Реформа военного строительства и управления
Проведение очередной военной реформы в СССР было обу-
словлено целым рядом обстоятельств. Они сводятся к следую-
щему:
1 Обострение межгосударственных отношений и рост мили-
таризма, обусловленные мировым экономическим кризисом
конца 20-х гг. Военная угроза особенно возросла после прихо-
да к власти фашистов в Германии и Италии. В области внеш-
ней политики фашизм открыто провозгласил курс на завоевание
мирового господства и приступил к его осуществлению.
2 Количественный рост и модернизация военной техники,
возросшие требования к мобилизационной и боевой готовности
войск. Территориально-милиционные формирования РККА уже
не соответствовали обстановке, связанной с быстро растущей
угрозой войны.
3 Проведение реформы стало возможно благодаря укрепле-
нию материально-технической и социальной базы Советского го-
сударства.
4 Механизму тоталитарного государства, который сформиро-
вался в СССР к середине 30-х гг., должна была соответствовать
и военная машина.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, Рев-
военсовет СССР в соответствии с указаниями Секретариата ЦК
ВКП(б) разработал план мероприятий по укреплению и дальней-
шему развитию советских вооруженных сил, который в мае
1934 г. был одобрен Политбюро ЦК ВКП(б) и утвержден СНК
СССР.
Его главное содержание составили мероприятия по перехо-
ду от смешанной системы устройства армии к кадровой.
Это переустройство заняло в основном четыре года. К 1939 г.
этот процесс был завершен. Правовые основы строительства
кадровых советских вооруженных сил определялись Конститу-
цией СССР 1936 г., принятыми в ее развитие положениями за-
кона о всеобщей воинской обязанности 1939 г. и другими пра-
вовыми актами.
Переход к кадровой системе устройства требовал значитель- ных изменений в структуре центральных, окружных и местных органов военного управления. |
В 1934 г. Реввоенсовет СССР был упразднен, а Наркомат по
военным и морским делам переименован в Наркомат обороны
(НКО) СССР. Реввоенсоветы округов и флотов также упразд-
нялись. При переходе к строительству и развертыванию кадровой
армии возросла роль Штаба РККА, поэтому он был преобразован
в Генеральный штаб РККА. В связи с ростом Военно-морского
флота и повышением его роли в системе обороны государства,
в 1937 г. было признано необходимым создать самостоятельный
Наркомат ВМФ СССР.
Практика руководства строительством вооруженных сил по-
казала необходимость сочетания единоначалия и коллегиально-
сти в высших органах военного управления. Поэтому весной
1938 г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР при Наркома-
те обороны и Наркомате ВМФ были учреждены Главные воен-
ные советы, к компетенции которых относились наиболее важ-
ные вопросы боевой готовности войск. Несколько раньше, в мае
1937 г., Военные советы были поставлены во главе округов
и флотов.
Значительное увеличение численности вооруженных сил
в связи с переходом на кадровую систему, выдвижение на руко-
водящие должности молодых командиров, многие из которых не
имели достаточного опыта работы с личным составом, массовая
репрессивная кампания по «чистке Красной армии» обусловили
восстановление в мае 1937 г. института военных комиссаров во
всех войсковых частях, штабах, военно-учебных заведениях.
В целях улучшения комплектования военно-учебных заведе-
ний весной 1938 г. СНК СССР принял решение о создании на
базе ряда общеобразовательных средних школ специализированных
учебных заведений для подготовки кандидатов в артиллер
ские, авиационные, военно-морские училища. В целом к началу Великой Отечественной войны страна располагала 19 академиями, 10 военными факультетами при гражданских вузах, 7 высшими военно-морскими училища и 203 средними военными училищами. Однако полностью ре-
шить кадровую проблему до начала войны все же не удалось.
Одной из причин этого были репрессии предвоенных лет.
Закон 1939 г. существенно изменил условия и порядок под-
готовки молодежи к службе в рядах вооруженных сил. Прежде
всего, сама подготовка выводилась из состава военной службы.
