Большевики и национальный вопрос

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ

К 100- летию Великой Октябрьской Социалистической Революции

Большевики и национальный вопрос - student2.ru

Социалистическое Движение Казахстана
2017 год

Содержание:

1. А.Курманов. Большевики и национальный вопрос
2. «Октябрь-100». АВГУСТОВСКАЯ (2017) ДЕКЛАРАЦИЯ
3. Об актуальности и историческом значении победоносной большевистской тактики борьбы за власть.
4. Советский Восток после октября 1917г.
5. Установление Советской власти в Семиречье.
6. ДимитрисКуцумбас. Значение Октябрьской революции в период перехода от капитализма к социализму-коммунизму
7. Социалистическое Движение Казахстана приветствует участников заседания посвященного столетнему юбилею Великой Октябрьской Социалистической Революции и организованного Коммунистической партией Греции!

Политсовет Социалистического Движения Казахстана

[1]В.И. Ленин: О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПСС, том. 25, стр. 269

[2]В.И. Ленин: О ПРАВЕ НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ПСС, том. 25, стр. 286

[3]В.И. Ленин: ИТОГИ ДИСКУССИИ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ, ПСС, том. 30, стр. 39

[4]В.И. Ленин: О ЛОЗУНГЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ ЕВРОПЫ, ПСС, том. 26, стр. 352

[5]Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917–1991. М., 1994, с. 112

[6]Хоскинг Дж., с. 112.

[7]История Азербайджана. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1963. — Т. 3, часть 1. — С. 182.

[8]Траскунов М. Б. Подвиг во имя интернационализма: Из истории революционного содружества трудящихся России и Закавказья, 1917-1922. — Мераны, 1979. — С. 123.

[9]Минц И. И. Победа советской власти в Закавказье. — Мецниереба, 1971. — С. 393.

[10]Уильям З.Фостер «История трех интернационалов» (М.1959), С. 182.

[11]В.И. Ленин: РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ИСПОЛКОМОВ, ПСС, том. 41, стр. 357

[12]В.И. Ленин: ТЕЗИСЫ КО II КОНГРЕССУ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА, ПСС, том. 41, стр. 207

[13]В.И. Ленин: ДОКЛАД НА II СЪЕЗДЕ КОММ. ОРГАНИЗАЦИЙ НАРОДОВ ВОСТОКА, ПСС, том.39, стр. 327

[14]И.В. Сталин: Октябрьская революция и национальная политика русских коммунистов, том. 5., стою 116

[15]Астахов Г. От султаната к демократической Турции. М.—Л., 1926, с. 7–8.

[16]Васильев А.М. Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму. М., 1993, с. 14.

[17]История Востока. Т. V, с. 44.

[18]В.И. Ленин: ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР, ПСС, том. 45, стр. 211 - 212

[19]В.И. Ленин: К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОСТЯХ ИЛИ ОБ «АВТОНОМИЗАЦИИ», ПСС, том. 45, стр. 356

[20]В.И. Ленин: К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНОСТЯХ ИЛИ ОБ «АВТОНОМИЗАЦИИ», ПСС, том. 45, стр. 356

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ

К 100- летию Великой Октябрьской Социалистической Революции

Большевики и национальный вопрос - student2.ru

Социалистическое Движение Казахстана
2017 год

Содержание:

1. А.Курманов. Большевики и национальный вопрос
2. «Октябрь-100». АВГУСТОВСКАЯ (2017) ДЕКЛАРАЦИЯ
3. Об актуальности и историческом значении победоносной большевистской тактики борьбы за власть.
4. Советский Восток после октября 1917г.
5. Установление Советской власти в Семиречье.
6. ДимитрисКуцумбас. Значение Октябрьской революции в период перехода от капитализма к социализму-коммунизму
7. Социалистическое Движение Казахстана приветствует участников заседания посвященного столетнему юбилею Великой Октябрьской Социалистической Революции и организованного Коммунистической партией Греции!

Большевики и национальный вопрос

Российская империя, бывшая «тюрьмой народов», где царское самодержавие проводило политику национального угнетения окраин, выразившееся в известном изречении Победоносцева «Православие, самодержавие, народность», снова становится идеалом для правящего класса современной капиталистической России. Империя, которая в начале XX века дала миру также три эпохальных слова: водка, казак и погром, предстает перед нами в виде призрака, который вызывают из исторической могилы реакционеры, шовинисты и черносотенцы всех мастей. На ее пути стоят революционные идейные глыбы большевизма, не позволяющие до сих пор духам старого мира обрести плоть и кровь.

