Первая Мировая Империалистическая Война

Настоящим же практическим местом окончательного раскола и размежевания международной социал-демократии стала Первая Мировая Империалистическая Война 1914-18 годов, когда полностью рухнул в результате предательства руководства ведущих европейских социал-демократических партий уже основательно прогнивший II Интернационал. Тогда и прояснилась реальная роль соглашателей и оппортунистов, которые поддержали собственные правительства и способствовали развитию мировой бойни. Отравляя трудящихся шовинистической пропагандой, они стали настоящими наймитами и охвостьем буржуазии, как сейчас бы их назвали «охранителями», которые сошлись в политическом союзе с монархиями, военщиной и самыми реакционными силами.

Большевики в тот момент оказались теми немногими из европейских, а также единственными из российских социал-демократов, которые сразу и активно выступили как против войны, так и против собственного царского правительства. Депутатская группа большевиков в Государственной Думе в августе 1914 года отказалась голосовать за военные кредиты. РСДРП(б) с самого начала призвала рабочий класс к борьбе против войны и самодержавия, раскрыв всю суть захватнического и империалистического характера мировой бойни. В результате этого на партию обрушились жесточайшие репрессии, а фракция большевиков в Думе была арестована, судима и отправлена на каторгу в Сибирь.

Не смотря на разгром многих партийных организаций, арест ведущих деятелей РСДРП(б) в России, мобилизацию в действующую армию десятков тысяч членов и сторонников партии, этот демарш стал знаковым и поворотным в истории большевизма, показавший пример непримиримой интернационалистической позиции. В последующем после разочарования в войне, массы увидели в этом действии большевиков, единственную верную и правильную позицию, которую и должны были занимать последовательные марксисты и социалисты.

В этот период происходит объединение левых социал-демократов разных стран вокруг «Циммервальдской платформы», а затем и «Циммервальдской левой», которые поставили вопрос консолидации всех социалистических сил, стоящих на антивоенных и интернационалистических позициях, а также создания новой организационной структуры взамен рухнувшего II Интернационала. И тут произошла новая кристаллизация большевизма и близких к ним групп вокруг борьбы не только с шовинистами и предателями, но и с пацифистами и центристами, что создало кадровые и политические основы и предпосылки к формированию в последующем нового III Интернационала.

Тогда и рождается тезис о превращении войны империалистической в войну гражданскую, поворота оружия против собственной буржуазии и правительств. Этот лозунг был неотделим от идеи мировой социалистической революции, от необходимости ниспровержения буржуазных правительств и необходимости взятия власти пролетариатом.

В дискуссиях о Соединенных Штатах Европы Ленин делает принципиальные выводы о том, что новое объединение народов Европы после кровопролитной войны может быть прогрессивным только на основе социализма и в случае осуществления социалистической революции. В ином случае это будет только объединением европейских капиталистов и насквозь реакционным союзом: «С точки зрения экономических условий империализма, т. е. вывоза капитала и раздела мира " передовыми" и " цивилизованными" колониальными державами, Соединенные Штаты Европы, при капитализме, либо невозможны, либо реакционны».[4]

Внутри страны РСДРП(б) выступает с позиции революционного «пораженчества», основанного на требовании вооруженного ниспровержения царского правительства и выхода России из войны. Большевики выражали непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, призывали разорвать все тайные договора, организовать самое широкое братание с рабочими и крестьянами воюющих между собой армий и достигнуть революционными мерами демократического мира между народами, без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.

Позиция большевиков и их сторонников в лице левых социалистических групп в Европе показали всем полную правильность их марксистского анализа происходивших процессов. Именно в период окончания первой мировой войны, на арену снова вышел в острой форме вопрос о национальном самоопределении. В результате Февральской революции, а затем Октябрьской Социалистической Революции в России 1917 года, буржуазно-демократических революций в Германии и Австро-Венгрии 1918 года, независимость получили народы Польши, Финляндии, Чехии и Словакии, Прибалтики, Венгрии, Югославии и с новой силой вспыхнула национально-освободительная борьба колониальных народов.