Она должна была проводиться в форме начальной и допризыв-
ной подготовки и только с учащейся молодежью в объеме обу-
чения одиночного бойца.
Закон понизил призывной возраст с 21 до 19 лет, а для
окончивших среднюю школу — до 18 лет.
Значительно сократился круг лиц, не призывавшихся в ряды
вооруженных сил по политико-моральным соображениям, поль-
зовавшихся освобождением от военной службы (в том числе
и по религиозным причинам), а также отсрочками призыва.
В соответствии с принятой системой воинских званий уста-
навливались и знаки различия, вносились некоторые изменения
в форму одежды.
В последующие годы система персональных воинских званий
развивалась и совершенствовалась. Так, в мае 1940 г. была вве-
дена система воинских званий для высшего командного состава
армии и флота — генеральские и адмиральские звания, в нояб-
ре — для младшего начсостава — сержантские.
Росту профессионального мастерства и боевого духа со-
ветских воинов призвано было служить развитие законодатель-
ства, регулировавшего порядок поощрений, отличий и награж-
дений.
В апреле 1930 г. были учреждены орден Ленина и орден
Красной Звезды. В 1934 г. постановлением ЦИК СССР была
установлена высшая степень отличия — звание Героя Советско-
го Союза. В целом принятие закона о всеобщей воинской обязанности
1939 г. явилось крупным вкладом в строительство советских
вооруженных сил. Закон послужил правовой основой для их
развертывания, создания дополнительных частей и соединений
усиления боевой мощи армии и флота. К середине 1941 г. чис-
ленность Вооруженных сил СССР составляла более 5 млн чело-
век, т. е. в 2,8 раза превысила численность армии 1933 г.
Закон 1939 г. просуществовал без значительных изменений до
1967 г.
Реформирование управления органами суда,
прокуратуры и государственной безопасности
Основной закон СССР 1936 г. впервые на конституционном
уровне определил принципы организации и деятельности совет-
ской судебной системы и органов прокуратуры. В соответствии
с конституцией Верховный Совет СССР в августе 1938 г. при-
нял закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных
республик. Он провозгласил, что правосудие в СССР должно
осуществляться только судебными органами, а сама судебная
система страны состоит из судов СССР и судов союзных рес-
публик.
К судам СССР относились Верховный Суд СССР и специальные
суды — военные трибуналы, линейные суды железнодорожного
и водного транспорта. Во вторую группу вошли судебные учреж-
дения, построенные в соответствии с политико-административным
делением страны, — верховные суды союзных республик, област-
ные и им равные суды, народные и им равные суды.
Конституция СССР 1936 г. закрепила принцип строгой цент-
рализации прокуратуры и подчеркнула, что «органы прокурату-
ры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни
было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР».
Прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком
на семь лет. Республиканские, краевые, областные прокуроры
назначались Прокурором СССР на пятилетний срок, а районные
и городские прокуроры назначались прокурорами союзных рес-
публик с утверждением Прокурора СССР также на пять лет.
Прокуратура СССР состояла из следующих звеньев:
• территориальная прокуратура,
• военная прокуратура;
• военно-морская прокуратура;
• прокуратура железнодорожного транспорта;
• прокуратура водного транспорта;
• прокуратура по специальным делам.
В июле 1934 г. ОГПУ вошло в состав образованного Нар-
комата внутренних дел СССР и получило название Главно-
го управления государственной безопасности (ГУГБ). ГУГБ
являлось «ведущим» управлением НКВД СССР. Оно имело
следующую структуру, которая позволяет судить об основы
направлениях деятельности.
Особый отдел (00) обеспечивал интересы государственн
безопасности в Вооруженных силах СССР. Кроме того, на н
го возлагалась контрразведывательная работа внутри стра:
и борьба с бандитизмом.
Секретно-политичесий отдел (СПО) пресекал враждебную
деятельность членов бывших антисоветских политических пар-
тий и националистических организаций.
Экономический (ЭКО) и Транспортный отделы (ТО) боролись
с контрреволюцией в народном хозяйстве и на транспорте.