И сейчас по истечению ста лет после Великой Октябрьской Социалистической Революции мы вновь и вновь обращаемся к бесценному наследию Ленина и большевиков, которые смогли поднять знамя освобождения всех народов от ига капитала, что привело в итоге к разрушению мировой колониальной системы империализма. В период нового обострения межимпериалистических противоречий, небывалого мирового кризиса капитализма в воздухе снова носятся предвестники восстания масс. Эти массы опять поставят вопросы о справедливом и равноправном объединении народов и о новом обществе, свободном от эксплуатации и угнетения. Успешный опыт русской революции в деле социалистического строительства и разрешения национального вопроса будет всегда тем примером, которым обязательно постараются воспользоваться новые поколения.

Право наций на самоопределение и формирование позиций большевиков

Право наций на самоопределение было включено русскими марксистами в § 9 программы минимума Российской Социал-демократической Партии (РСДРП), и поддержано большинством делегатов на II Съезде в 1903 году. Эта часть стала в последующем именовать себя «большевиками». В целом деятели РСДРП поддерживали тогда многие положения, выдвинутые Карлом Каутским, и опирались на резолюции конгрессов Второго Интернационала. Наиболее полно суть этого принципа было развито Владимиром Лениным в его работе «О праве наций на самоопределение» незадолго до Первой Мировой Войны в 1914-м году, где он в споре с деятельницей польской социал-демократии Розой Люксембург конкретизировал позиции большевиков в этом вопросе.

Большевики тогда разделяли «теорию этапов» в своем анализе и прогнозе развития революционных процессов в мире и в России и рассматривали историческую перспективу стран Востока через призму предстоящих буржуазно-демократических революций. Стремление многих колониальных и окраинных народов к самоопределению, появление массовых движений после первой русской революции, требовал от партии четкой и принципиальной позиции поддержки этой борьбы.

Владимир Ильич Ленин дальновидно и справедливо указывал, что «В Восточной Европе и в Азии эпоха буржуазно-демократических революций только началась в 1905 году. Революции в России, Персии, Турции, Китае, войны на Балканах — вот цепь мировых событий нашей эпохи нашего “востока”. И в этой цепи событий только слепой может не видеть пробуждения целого ряда буржуазно-демократических национальных движений, стремлений к созданию национально-независимых и национально-единых государств. Именно потому и только потому, что Россия вместе с соседними странами переживает эту эпоху, нам нужен пункт о праве наций на самоопределение в нашей программе».[1]

В теоретической дискуссии Ленин, отвергая позиции Люксембург, которая выступала против отсоединения Норвегии от Швеции и Польши от России и ограничивалась лишь требованиями культурной автономии, со всей очевидностью раскрывал важность принципиальной позиции пролетариата и его партии в национальном вопросе и в предоставлении права малым народам на получение государственной независимости. Борьба против собственных империалистических держав, в том числе и против национального угнетения со стороны господствующей нации, и в поддержку освободительного движения порабощенных малых наций, становится одним из главных аспектов большевистской доктрины.

Именно эта позиция определила в дальнейшем успех и усиление влияния большевизма в национальных окраинах Российской империи, к укреплению РСДРП(б), как интернационалистической партии, возглавившей борьбу рабочего класса разных народов за свое социальное и политическое освобождение. Всевозможным великодержавным шовинистам в социалистической и либеральной среде Ленин в своей работе «О праве наций на самоопределение» говорил со всей определенностью следующее:

«Обвинять сторонников свободы самоопределения, т. е. свободы отделения, в поощрении сепаратизма — такая же глупость и такое же лицемерие, как обвинять сторонников свободы развода в поощрении разрушения семейных связей. Подобно тому, как в буржуазном обществе против свободы развода выступают защитники привилегий и продажности, на которых строится буржуазный брак, так в капиталистическом государстве отрицание свободы самоопределения, т. е. отделения наций, означает лишь защиту привилегий господствующей нации и полицейских приемов управления в ущерб демократическим».[2]

Дискуссия в среде российской социал-демократии отточили взгляды большевиков, в особенности в спорах с меньшевиками и ликвидаторами всех мастей. Важной в этом процессе размежевания в революционном лагере марксистов стала работа И. В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос», написанная в Вене в конце 1912 — начале 1913 года. Именно тогда в предвоенный период шло активное противостояние РСДРП(б) с буржуазными националистами и соглашателями из числа грузинских и украинских меньшевиков, польских «социалистов» и конституционных демократов окраин, которые пытались распространить собственное влияние на пролетариат этих регионов.

Надо отметить, что Ленин всегда рассматривал вопрос о самоопределении в тесной связке с вопросом о власти: «Отдельные требования демократии, в том числе на самоопределение, не абсолют, а частичка общедемократического (ныне общесоциалистического) мирового движения. Возможно, в отдельных конкретных случаях частичка противоречит общему, тогда надо отвергнуть ее. Возможно, что республиканское движение в одной из стран является лишь орудием клерикальной или финансово-монархической интриги других стран, - тогда мы должны не поддерживать это данное, конкретное движение….».[3]

Наши рекомендации