Это еще раз показало, что право наций на самоопределение, как составная часть пролетарской программы, имеет не «утопический», а революционный характер. С одной стороны это был удар по немецким, французским, английским правым социал-демократам и русским правым меньшевикам и «оборонцам», шельмовавшим принцип национальной независимости как «реакционную романтику». С другой стороны это был удар по тем упростителям, которые объявляли этот принцип осуществимым только при социализме и отказывавшимся дать ответы на национальные вопросы, в упор поставленные войной.

Правда сегодня, после падения мировой колониальной системы, разные империалистические центры начали активно использовать разные сепаратистские движения с целью расчленить разные страны, изменяя существующие границы, для продвижения своих экономических и геополитических целей. Следовательно, в нынешних условиях для коммунистических и рабочих партий, для рабочего класса в целом, выявляется задача выдвижения общих классовых интересов трудящихся против империалистических экономических интересов, геополитических планов, против империалистической войны. Такие вопросы не могут быть решены в интересах народов с помощью империалистических сил США, НАТО и ЕС, на основе их собственных устремлений.

Октябрьская Социалистическая Революция и образование Федерации Советских Республик (РСФСР)

Падение царского самодержавия в России в результате Февральской революции 1917 года, показало полную неспособность русской буржуазии и ее политических агентов в лице конституционных демократов, правых меньшевиков и эсеров в рамках Временного правительства разрешить насущные вопросы революции. Это выразилось в полном параличе правящих классов как в вопросе о мире, как в деле аграрной реформы и ликвидации сословий, так и в предоставлении национальным окраинам государственной независимости и широкой автономии.

Более того, сменяющиеся кабинеты были все вместе коллективным правительством войны для осуществления задач империалистических захватов в рамках прежнего союза стран Антанты, и с контрреволюционными целями продолжения прежней политики самодержавия в отношении угнетенных народов. Но их инициативам не суждено было сбыться в ситуации распада армии и империи, экономической катастрофы, двоевластия в лице разветвленной системы Советов рабочих и солдатских депутатов. К сентябрю после подавления корниловского мятежа, в них стали преобладать большевики, следовавшие в фарватере уже новой программы полного захвата власти Советами («апрельские тезисы»), разработанной Лениным.

Большевики провозглашали немедленный мир, национализацию и передел земли, рабочий контроль, никакого доверия буржуазному правительству, необходимость пролетарской революции и установление власти Советов, и в итоге федерализацию страны. Этим еще раз подчеркивалось, что осуществить все демократические задачи революции, в том числе предоставить народам империи право на самоопределение, способен только победоносный пролетариат, который должен был после захвата власти немедленно приступить к разрушению старых порядков и к коренным социалистическим преобразованиям.

Фактически «апрельские тезисы» стали базовой основой по полному «переформатированию» революционного движения, создания новой Коммунистической партии, смены программы и обеспечения победы Октябрьской социалистической революции в России. II Съезд Советов 26 октября (7 ноября) 1917 года, санкционировавший вооруженное свержение Временного правительства, провозгласил Российскую Советскую Республику, объявил декреты о мире, о земле, сформировал Совет Народных Комиссаров (СНК), в рамках которого был создан Комиссариат по делам национальностей. Первым наркомом по делам национальностей стал старый большевик Иосиф Сталин.

Уже 2 (15) ноября 1917 года, через неделю после свержения Временного правительства, была обнародована Декларация прав народов России, которую от лица Российской Советской Республики подписали председатель СНК Владимир Ленин и нарком по делам национальностей Иосиф Сталин. В этой Декларации были провозглашены четыре основных принципа национальной политики Советской власти, а именно:

1) Равенство и суверенноcть народов России.

2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Она возвещала, что Советское государство ставит своей целью достижение добровольного и честного союза народов России и обеспечение полного доверия между ними. «Только в результате такого союза, — говорилось в Декларации, — могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии».

На основе положений Декларации уже в конце 1917 года полную самостоятельность получили Финляндия, Польша, Прибалтика, а национальную автономию — многочисленные народности Кавказа, Закавказья, Средней Азии и Сибири. Принципы, провозглашенные в декларации, явились огромной мобилизующей силой в деле упрочения Советской власти в России.

