Реформа управления вооруженными силами
Важнейшим мероприятием по переходу СССР от войны к ми-
ру стала демобилизация вооруженных сил, перевод их на мир-
ное положение, организация структурных изменений. Это была
задача, которую следовало решить в максимально короткие сро-
ки и без ущерба для обороноспособности государства.
Демобилизация проводилась на основе соответствующих за-
конодательных актов, которые регулировали порядок увольнения
военнослужащих, организацию их доставки к месту постоянно-
го жительства, предоставление льгот при устройстве на работу,
поступлении в учебные заведения, обзаведении хозяйством.
Произошли крупные изменения в организации управления
вооруженными силами. В сентябре 1945 г. вслед за ГКО пре-
кратила свою деятельности Ставка серховного главнокомандова-
ния и другие органы полевого управления войсками, фронты
преобразовывались в военные округа.
После обсуждения в Политбюро ЦК ВКП(б) в начале 1946 г.
вопросов дальнейшего военного строительства был принят ряд
нормативно-правовых актов по изменению организационной струк-
туры Вооруженных сил СССР. Указом Президиума Верховного
Совета СССР руководство сухопутными войсками, авиацией и фло-
том сосредотачивалось в Наркомате вооруженных сил (с 15 мар-
та 1946 г. — Министерство вооруженных сил, с марта 1953 г. —
Министерство обороны СССР).
Для оперативного руководства видами вооруженных сил
были созданы главные командования видов Вооруженных сил
СССР (Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-мор-
ского флота и Войск противовоздушной обороны). В подчинение
министру обороны перешел Генеральный штаб Вооруженных
сил СССР. При главкомах видов вооруженных сил учрежда-
ются Военные советы, а при министре — Высший военный со-
вет. Претерпели изменения и центральные политические орга-
ны советских вооруженных сил. По решению Политбюро было
создано единое Главное политическое управление Советской ар-
мии и Военно-морского флота, работавшее на правах отдела ЦК
партии, а в видах вооруженных сил — политические управ-
ления. В июне 1946 г. воздушно-десантные войска были выведены
из состава ВВС и подчинены непосредственно министру оборо-
ны. В 1948 г. Войска ПВО страны окончательно оформляются
в самостоятельный вид вооруженных сил. В 1954 г. была уп-
разднена конница как род войск.
Большое внимание уделялось развитию и совершенствованию
организации и деятельности добровольных массовых оборонно-
патриотических организаций трудящихся, тем более что после
окончания войны Всеобуч был ликвидирован, а начальная воен-
ная подготовка учащихся не проводилась. В августе 1951 г. по
решению Совета министров СССР в целях дальнейшего улуч-
шения работы ДОСАРМ, ДОСАВ и ДОСФЛОТ, на которые
в 1948 г. был разделен Осоавиахим, объединились в одно Все-
союзное добровольное общество содействия армии, авиации
и флоту (ДОСААФ СССР).
Богатый опыт в различных областях жизни и деятельности
войск, накопленный в период Великой Отечественной войны,
был обобщен и закреплен в новых общевоинских и боевых ус-
тавах, принятых в 1946—1951 гг. Уставы носили ведомственный
характер.
С 1946 г. Красная армия стала именоваться Советской арми-
ей, что более полно отвечало ее социальному составу и харак-
теру.
10 июня 1947 г. Президиумом Верховного Совета СССР был
утвержден текст новой военной присяги и Положение о ее при-
нятии.
Мероприятия по сокращению и организационной перестрой-
ке советских вооруженных сил были направлены на то, чтобы
в условиях обострения международной обстановки и бурного
развития научно-технического прогресса надежно обеспечить
безопасность СССР.
