Вступительного испытания для поступающих на заочную форму обучения за счет бюджетных ассигнований
для получения образовательного уровня специалист
по дисциплине «История»
Для студентов направления подготовки
- 40.03.01. «Юриспруденция» профиль «Гражданско-правовой»
Факультет права.
- 40.05.01 "Правовое обеспечение национальной безопасности профиль «Уголовно-правовой», образовательный уровень «Специалитет», квалификация – юрист
- 40.05.02 "Правоохранительная деятельность" профиль "Административная деятельность органов внутренних дел", образовательный уровень «Специалитет» квалификация «Юрист»
Рассмотрено на заседании
кафедры общеправовых дисциплин
ДАВД МВД ДНР
протокол № _______
от _________2017 г.
Донецк – 2017
Пояснительная записка
Программа вступительного испытания (собеседования) по истории (интегрированный курс) предназначена для абитуриентов, поступающих на базе среднего общего образования и не имеющих результатов ГИА (ЕГЭ), на обучение по образовательной программе бакалавриата на все направления подготовки/специальности, где профильным конкурсным предметом является история (интегрированный курс).
Вступительное собеседование проводится в устной форме.
Для успешного выполнения заданий данной части абитуриент должен знать:
• основные исторические даты, факты, понятия и термины
• характерные признаки исторических явлений
• выявлять причинно-следственные связи исторических событий
• уметь соотносить единичные факты с общеисторическими явлениями
• уметь анализировать источник и находить правильный ответ.
Задания для вступительного собеседования потребуют от абитуриентов специальных навыков, связанных с умением извлекать и анализировать информацию из источника, классифицировать, систематизировать исторический материал, а также оценивать различные суждения по тем или иным историческим явлениям. Эти задания планируют с развернутым ответом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки абитуриентов, при ответе на эти задания предполагается развернутый ответ в виде нескольких предложений, тезисов.
Программа вступительного собеседования по предмету «История (интегрированный курс)» охватывает содержания курсов «Всеобщая история» и «История Отечества» с древности до современности.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Понятие, предмет и методы изучения истории отечества в контексте всемирной истории.
Понятие «история». Предмет исторической науки. Методологические подходы к изучению истории. Видные представители отечественной исторической науки. Исторический источник: понятие, классификация. Понятие «общество». Основные законы развития общества. Социально-экологические кризисы в истории человечества. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный.
Тема 2. Возникновение и развитие древнерусского государства.
Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Заселение славянами Балканского полуострова.
Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен.
Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.
Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.
«Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси.
Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв.
Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.
Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.
Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.