Иностранный отдел руководил внешней разведкой и опера-
тивными мероприятиями, проводимыми за рубежом.
Специальный отдел ведал шифрами и радиоразведкой.
Оперативный отдел занимался организацией наружного на-
блюдения и охраной партийно-государственного руководства
страны.
Учетно-статистический отдел собирал и хранил информацию
относительно «шпионов и контрреволюционеров».
В 1936—1937 гг. в составе ГУГБ появились новые отделы:
Тюремный отдел, Отдел контрразведки (КРО), Отдел охраны,
Водный отдел, Отдел оперативной техники.
10 июля 1934 г., ЦИК СССР принял постановление об обра-
зовании Народного комиссариата внутренних дел СССР.
На НКВД СССР были возложены следующие задачи:
• обеспечение революционного порядка и государственной
безопасности;
• охрана общественной (социалистической) собственности;
• запись актов гражданского состояния;
• пограничная охрана.
В автономных республиках, краях и областях создавались
управления республиканских НКВД (УНКВД). Со второй половины 30-х гг. началось энергичное организационное и функциональное развитие милиции. Так, в связи с ростом числа беспризорных детей, увеличения правонарушений несовершеннолетних, вызванных в том числе последствиями коллективизации, массовыми репрессиями и другими причинами, во исполнение постановления СНК СССР и ЦИК ВКП(б) от 31 июня 1935 г. были образованы детские комнаты милиции.
3 июля 1936 г. Совнарком СССР утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции в составе Главного
управления милиции НКВД СССР.
В 1937 г. были созданы специальные организационные структуры для борьбы с хищениями социалистической собственности
(БХСС).
Широкое распространение в СССР получили общественные
организации, призванные содействовать развитию авиации,
морского флота, снайперского движения, парашютного спорта,
в частности, 25 мая 1930 г. решением СНК были образованы
добровольные общества содействия органам милиции и уголов-
ного розыска (Осодмил).
В 1936—1939 гг. структура центрального аппарата НКВД
СССР подверглась значительным изменениям в связи с расши-
рением полномочий и усложнением функций.
В начале февраля 1941 г. из компетенции НКВД СССР был
изъят комплекс вопросов, связанных с обеспечением государст-
венной безопасности, который передавался вновь созданному
НКГБ СССР.
Непосредственно перед войной была сделана попытка не- сколько ограничить компетенцию НКВД СССР и сместить акцент его деятельности в производственную сферу. Более десятка структурных подразделений НКВД занимались органи- зацией труда заключенных в различных отраслях промышлен- ности и строительства. |
Приказом НКВД СССР от 30 июля 1937 г. в связи с проведе-
нием массовых операций в отношении бывших кулаков, членов
антисоветских партий, белогвардейцев, жандармов и чиновников
царской России, бандитов, реэмигрантов, участников антисо-
ветских организаций, служителей культа и уголовников-реци-
дивистов были созданы республиканские, краевые и областные
«тройки», которые стали применять наказания по первой и вто-
рой категориям. Первая — расстрел — применялась к «наиболее враждебным из перечисленных выше элементов», Вторая относилась ко всем остальным, подлежавшим заключению в лагеря или тюрьмы на срок от 8 до 10 лет. Этим же приказом был утвержден персональный состав «троек», в которые входили: в качестве председателя — наркомы внутренних дел, начальники краевых или областных управлений НКВД, а в качестве членов — первые секретари ЦК компартий союзных республик, краевых и областных комитетов ВКП(б), а также республиканские, краевые, областные прокуроры. В соответствии с приказами НКВД от 11 августа 1937 г. и от 20 сентября 1937 г. (эти приказы были изданы по прямому
указанию И.В. Сталина и санкционированы его подписью, а т
же подписями В.М. Молотова, Л.М. Кагановича, СВ. Косиора)
списки лиц, подлежавших репрессиям, рассматривались «двой-
ками» — наркомами внутренних дел республик (начальниками
УНКВД) совместно с соответствующим прокурором республики
(края, области). Существовала и «высшая двойка» в составе
председателя Верховного Суда СССР и прокурора СССР.