Интересным само по себе является признание Советским правительством суверенитета Финляндии 18(31) декабря 1917 г., который был решен за один день, а сам Декрет подписан Лениным, по словам представителей финской правительственной делегации, прямо на стене в коридоре Смольного института. Есть смысл воспроизвести этот декрет полностью:

«В ответ на обращение финляндского правительства о признании независимости Финляндской Республики Совет Народных Комиссаров, в полном согласии с принципами права наций на самоопределение, постановляет: Войти в Центральный Исполнительный Комитет с предложением:

а) признать государственную независимость Финляндской Республики и

б) организовать, по соглашению с финляндским правительством, особую комиссию из представителей обеих сторон для разработки тех практических мероприятий, которые вытекают из отделения Финляндии от России.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В.Ульянов (Ленин).

Народные комиссары: И.Штейнберг. Карелин. Сталин.

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Бонч-Бруевич».

В тот момент большевики, да и сам Ленин, считали, что победа социалистической революции в Финляндии гарантирована самим фактом политического подъема борьбы рабочего класса этой страны, полной поддержки Социал-демократической партии Финляндии решений II Съезда Советов и процессом подготовки захвата власти в Гельсингфорсе (Хельсинки) местным Советом. С учетом перспектив неминуемого падения серединных империй и развития мировой революции в Европе, и Финляндия, и Польша оказались бы вовлечены в это движение и стали бы советскими.

Для этого были все основания, так как в феврале 1918 года произошла пролетарская революция в Финляндии, подавленная в крови немецкими войсками и буржуазными отрядами, а в начале 1919 года во всех польских городах были образованы Советы, которые оказались под влиянием коммунистов. В ноябре 1918 г. произошла революция в Германии и Эстонии, в декабре 1918 г. — в Латвии и Литве. В марте 1919 г. в Венгрии, в апреле 1919 г. в Баварии и в июне 1919 г. в Словакии возникли Советские республики.

Именно эта принципиальная политика большевиков в национальном вопросе и в деле перехода власти в руки трудящихся, привела к факту абсолютной поддержки большевиков именно в пролетарской Латвии на выборах в Учредительное Собрание в ноябре 1917 года, где РСДРП(б) получила 80% голосов местного населения. На самом деле Социал-демократическая партия Латвии была тесно связана с большевиками, а латышские рабочие и батраки участвовали активно еще в революции 1905 года. Этим обуславливается абсолютная преданность Советской власти латышских воинских частей, даже после оккупации их страны немецкими войсками в начале 1918 года.

Собственно 5 (18) января 1918 года на самом Учредительном Собрании было предложено от лица ВЦИК Советов принять Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Декларация повторяла резолюцию съезда Советов об аграрной реформе, рабочему контролю и миру. Однако Собрание большинством в 237 голосов против 146 отказалось даже обсуждать большевистскую Декларацию. Отказ принять этот документ эсеровско-кадетским большинством, послужил формальным поводом для разгона Учредительного Собрания, как инструмента буржуазии в деле попыток вернуть себе власть.

Сам проект Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа был написан Лениным, и 3 января 1918 года она была принята на заседании ВЦИК. Для редактирования Декларации была выбрана комиссия. В измененной редакции Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа была принята на III съезде Советов 12 января и в таком виде вошла в качестве первой части в Конституцию РСФСР 1918 г. В первых двух пунктах были следующие основополагающие позиции: 1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам. 2) Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик.

Таким образом, на III Всероссийском съезде Советов, высшем органе пролетарской диктатуры, было окончательно оформлено Федеративное устройство объединения советских национальных республик (РСФСР). Позиция большевиков в национальном вопросе выразилось и в признании национальной государственности народов Российской империи, в том числе и тех, кто не имел исторического и политического опыта такой самостоятельности. Это выразилось в последующем в создании советских республик в Украине, Белоруссии, Закавказской Федерации, в Туркестане, а также предоставления широкой автономии башкирам, татарам, казахам, народам Поволжья и Северного Кавказа.

Наши рекомендации