Соблюдение и защита прав человека - v
ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА V
. ; (Б.С. Эбзеев) ii I ;
Согласно Конституции России, многонациональный народ являет
ся носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос
сийской Федерации. Суверенный народ, которому принадлежат верхо
венство и полнота государственной власти, сам определяет свое отно-
шение к социальной действительности и выражает его посредством
государства и права, самостоятельно устанавливает рамки и формы
государственно-правового «вторжения» в различные сферы общест
венной жизни, i . \ . . '•-
Государство же есть инструмент претворения в жизнь общей суве
ренной воли народа. Причем зависимость государства от воли народа
имеет не только социально-политическое, но и юридическое, прежде
всего конституционно-правовое, содержание, она получает выражение
и закрепление в праве. ^'
Государство осуществляет свою деятельность в правовых формах, оно связано с народом, всеми участниками общественных и правовых отношений не только правами, но и социальными и юридическими обязательствами. При формировании государственного аппарата на него возлагается ряд отражающихся в Основном Законе обязанностей перед народом, различными социальными структурами, личностью.
Таким образом, обязанности государства имеют глубокие корнав
конституционном строе. Социально-политической основой обязаннос
тей государства является народный суверенитет, получивший право
вое выражение в Конституции. По действующему Основному Закону
России народу принадлежит учредительная власть, а государственная
власть — законодательная, исполнительная, судебная — учрежденная
власть. 'I'-';
Отсюда следует, что Конституция обладает двуединой природой:
она является законом, установленным народом для государств^ как
особого учреждения, которым оно должно руководствоваться во в"сей
своей деятельности, своеобразным каталогом юридических обязаннос
тей государства, и одновременно законом государства, который закреп
ляет правовое положение иных субъектов права и регламентирует со
циально значимые аспекты их поведения. J:
Юридическую основу рассматриваемого явления составляют нормы Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе, федеральные конституционные и иные законы, закрепляющие свободу и права личности, а также обязанности государства, i государственных органов и должностных лиц по реализации целей и
задач государства, выражению воли и защите интересов народа, обеспечению и охране прав человека и гражданина.
Конституция устанавливает меру взаимной свободы и ответственности государства и личности, определяет пределы государственного вторжения в сферу жизнедеятельности индивида, которые не могут быть преодолены без риска утраты государством легитимности, а также границы индивидуальной автономии личности и некоторые важнейшие формы и способы ее проявления. "•:'•
При демократии закон обязателен не только для подвластных, но и
самого государства в-лице его органов законодательной, исполнитель
ной и судебной власти и их должностных лиц. Односторонние обяза
тельства, возлагавшиеся в прошлом государством на подвластных, в
условиях правового государства и разделения властей трансформиру
ются в нормы, содержащие не только взаимные обязательства, но и
права. i
Индивид выступает не только обязанной стороной, но и обладает правами, которым соответствуют обязанности государства, его органов и должностных лиц. Закрепляя права человека и гражданина, Конституция тем самым определяет обязанности по обеспечению этих прав, возлагаемых на государство.
Государственная власть ограничена известными пределами во имя
свободы и прав человека и гражданина. Но было бы неверно сводить
функции государства в социальной сфере к роли «ночного сторожа».
Конституция РФ, закрепляя социальные, экономические и культурные
права человека и гражданина, формулирует и обязанности государства
перед индивидом, которые носят характер не только общих установок
в плане социальной ориентации экономики, но и более определенные
юридические предписания, в том числе запрет на использование при
нудительного труда„дискриминацию в трудовых отношениях; бесплат
ность медицинской помощи в государственных и муниципальных, уч
реждениях здравоохранения, обязательность основного общего образо
вания и т.д... • , [.
Особенно велико в данной сфере правового регулирования значе
ние правильного сочетания и взаимодействия конституционных и от
раслевых норм. В главе 2 Конституции России основным социальным,
экономическим и культурным правам граждан посвящены 11 ч статей.
Практически в каждой из них предусматривается издание закона, кон
кретизирующего эти права и свободы. i
Речь идет об определении правомочий соответствующих прав и
характера притязаний личности, а также о формах и способах их осу
ществления, круге субъектов, мере юридической ответственности, по-
Рядке финансового обеспечения и пр. • , • i
Тема 11. Гражданское общество, право, государство
Тем самым устанавливается объем обязанностей государства в со
циально-экономической и культурной сферах общественной и индиви
дуальной жизни, осуществляется их персонификация применительно
к компетенции соответствующих государственных органов и их долж
ностных лиц, а права граждан обретают необходимую для эффектив
ной судебной защиты предметную определенность. ;
Правильное отражение обязанностей государства в принимаемых
;на основе ив соответствии с Конституцией законах и иных норматив
ных актах, их адекватная конституционным установлениям'конкрети
зация применительно к особенностям различных отраслей права будет -
I способствовать более точному регулированию различных сторон обще
ственных отношений, усилению социального механизма действия
права и повышению его эффективности, формированию условий, обес
печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В связи с этим существенно возрастает роль Конституционного Суда, от которого во многом зависит адекватное Конституции истолкование принципа социального правового государства, его конкретного содержания в политической сфере, а также в области охраны труда' и здоровья граждан, обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развития социальных служб, гарантировании социальной защиты и пр.
Тема 12. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО (А.В. Малъко)