Особое совещание НКВД СССР также стало применять ме-
ры наказания по этим категориям. К 1938 г. репрессивная волна
поднялась настолько высоко, что тюрьмы, следственные изоля-
торы оказались переполненными, карательная машина не справ-
лялась с огромным потоком дел, ей грозила полная остановка.
17 сентября 1938 г. нарком внутренних дел СССР, генеральный
комиссар государственной безопасности Н.И. Ежов своим при-
казом «в целях быстрейшего рассмотрения следственных дел на
лиц, арестованных в порядке приказов НКВД СССР за 1937—
1938 гг.» создал при УНКВД краев и областей Особые тройки
в составе первого секретаря обкома, крайкома ВКП(б) или ЦК
нацкомпартий, начальника соответствующего УНКВД и про-
курора.
Особые тройки должны были закончить свою работу в двух-
месячный срок и могли выносить приговоры по первой и второй
категориям. При этом решения Особых троек по первой кате-
гории приводилось в исполнение немедленно. Осознав необходимость как-то сбавить обороты массовых репрессий, И.В. Сталин и В.М. Молотов 17 ноября 1938 г. подписали постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия», в котором, в частности, отмечалось, что «за 1937—1938 гг. под руководством партии органы НКВД проделали большую работу по разгрому врагов народа и очистке СССР от многочисленных шпионских,
террористических, диверсионных и вредительских кадров из
троцкистов, бухаринцев, эсеров, меньшевиков, буржуазных
националистов, белогвардейцев, беглых кулаков и уголовников,
представлявших из себя серьезную пищу для иностранных
разведок в СССР... Задача теперь заключается в том, чтобы,
продолжая и впредь беспощадную борьбу со всеми врагами
СССР, организовать эту борьбу при помощи совершенных и на-
дежных методов». С этой целью были ликвидированы все «тройки», созданные по приказам НКВД СССР, а также «тройки» при областных,
краевых и республиканских управлениях милиции. Однако Осо-
бое совещание НКВД СССР было сохранено.
В годы Великой Отечественной войны постановлением Госу-
дарственного комитета обороны от 17 ноября 1941 г. на Особое
совещание НКВД СССР было возложено рассмотрение «всех без
исключения законченных следствием дел» по статьям УК о контр-
революционных преступлениях и особо опасных преступлениях
против порядка управления СССР. После окончания войны с пре-
образованием наркоматов в министерства в марте 1946 г. Особое
совещание было создано и в Министерстве государственной безо-
пасности (МГБ) СССР.
При слиянии в марте 1953 г. МГБ и МВД СССР в единое
Министерство внутренних дел СССР Особое совещание про-
должало действовать в составе объединенного министерства.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября
1953 г. Особое совещание МВД СССР было упразднено.
В 1930—1953 гг. по обвинению в контрреволюционных и осо-
бо опасных преступлениях против порядка управления СССР су-
дебными и всякого рода несудебными органами вынесены при-
говоры и постановления в отношении 3 778 234 человек, из них
786 098 расстреляны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января
1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справед-
ливости в отношении жертв репрессий, имевших место в пери-
од 30—40-х и начала 50-х гг.» все граждане (за исключением
изменников Родины и карателей периода Великой Отечествен-
ной войны, фальсификаторов уголовных дел), привлекавшиеся
к уголовной ответственности внесудебными органами, были реа-
билитированы, а названные выше внесудебные органы опреде-
лены антиконституционными.
3. ОСОБЕННОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(1941—1945)
22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на
СССР. В этой обстановке функция обороны государства выдви-
нулась на первое место. С начала войны партийно-государствен-
ным руководством СССР была разработана программа мобили-
зации всех сил и средств страны на разгром врага. В основу ее
был положен опыт Гражданской войны.
Одним из первых юридических документов, в котором бы
изложены положения этой программы, стала Директива СН
СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. «Партийным и совет-
ским организациям прифронтовых областей». Директива стала
программой превращения страны в единый военный лагерь, в хо-
де выполнения которой аппарат государственного управления
и система правоохранительных органов были приспособлены
к задачам и особенностям ведения войны.
