформ для еще боль-
шего улучшения благосостояния граждан.
Конституция 1977 г. более решительно обосновывала и утвер-
ждала ведущую роль Коммунистической партии. Более того, она
формально узаконивала КПСС в качестве руководящей и на-
правляющей силы советского общества, ядра политической сис-
темы государства.
Конституция также провозглашала участие трудящихся
в управлении государством на основе подлинной демократии
трудовых коллективов, что соответствовало представлению об
«общенародном государстве», заменившем понятие диктатуры
пролетариата.
Реальность сильно отличалась от деклараций.
Советы всех уровней реальной властью не обладали. Проф-
союзы давно перестали восприниматься как органы защиты эко-
номических прав трудящихся. Общественные организации носи-
ли официальный характер. Комсомол был школой для будущих
партийных функционеров. В самой партии все резче обознача-
лось расслоение на правящие «верхи» и партийные «низы». Со-
циальный статус личности напрямую зависел от ее партийной
принадлежности. На включенные в номенклатурный список го-
сударственные должности дорога открывалась только при на-
личии партийного билета.
Разделы V и VI описывали структуру и функции высших ор-
ганов государственной власти и управления в СССР, союзных
республиках и местных органов власти.
Высшим органом государственной власти, правомочным ре-
шать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, провозгла-
шался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равно-
правных палат: Совета Союза и Совета национальностей.
Постоянно действующим органом Верховного Совета являлся
Президиум Верховного Совета, осуществлявший функции выс-
шего органа государственной власти в период между его сессиями. Рабочими органами Совета Союза и Совета национальностей являлись избираемые из числа депутатов постоянные комиссии. Исполнительным высшим и распорядительным органом государства стал Совет министров — Правительства СССР. Последние разделы Конституции были посвящены организации судопроизводства, арбитража, адвокатской деятельности, прокурорского надзора, а также вопросам государственной атрибутики (герб, флаг, гимн) и порядку изменения Конституции. Период развитого социализма стал эпохой расцвета партийно-хозяйственной советской верхушки, которая фактически превратилась в особую привилегированную прослойку общества
(номенклатуру), отличавшуюся своими собственными законами
пополнения кадров, иерархией должностей и полномочий. («Но-
менклатура» — список должностей, замещение которых проис-
ходило путем назначения сверху.) Окончательное формирование
советской номенклатуры относится именно к брежневскому пе-
риоду. Номенклатура сосредоточила в своих руках партийную
и государственную власть, а также контроль над вооруженны-
ми силами.