Обжаловать решение, действие (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию или в суд

Национальные и международные наблюдатели не имеют право:

- выдавать бюллетени голосования участникам референдума:

- расписываться по просьбе участников референдума при получении бюллетеня или заполнять бюллетень;

- воздействовать на участников референдума, вмешиваться в процесс голосования, совершать какое-либо действие, мешающее тайне голосования:

- участвовать непосредственно в подсчете бюллетеней, производимом членами комиссии;

- совершать какое-либо действие, препятствующее работе комиссии по проведению референдума, или участвовать при принятии решения соответствующей комиссией по проведению референдума:

- использовать свой статус для осуществления действий, не связанных с наблюдением за ходом референдума. (ЗРТ от 31.12.08 г. №458)

Статья 7. Материальное обеспечение референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, с момента принятия решения о его назначении, производится за счет государственного бюджета Республики Таджикистан.

Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, бесплатно предоставляют в распоряжение комиссий референдума помещения и оборудования, необходимые для подготовки и проведения референдума. Здания и оборудование негосударственных предприятий и организаций будут использованы на арендной основе за счет средств республиканского бюджета для деятельности комиссий но проведению референдумов.(ЗРТ от 31.12.08 г. №458)

Глава II.

НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 8. Право назначения референдума

Референдум назначается Президентом Республики Таджикистан или Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Статья 9. Внесение предложений о референдуме

Предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию вносятся Президентом или минимум одной третью от общего числа членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Инициатива по внесению предложений о референдуме, кроме вопроса, указанного в части первой настоящей статьи, принадлежит не менее одной трети от общего числа членов Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан или не менее одной трети от общего числа депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Статья 10. Порядок реализации права инициативы внесения предложения о проведении референдума

Предложения о проведении референдума представляется Президенту Республики Таджикистан или Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Предложение о проведении референдума должно содержать следующее: обоснование необходимости проведения референдума, четкую формулировку вопросов, предлагаемых на референдум и подписей не менее одной трети от общего числа членов Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан или не менее одной трети от общего числа депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, а при внесении изменений и дополнений в Конституцию не менее чем одной третьи от общего числа членов Маджлиси милли и депутатов Маджлиси намояндагон.

Конституционный суд Республики Таджикистан определяет соответствие проектов изменений и дополнений, вносимых в Конституцию Республики Таджикистан, проектов законов и других вопросов, выносимых на всенародный референдум, Конституции Республики Таджикистан.

Президент Республики Таджикистан или Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан рассматривает поступившие материалы о проведении референдума Республики Таджикистан не позднее шести месяцев со дня поступления требования о проведении референдума.

Статья 101. Порядок рассмотрения вопросов, выносимых на референдум

Президент Республики Таджикистан или Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан в течение 10 дней со дня поступления документов и приложенных к ним материалов по референдуму направляют их в Конституционный суд Республики Таджикистан. Обращение в Конституционный суд Республики Таджикистан осуществляется в соответствии с Конституционным законом Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан». Рассмотрение Конституционным судом Республики Таджикистан соответствия проектов изменений и дополнений, вносимых в Конституцию Республики Таджикистан, проектов законов и других вопросов, выносимых на всенародный референдум, Конституции Республики Таджикистан осуществляется в порядке и сроки, установленные Конституционным законом Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан».

В случае признания Конституционным судом Республики Таджикистан вопросов, выносимых на референдум Республики Таджикистан, соответствующими Конституции Республики Таджикистан, Президент Республики Таджикистан или Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан принимают решение о проведении всенародного референдума и вопросов, связанных с ним не позднее 15 дней со дня принятия решения Конституционным судом Республики Таджикистан.

В случае признания Конституционным судом Республики Таджикистан вопросов, выносимых на референдум Республики Таджикистан, не соответствующими Конституции Республики Таджикистан все процедуры, предусмотренные настоящим Конституционным законом, прекращаются. (ЗРТ от 31.12.08 г. №458)

Наши рекомендации