Первоочередные усилия страны направлялись на развитие
и удовлетворение потребностей Вооруженных сил. Наиболее
важные области общественных отношений стали регулировать-
ся особыми законами военного времени.
Система управления страной кардинально перестраивается,
создаются чрезвычайные органы власти и управления. 23 июня
1941 г. была образована Ставка Главного командования Воо-
руженных сил (10 июля переименована в Ставку Верховного
главнокомандования). В нее входили члены Политбюро ЦК
ВКП(б) и Наркомата обороны. Ставка Верховного главноко-
мандования имела своих представителей на фронтах; ей подчи-
нялся Генеральный штаб РККА. Кроме того, органами Ставки
были управления наркоматов обороны и флота, командование
фронтов.
Структура вооруженных сил включала фронты, армии, кор-
пуса, дивизии, бригады. В ходе войны было введено (1943)
деление военнослужащих на рядовой, офицерский состав и ге-
нералитет. Были введены новые знаки различия, сходные с до-
революционными.
30 июня 1941 г. создается Государственный комитет обо-
роны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным. Этот чрезвычайный
высший орган сосредоточил всю полноту власти в стране. Распо-
ряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. Всего за годы войны ГКО принял около 10 тыс. постановлений, которые имели силу законов военного времени. К компетенции ГКО относились все ключевые вопросы мобилизации сил и средств страны на отпор врагу, превращения ее в единый Военныйлагерь. Своего специального аппарата ГКО не имел, а использовал аппараты ЦК ВКП(б), Совнаркома, отдельных наркоматов. Какого-либо документа, регламентировавшего порядок обсуждения, принятия и исполнения решений, разработано не было, но ГКО являлся оперативным, четко действовавшим органом. Процедурные вопросы его деятельности были сведены к минимуму, заседания проводились в любое время суток. Право
принятия окончательного решения принадлежало председате-
лю ГКО.
На местах ГКО представляли его уполномоченные. В боль-
шинстве ими были секретари ЦК ВКП(б) и компартий союзных
республик, крайкомов и обкомов партии, наркомы и их замести-
тели. Масштабы и сроки деятельности уполномоченных опреде-
лялись характером выполнявшегося задания. При ГКО по мере
необходимости создавались различные комиссии, комитеты, бю-
ро, действовавшие, в зависимости от обстоятельств, временно
или постоянно. В числе постоянных органов было, например,
Оперативное бюро ГКО, образованное в декабре 1942 г. для конт-
роля и координации работы всех наркоматов оборонной промыш-
ленности.
Транспортный комитет ГКО с февраля 1942 г. занимался ор-
ганизацией функционирования всей транспортной системы стра-
ны. В 1944 г. при ГКО был создан Особый комитет, который
занимался вопросами репарации (возмещение экономического
ущерба СССР за счет имущества побежденных государств).
