Реформа армии и военного управления
Поражение в Крымской войне поставило задачу ускоренно-
го реформирования всей военной системы. Необходимость соз-|
дания сильного военного потенциала диктовалась еще и тем, что
во второй половине XIX в. в Европе складываются устойчивые
военные коалиции и начинается борьба держав за раздел сфер
влияния.
• Была введена всеобщая воинская повинность. Все муж-
ское население с 21 года обязано было служить;
• вводились льготы, освобождавшие от службы некото-
рые категории граждан: например, единственного сына у роди-
телей, кормильца семьи, представителей малочисленных на-
родов;
• вводились льготы, сокращавшие срок службы для людей
с образованием: для окончивших начальную школу — 3 года,
гимназию — до полугода, для имевших высшее образование —
6 месяцев. Был сокращен срок службы: для армии в целом 6 лет
срочной службы и 9 лет запаса, для флота соответственно 7
и 3 года;
• сократилась численность армии без снижения ее военного потенциала;
• создавались новые рода войск — железнодорожные войска;
• началось строительство железных и шоссейных дорог
стратегического назначения, идущих к западной границе России;
• производилось перевооружение армии, Россия и Германия
стали монополистами в производстве стальных орудий;
• была проведена коренная реконструкция на военных заво-
дах, обновлено их оборудование;
• проводилась реформа военно-учебных заведений с целью
лучшей подготовки офицерского состава. Доступ в армию от-
крылся всем сословиям. Была создана сеть военных и юн-
керских двухлетних училищ, куда принимались лица со средним
образованием. Производство в офицеры теперь предполагало
Реформа образования
Развитие отечественной промышленности требовало квали-
фицированных кадров, а их нехватка сказывалась не только
в армии и в государственном аппарате, но в обществе в целом.
Низкий образовательный уровень тормозил не только экономическое, но и политическое развитие страны, делая новые
политические институты доступными только узкому кругу образованных людей.
Реформа системы образования существенно расширила сеть
учебных заведений и количество обучавшихся в них.
Реформа установила в образовании три ступени. Первой сту-
пенью стали начальные школы, различных типов: государст-
венные, земские, церковноприходские и воскресные со сроком
обучения 3 года. Там обучали чтению, письму, арифметике,
Закону Божьему. Второй ступенью были гимназии — классиче-
ские (с упором на гуманитарные науки и иностранные языки)
и реальные (естественные науки и начальная техническая ори-
ентация).
Высшей ступенью в системе образования оставались универ-
ситеты, право поступления в которые давало только окончание
гимназии. По новому Университетскому уставу 1863 г. им
была возвращена прежняя автономия: совет университета имел
право:
• избирать ректора;
• назначать преподавателей;
• утверждать смету расходов;
• присуждать ученые степени;
• назначать стипендии студентам;
• число обучавшихся студентов было увеличено.
Финансовые реформы
При проведении реформ правительство неизбежно сталкива-
лось с финансовыми проблемами. Дефицит бюджета покрывалались
за счет иностранных и внутренних займов. В середине XIX в,
впервые начал публиковаться государственный бюджет, был
введена единая государственная касса, единственным расп-
рядителем которой стало Министерство финансов. Вводился
независимый от администрации государственный контроль (в гу-
берниях контрольные палаты) с целью пресечь казнокрадств
Создавался Государственный банк взамен убыточных заемного
и Коммерческого банков. Отменялась окупная система, было
разрешена свободная продажа вина, табака и других товаров
на них вводились акцизные сборы.
В налоговой политике обсуждался вопрос всесословного
доходного налогообложения, однако по ряду причин эта мера не
была осуществлена.