Большевики и мусульмане России
Важным вкладом в дело освобождения мусульманских народов Востока и азиатских окраин Российской Империи стала принципиальная позиция большевиков в деле предоставления им всех равных прав и свобод и в призыве к освобождению их от пут колониального угнетения. В Декларации прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г. и в обращении Совнаркома «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября (3 декабря) 1917 г. Советская власть провозгласила отказ от империалистической политики, проводившейся царским и Временным правительствами, и заявила о желании строить отношения с колониальными и зависимыми народами на началах равноправия и взаимного уважения. Оба документа оказали огромное влияние на мусульманское население, как на территории бывшей Российской империи, так и в исламских странах.
Джон Хоскинг пишет: «Мусульман приводили в ярость колебания Временного правительства, отклонившего требование Всероссийского Съезда мусульман о создании их собственных системы образования, религиозных и военных институтов. Как бы в противоположность деятельности Временного правительства, большевики начали свою восточную политику декларацией “Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока”…».[5]
Возвращение мусульманам списка Корана халифа Османа (конфискованного в свое время царскими властями) на съезде мусульман в Петрограде в декабре 1917 г., мечети Караван-Сарай в Оренбурге и башни Суюмбике в Казани, а также другие подобные жесты на Кавказе и в Средней Азии произвели должное впечатление на колеблющуюся часть мусульман. Проводились съезды мусульман, на которых революционеры — большевики, левые эсеры, левые джадиды — сидели рядом с муллами. Нередко в пропаганде большевиков проводился тезис о совместимости и взаимодополняемости шариата и коммунизма. Ввиду этого часть мусульманского духовенства даже выдвинула лозунг “За советскую власть, за шариат!”».
Первыми национальными административно-территориальными образованиями РСФСР стали именно республики мусульманских народов. В 1918–1921 гг. были образованы (в хронологической последовательности) Туркестанская, Башкирская, Татарская, Киргизская (с 1925 г. — Казахская), Горская, Дагестанская (две последние — одновременно) и Крымская автономные советские социалистические республики. В 1920 г. на территории бывшей Российской империи в Средней Азии возникли Хорезмская и Бухарская народные республики, в Закавказье — Азербайджанская ССР.
Не вызывает возражений следующее мнение Дж. Хоскинга: «Взаимоотношения большевизма с исламом были противоречивыми. Атеизм марксистов не совместим со строгим монотеизмом ислама в принципе. Тем не менее, многие политически активные мусульмане примкнули к тем или иным социалистическим течениям за последние десять лет перед (Октябрьской. — А.К.) революцией. Отчасти это объяснялось сугубо прагматическими соображениями: после событий 1905 г. мусульмане увидели в социализме политическое течение, способное организовать подпольную партию, мобилизовать массы и создать реальную угрозу правительству их угнетателей… Но было и еще одно соображение основополагающего значения, сделавшее возможным принятие социалистических идей мусульманской интеллектуальной элитой: социалистическая теория обещала им братство и равенство всех народов в борьбе с западным империализмом».[6]
Огромная агитационная деятельность большевиков, их политическая принципиальность в деле предоставления независимости всем народам и их борьба против империализма и колониального угнетения создали условия для быстрого распространения влияния и организаций РКП(б) в среде мусульманских и «туземных» народов. Их гибкая политика и декларации о свободе совести, сформировали прочную основу для Советской власти во всех восточных и азиатских окраинах Империи. Кроме этого, это означало на практике получение большевиками военной и политической силы в борьбе против контрреволюции и иностранной интервенции Германии, Турции и стран Антанты.
Так в июне 1918 в Казани на I Конференции мусульманских коммунистов, организованной Центральным мусульманским комиссариатом, была учреждена Российская Мусульманская Партия Коммунистов (РМПК). Новая партия входила на федеративных началах в состав РКП(б) до марта 1919 года. Лидерами РМПК были М. Вахитов, М. Султан-Галиев и Б. Мансуров. По решению I Съезда коммунистов-мусульман в ноябре 1918 партия была преобразована в мусульманские комитеты РКП(б). Еще ранее, 15 февраля 1918 г. коллегия Наркомата по делам национальностей решила, что возможно создание национальных частей, после чего Сталин разрешил формировать мусульманские части Красной Армии. Наибольший эффект эта политика большевиков дала в Поволжье, на Урале и в Сибири, меньший — в Крыму и на Северном Кавказе.
20 ноября 1918 года приказом № 276 председателя Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцкого при нем была учреждена Центральная мусульманская военная коллегия во главе с М. Султан-Галиевым. В конце 1918 – начале 1919 г. Центральное бюро коммунистических организаций народов Востока направило своих представителей в районы скопления военнопленных и других категорий турецкого населения. Главным лозунгом в их деятельности был призыв «Организуйтесь и зажигайте пожар социальной революции в Турции!». Это еще раз показывает, какое внимание большевики уделяли делу развития мировой революции в сопредельных мусульманских странах и в колониях европейских империй.
Данная линия нашла свое более сильное отражение и окончательное организационное оформление в работе Бакинского съезда народов Востока, состоявшегося в сентябре 1920 года и о котором мы скажем подробнее чуть позже.