Военно-стратегическое руководство вооруженной борьбой
ГКО осуществлял через Ставку Верховного главнокомандующе-
го. Кроме того, представители ГКО выезжали в действующую
армию для оказания помощи в организации и обеспечении важ-
нейших битв и фронтовых операций. По решению ГКО во многих прифронтовых городах в целях мобилизации местных ресурсов для оказания помощи военному командованию и установления «строжайшего порядка в городах и прилегающих районах» с лета—осени 1941 г. стали создаваться чрезвычайные органы власти — городские комитеты обороны в составе первого секретаря обкома или горкома ВКП(б), председателя облисполкома или горисполкома, начальника областного управления или горотдела НКВД и коменданта города. При
этом в распоряжение коменданта передавались войска НКВД,
милиция и добровольческие рабочие отряды. В общей сложности городские комитеты обороны были созданы в годы войны более чем в 60 городах и сыграли важную роль в организации отпора врагу, перестройки местной экономики в интересах фронта. Многие городские комитеты обороны продолжали существовать практически до конца войны, принимали энергичные меры по восстановлению жилого фонда, коммунального хозяйства, местной промышленности, обеспечению населения продовольствием. Образование ГКО и городских комитетов обороны не привело к упразднению конституционных органов государственной
власти — Советов депутатов трудящихся, которые продолжали
действовать (в некоторых случаях даже на территории, оккупи-
рованной немцами). Работая совместно с чрезвычайными орга-
нами военного времени и оказывая им всестороннюю помощь
и поддержку, Советы сыграли важную роль в перестройке про-
мышленности и сельского хозяйства на военный лад, обеспече-
нии нужд фронта, проведении мобилизационных и оборонитель-
ных мероприятий. Деятельность Советов депутатов трудящихся в годы Великой Отечественной войны отличалось особенностями: объем работы
значительно возрос, задачи усложнились, а депутатский состав
резко сократился в связи с мобилизацией, а также эвакуацией
многих депутатов вместе с предприятиями и учреждениями
в тыл страны. Затруднен был своевременный созыв очередных
сессий Советов, сложнее стало использовать коллегиальные
формы работы. Для кворума требовалось только 2/3 депутатов,
имевшихся в наличии, иногда вместо сессий проводились рас-
ширенные заседания исполкомов (с активом). Избирательные кампании в годы войны не проводились, полномочия депутатов продлевались Президиумом Верховного Совета СССР, а в ряде местностей председатели сельсоветов, исполкомов горсоветов, райисполкомов просто назначались вышестоящими органами власти. Особенностью деятельности Советов депутатов трудящихся было еще и то, что наряду с осуществлением своих обычных конституционных полномочий они стали решать новые задачи, выдвинутые военным временем:
• развертывание военного производства;
• организация эвакуации, размещение и скорейший ввод
в строй эвакуированных предприятий;
• обеспечение и бытовое устройство госпиталей, семей
фронтовиков, инвалидов войны, сирот;
• строительство оборонительных сооружений.
За годы минувшей войны высший орган государственной власти страны — Верховный Совет СССР трижды (в 1942, 1944 и 1945 гг.) созывался на свои сессии, на которых решались вопросы военного государственного бюджета, ратифицировались международные договоры со странами антигитлеровской коалиции. В 1944 г. Верховный Совет СССР принял принципиально важные законы, расширявшие полномочия союзных республик; «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений» и «О создании войсковых формирований союзных республик и о преобразовании в связи с этим Наркомата
обороны из общесоюзного в союзно-республиканский народный
комиссариат».
Президиум Верховного Совета СССР продолжал осуществ-
лять свои конституционные полномочия, а при необходимости
и отдельные полномочия Верховного Совета СССР.
В условиях войны значительно усилилась роль Совета народ-
ных комиссаров СССР, который проделал огромную работу, свя-
занную с эвакуацией промышленности, налаживанием чрезвычай-
ного порядка руководства экономикой страны, восстановлением
разрушенного войной народного хозяйства. Совнарком СССР стал
также организующим и контролирующим органом в процессе вы-
полнения постановлений ГКО.
Чрезвычайно важное значение в годы войны имела деятель-
ность СНК СССР по обеспечению общественного порядка, за-
щите интересов государства и охране прав граждан, в том числе
по обеспечению строгой дисциплины в тылу, по обеспечению
фронта всем необходимым.
Одним из первых правительственных правовых актов, давших
общее направление перестройке аппарата управления, было поста-
новление СНК СССР «О расширении прав народных комиссаров
СССР в условиях военного времени» от 1 июля 1941 г.
Наркомам предоставлялось право самостоятельно, не спраши-
вая на то разрешения правительства, распределять и перерас-
пределять материальные ресурсы между предприятиями, строй-
ками, восстанавливать разрушенные заводы и фабрики, жилые
дома за счет капиталовложений, внелимитных затрат, а при их
отсутствии — в счет себестоимости продукции. Обстоятельства военного времени вызвали необходимость создания ряда новых центральных органов отраслевого управления СССР. Так, вскоре после начала войны был образован Наркомат танковой промышленности СССР, а Наркомат общего машиностроения преобразован в Наркомат минометного вооружения. По мере необходимости при Совнаркоме СССР создавались
(временно или постоянно) различные советы, комитеты, бюро, которые действовали на правах высших органов управления, координировавших усилия отраслевых наркоматов. 24 июня 1941 г. на основании постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) при Совнаркоме СССР было образовано Советское информационное бюро (Совинформбюро) для руководства работой средств массовой информации, а также деятельностью различных антифашистских общественных организаций (Антифашистский комитет советских женщин, Антифашистский комитет советской молодежи, Еврейский антифашистский комитет и др.).