Сущность научно-технической революции в военном деле со-
ставил переход от обычного вооружения к ракетно-ядерным
средствам борьбы и соответствующим им новым способам дос-
тижения стратегических целей войны. 25 августа 1949 г. ТАСС сообщил, что в Советском Союзе освоено производство ядерного оружия. Таким образом, атомная монополия США была ликвидирована. В августе 1957 г. СССР осуществил запуск первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Вскоре новое оружие в массовом количестве стало поступать в войска. Коренные преобразования в области вооружения и боевой техники, изменения в характере и способах ведения вооруженной борьбы, обусловленные научно-технической революцией
в военном деле, потребовали по-новому решать проблемы строительства Советской армии и Военно-морского флота. Таким образом, вооруженные силы СССР во второй половине 50-х гг. вступили в новый этап своего развития.
Руководство СССР, считая ракетно-ядерное оружие главным
средством сдерживания противника, приняло решение в янва-
ре I960 г. на сессии Верховного Совета СССР о создании но-
вого вида Вооруженных сил СССР — Ракетных войск страте-
гического назначения (РВСН).
Одновременно с этим были предприняты шаги, направленные
на одностороннее сокращение армии. В соответствии с Законом
«О новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР»
от 15 января 1960 г. численность армии и флота уменьшалась на
1 млн 200 тыс. человек. Расформировывались воинские части, со-.
единения, военно-учебные заведения, уничтожалась боевая техника.
При этом особенно пострадали крупные надводные корабли,
дальняя авиация, артиллерия больших калибров. Увольняемые без
должного материального обеспечения офицеры, не имевшие граж-
данских специальностей, оказались в сложном положении. Все это
вызывало протест среди личного состава вооруженных сил.
Наряду с созданием РВСН осуществлялся процесс развития
других видов вооруженных сил и родов войск в направлении их
насыщения современными образцами техники и вооружения.
Так, качественно иными стали сухопутные войска. В их составе
появились новые рода войск — ракетные войска и артиллерия,
включавшие части и подразделения оперативно-тактических
и тактических ракет, войска ПВО и др.
Основу огневой мощи войск ПВО страны стали составлять
зенитные ракетные войска и ракетоносная истребительная авиа-
ция. Резко возросли боевые возможности военно-воздушных
сил. Советская военная авиация стала реактивной, всепогодной,
ракетоносной, многоцелевой. Коренные изменения произошли в во-
енно-морском флоте. Его главной ударной силой стали атомные
подводные лодки-ракетоносцы и морская ракетоносная авиация. Новый этап строительства советских вооруженных сил обусловил и соответствующее развитие военного законодательства в области комплектования, прохождения службы и других воинских отношений. В 1954 г. решением Совета министров СССР военно-строительные части были реорганизованы в военно-строительные отряды (ВСО). В связи с этим возникла новая своеобразная форма выполнения советскими гражданами воинской обязанности. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1951 г. были сокращены до 2—3 лет сроки службы для лиц рядового и сержантского состава, имеющих высшее или среднее образование. Были введены в действие новые положения о прохождении службы различными категориями военнослужащих,
внесены существенные изменения и дополнения в общевоинские
уставы.
В рассматриваемый период в Советском государстве во-
оруженные силы принимали участие в различных инцидентах.
С 23 октября по 11 ноября 1956 г. более 60 тыс. советских
военнослужащих приняли участие в подавлении народного вос-
стания в Венгрии. В ходе ожесточенных боев венгры потеряли
более 5 тыс. убитыми, 19 226 человек ранеными. Убитых со-
ветских военнослужащих было 640 человек, раненых — 1251,
67 пропали без вести.
1 мая 1960 г. в районе Свердловска (Екатеринбурга) был сбит
советской ракетой класса «земля—воздух» американский разведы-
вательный самолет У-2, пилот которого Ф. Пауэре был арестован
(в 1962 г. обменен на советского разведчика Р.И. Абеля).
24 октября 1960 г. в результате катастрофы при запуске но-
вой межконтинентальной баллистической ракеты погибли око-
ло 200 специалистов-ракетчиков во главе с Главнокомандующим
Ракетными войсками СССР Главным маршалом артиллерии
М.И. Неделиным.