В августе 1943 г. при СНК СССР учрежден Комитет по вос-
становлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой
оккупации. На комитет возлагалась координация деятельности
наркоматов и местных органов, контроль за выполнением реше-
ний правительства по восстановлению этих районов.
В ноябре 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образо-
вал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению
и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их
сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, об-
щественным организациям, государственным предприятиям и уч-
реждениям СССР (ЧГК).
ЧГК собрала огромное количество документальных и вещест-
венных доказательств (свыше 250 тыс. протоколов опроса свиде-
телей, более 4 млн актов о причиненном ущербе), которые были
использованы на процессе в Нюрнберге и других судебных за-
седаниях для наказания военных преступников и их пособников.
В республиках, краях и областях, городах, освобождаемых от
оккупантов, создавались соответствующие комиссии содейст-
вия ЧГК.
Как характерную особенность деятельности государственного
аппарата в условиях военного времени можно отметить совмеще-
ние должностей руководителей высших и центральных военных
органов управления и ряда гражданских наркоматов и ведомств.
Так, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами СССР
И.В. Сталин одновременно являлся председателем Ставки Верхов-
ного главнокомандования, народным комиссаром обороны СССР,
Председателем СНК СССР, Председателем Государственного коми-
тета обороны и Генеральным секретарем ЦК ВКП(б).
С февраля 1942 г. начальник тыла Красной армии стал вы-
полнять обязанности наркома путей сообщения СССР, а началь-
ник связи Красной армии одновременно руководил Наркоматом
связи СССР. Раскрывая особенности государственного развития СССР
в период Великой Отечественной войны, необходимо отметить
массовые политические репрессии в отношении отдельных народов СССР по обвинению в активной помощи и сотрудничестве
с противником, что являлось грубейшим нарушением Конституции СССР. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе-сентябре 1941 г. была упразднена автономная республика
немцев в Поволжье, а сами немцы — граждане СССР (более 1 млн человек) выселены в Казахстан. В 1943—1944 гг. решением ГКО упразднены автономные республики карачаевцев,
калмыков, чеченцев, ингушей, крымских татар, а сами народы
в административном порядке переселены в Казахстан, Кирги-
зию, Узбекистан.
В октябре 1944 г. Тувинская народная республика вошла в со-
став СССР на правах автономной области РСФСР.
В целом советский государственный аппарат оказался способ-
ным успешно функционировать в чрезвычайных условиях вой-
ны. Максимальная централизация руководства способствовала
превращению страны в единый военный лагерь, что в конечном
счете явилось одним из факторов, обеспечивших победу.
Особенности реорганизации управления
чрезвычайных органов власти
(1941—1945)
Сложная обстановка начального периода войны обусловила
проведение некоторых организационных преобразований в целях
укрепления и централизации руководства органами внутренних
дел и государственной безопасности.
20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Со-
вета СССР «Об объединении Народного комиссариата внутрен-
них дел СССР и Народного комиссариата государственной безо-
пасности СССР в единый Народный комиссариат внутренних
дел СССР».
Третьи управления и отделы НКО и НК ВМФ СССР вновь были
преобразованы в Особые отделы и возвращены в систему НКВД.
К 1943 г. обстановка на советско-германском фронте корен-
ным образом изменилась в пользу СССР. Свои неудачи в откры-
той вооруженной борьбе немецкое командование попыталось
компенсировать активизацией шпионско-диверсионной деятель-
ности.