2 июня 1962 г. доведенные до отчаяния трудящиеся Новочер-
касска в ответ на повышение цен на мясомолочные продукты
и снижение расценок за работу вышли на улицу. Против них
были брошены войска Северокавказского военного округа, кото-
рые применили оружие. 24 человека были убиты, 105 — осуж-
дены, семеро приговорены к расстрелу. Заместитель командую-
щего войсками округа генерал-лейтенант М.К. Шапошников
пытался предотвратить кровавую акцию, хотел разобраться
в причинах, но ему было предъявлено обвинение по ст. 70 УК
РСФСР в антисоветской агитации и пропаганде. Только через
27 лет события в Новочеркасске стали достоянием гласности.
В октябре 1962 г. в результате карибского кризиса мир ока-
зался на грани ядерной войны. США объявили морскую блокаду
Кубе, а СССР ответил размещением ядерных ракет. Амери-
канский президент Д. Кеннеди и советский лидер Н.С. Хрущев
сумели вовремя отказаться от дальнейших роковых шагов по
обострению конфронтации. Все это разрушало теорию о единст-
ве армии и народа.
Особенности развития
органов государственной безопасности
Завершение войны и начало работ по восстановлению разру-
шенного народного хозяйства внесли изменения в содержание
деятельности органов государственной безопасности и внутрен-
них дел.
Основные изменения в деятельности органов государственной
безопасности и внутренних дел в период с 1945 по 1953 г. со-
стояли в следующем. В марте 1946 г. НКВД СССР и НКГБ
СССР преобразуются соответственно в МВД СССР (возглавил
генерал-полковник С. Круглое) и МГБ СССР (В. Абакумов).
В связи с тем, что МВД СССР главным образом стало зани-
маться строительством особо важных государственных объектов
и организацией производства, основанного на труде заключен-
ных, милиция, уголовный розыск и внутренние войска (части
оперативного предназначения) с 1949 по 1953 г. находились
в составе МГБ СССР.
В августе 1950 г. МГБ СССР осуществило реорганизацию
Главного управления милиции, которое стало состоять из трех
управлений;
• Управление милицейской службы (охрана общественного
порядка и безопасности в стране, проведение администра-
тивных мероприятий по исполнению законов и распоряже-
ний центральных и местных органов власти, регулирую-
щих управление в области охраны общественного порядка
и борьбы с преступностью);
• Управление по борьбе с хищениями социалистической соб-
ственности и спекуляцией;
• Управление уголовного сыска. Аналогичные организацион-
ные изменения были произведены в нижестоящих струк-
турах.
В октябре 1952 г. решением Правительства СССР на мили-
цию была возложена охрана некоторых учреждений и промыш-
ленных предприятий, а также торговых объектов. В связи
с этим в составе Управления милицейской службы был органи-
зован Отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны
и соответствующие подразделения на местах. В январе 1954 г. органы госбезопасности были выведены из системы МВД, а Главное управление лагерей (ГУЛАГ) из Министерства юстиции СССР возвращено в состав МВД СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1955 г. образован Комитет государственной безопасности при Совете
министров СССР (КГБ СССР). В связи с реализацией курса на расширение прав республик решением Совета министров СССР от 11 апреля 1955 г. Было образовано Министерство внутренних дел РСФСР во главе с Н.П. Стахановым.
В конце 50-х гг. партийно-государственным руководством
СССР была реанимирована идея привлечения населения к от-
правлению отдельных государственных функций. Одной из ее
организационно-правовых форм явились добровольные народные
дружины (ДНД) по охране общественного порядка, которые ста-
ли повсеместно создаваться с ноября 1958 г.
В целом на изменение компетенции и структуры органов
внутренних дел и государственной безопасности значительное
влияние оказало в тот период то обстоятельство, что сильней-
шие проявления произвола и беззакония, допущенные советским
тоталитарным режимом, связывались именно с этими органами.