Необходимость нанести врагу сокрушительное поражение на
«тайном» фронте, а также особенности деятельности органов
внутренних дел в условиях освобождения территории СССР от
оккупации потребовали дальнейших организационно-правовых
изменений. 14 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР вновь
разделил НКВД на два самостоятельных наркомата: НКВД
СССР (нарком Л.П. Берия) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Мер-
кулов), а Государственный комитет обороны принял решение
о реорганизации Особых отделов НКВД в Управления контрраз-
ведки «Смерш» НКО и НК ВМФ СССР.
Война намного усложнила и увеличила объем работы, выпол-
нявшейся органами НКВД. В связи с этим военно-политическое
руководство СССР приняло необходимые правовые акты. Так, по-
становлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. охрана тыла дейст-
вующей армии (борьба со шпионами, диверсантами, дезертирами,
паникерами) была возложена на специальные формирования войск
НКВД. При НКВД СССР создается Главное управление войск
охраны тыла действующей армии, а при каждом фронте — Управ-
ление войск охраны тыла, подчинявшееся командованию фронтом
и своему ведомству. По отдельным решениям ГКО на базе войск НКВД были созданы многие соединения и части для действующей армии. Например, только в июле 1941 г. НКВД СССР сформировал и передал
в Красную армию 15 стрелковых дивизий. В прифронтовых городах личный состав милиции объединялся в батальоны и полки для
непосредственного участия в боевых действиях. Как известно, в предвоенные годы одной из ведущих функций НКВД СССР являлась организация использования труда заключенных в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим наркомат превратился в крупнейшее промышленное ведомство.
Чрезвычайная обстановка военного времени показала эффек-
тивность довоенных организационных форм построения совет-
ской милиции, поэтому не пришлось осуществлять какой-либо
существенной перестройки аппарата. Как и до войны, высшим
органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР.
В наркоматах внутренних дел союзных и автономных республик
имелись управления милиции, их начальники одновременно яв-
лялись заместителями наркомов внутренних дел.
В годы войны на милицию были возложены дополнительные
обязанности:
• борьба с распространителями провокационных слухов;
• трудовым и военным дезертирством;
• обеспечение организованной эвакуации населения, про-
мышленных предприятий, запасов продовольствия и дру-
гих материальных ценностей;
• борьба с мародерством;
• мобилизация транспортных средств для нужд Красной ар-
мии; учет и мобилизация военнообязанных;
• организация истребительных батальонов и т. д.
С началом войны организация и деятельность советских судебных и прокурорских органов была перестроена в соответствии с задачами, определенными в Директиве СНК СССР и ЦК
ВКП(б) от 29 июня 1941 г. Органы суда и прокуратуры вместе
с другими правоохранительными органами обязывались вести
беспощадную борьбу с изменниками Родины, шпионами и дивер-
сантами, дезертирами и паникерами, со всеми, кто мешал обо-
роне Отечества.
Основной особенностью ведения следствия в условиях вой-
ны была оперативность. Законы военного времени устанавлива-
ли сокращенные сроки (до 1—3 дней) расследования уголовных
дел.
Существенной особенностью развития уголовного права в го-
ды войны стал институт ответственности по законам военного
времени, который характеризовался, прежде всего, усилением
уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях
преступления.
В начале войны Верховный Суд СССР дал принципиально
важное разъяснение «О порядке рассмотрения дел в отношении
лиц, совершивших преступления в местностях, временно заня-
тых неприятелем» от 11 декабря 1941 г. Временная оккупация
не отменяла и не приостанавливала действие советских законов,
поэтому «ответственность граждан, совершивших преступления
в местностях, временно занятых неприятелем, или прифронто-
вой полосе и эвакуированных из этих местностей, определяет-
ся уголовным законодательством союзной республики по месту
совершения преступления». Следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии, которые применялись в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что уже в первые месяцы войны военно-политическое руководство СССР убедилось в ошибочности уста-
новки на ведение боевых действий «малой кровью и на чужой
территории». Красная армия была вынуждена неоднократно от-
ступать, обороняться и при этом несла значительные потери
в живой силе, в том числе и по причине ее пленения. По имею-
щимся св