Донецкой народной республики»

ГОСУДАРСТВННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

КАФЕДРА ОБЩЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

ПРОГРАММА

Вступительного испытания для поступающих на заочную форму обучения за счет бюджетных ассигнований

для получения образовательного уровня специалист

по дисциплине «История»

Для студентов направления подготовки

- 40.03.01. «Юриспруденция» профиль «Гражданско-правовой»

Факультет права.

- 40.05.01 "Правовое обеспечение национальной безопасности профиль «Уголовно-правовой», образовательный уровень «Специалитет», квалификация – юрист

- 40.05.02 "Правоохранительная деятельность" профиль "Административная деятельность органов внутренних дел", образовательный уровень «Специалитет» квалификация «Юрист»

Рассмотрено на заседании

кафедры общеправовых дисциплин

ДАВД МВД ДНР

протокол № _______

от _________2017 г.

Донецк – 2017

Пояснительная записка

Программа вступительного испытания (собеседования) по истории (интегрированный курс) предназначена для абитуриентов, поступающих на базе среднего общего образования и не имеющих результатов ГИА (ЕГЭ), на обучение по образовательной программе бакалавриата на все направления подготовки/специальности, где профильным конкурсным предметом является история (интегрированный курс).

Вступительное собеседование проводится в устной форме.

Для успешного выполнения заданий данной части абитуриент должен знать:

• основные исторические даты, факты, понятия и термины

• характерные признаки исторических явлений

• выявлять причинно-следственные связи исторических событий

• уметь соотносить единичные факты с общеисторическими явлениями

• уметь анализировать источник и находить правильный ответ.

Задания для вступительного собеседования потребуют от абитуриентов специальных навыков, связанных с умением извлекать и анализировать информацию из источника, классифицировать, систематизировать исторический материал, а также оценивать различные суждения по тем или иным историческим явлениям. Эти задания планируют с развернутым ответом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки абитуриентов, при ответе на эти задания предполагается развернутый ответ в виде нескольких предложений, тезисов.

Программа вступительного собеседования по предмету «История (интегрированный курс)» охватывает содержания курсов «Всеобщая история» и «История Отечества» с древности до современности.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Понятие, предмет и методы изучения истории отечества в контексте всемирной истории.

Понятие «история». Предмет исторической науки. Методологические подходы к изучению истории. Видные представители отечественной исторической науки. Исторический источник: понятие, классификация. Понятие «общество». Основные законы развития общества. Социально-экологические кризисы в истории человечества. Основные подходы к истории: формационный, культурологический, цивилизационный.

Тема 5. Отечество в эпоху Ивана IV Грозного.

Россия в царствование Ивана Грозного. Территория и население России в XVI в.Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.).

Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Тема 9. Реформы Александра II и их влияние на дальнейшее

Развитие России.

Россия в эпоху великих реформ Александра II

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор.

Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.

Пореформенная Россия

Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат.

Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Общественное движение: спад и новый подъем. Первые марксисты. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в.

Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы, гимназии, университеты.

Развитие науки и техники. Университеты и научные общества. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. Повседневная жизнь населения России в XIX в. Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика.

Роль городов в культурной жизни страны. Городское население. Численность и социальная структура. Городская семья. Повседневная жизнь русского города. Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии.

Духовенство. Правовое и материальное положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество.

Дворянство. Права, привилегии, обязанности. Столичное и поместное дворянство. Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России.

Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы.

Начала ХХ века.

Россия в начале XX в.Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления.

Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.

Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905– 1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки

Гг.

Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Партизанское движение. Национальная политика.

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Тема 14. Донбасс в 1 половине ХХ в.

Между войнами. Раздел Донбасса. Новая эпоха. Репрессии. Донбасс и Западная Украина. Донбасс в годы войн и революций. Великая Отечественная война. Шахтерские дивизии. Гитлеровские союзники в Донбассе. Освобождение Донбасса. Послевоенный период.

Тема 15.СССР в послевоенный период и Хрущевское десятилетие.

Восстановление хозяйства. Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.

Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». Позиция СССР в локальных конфликтах.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либе-рализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государ-ственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Культурная жизнь общества. «Оттепель». Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей.

Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации.

Х - середине 80-х годов.

Общественно-политическое развитие СССР. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение.

Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.

Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

История России: учебник /А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ист. фак. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект, 2009.

Александров М.М. Русские земли княжеств IХ-ХVвв. М. 2009.

Анисимова Т.В. Хроника Геогрия Амартовла в древнерусских списках ХIV-ХVIII вв. М. 2009

Аничков Е.В. Язычество в Древней Руси. М. 2009.

Буганов В.И. Эволюция феодализма в России: социально-экономические проблемы. Любые издания.

Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России, ХХ век. М. 2005. Вербицкая О.М. Российское крестьянство от Сталина к Хрущеву. М. 2010.

Верт Н. История Советского государства. Любые издания Великая Отечественная война: белые пятна. М.2008.

Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М. 2005.

Гайденко П.И. История Русской Церкви в церковно-государственном отношение в Киевской Руси. М. 2009. Гербенштейн. Записки о Московии. М. 2010.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. М.2009. Древние государства в Восточной Европе. Мнимые реальности в античных и средневековых текстах. М. 2005.

Древняя Русь в свете зарубежных источников. М. 2007.

История Великой Отечественной войны Советского Союза. В 6 т. История России. Теории изучения. М. 2005. Гл. ХХ – ХХIII.

История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. М.,2011

История России ХХ в. / Под ред. Дмитриенко В.Н., Сахарова А.Н. и др. Раздел III –IV. М. 2004

Зайцев А.К. Черниговское княжество Х-ХIII вв. СПб.2011

Золотаревский М.И. Образование древнерусского государства. М. 2005. Морозов В.В. Лицевой свод в контексте Отечественного летописания ХVI в. М. 2005.

Насонов А.Н. Русская земля и образование территории древнерусского государства: историко-географическое исследовании. СПб. 2006

Памятники Истории Киевской Руси IХ-ХII вв. М. 2009. Письменные памятники истории Др. Руси. М. 2003. Повесть временных лет. Любые издания

Правда Русская. Любые издания

Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников ср. ХIII – ХV вв. М. 2009.

Славянская энциклопедия. Киевская Русь – Московское государство. В 2-х томах. М. 2008

Творогов О.В. Др. Русь: события и люди. СПб. 2005.

Усачев А.С. Степенная книга древнерусских книжников времен митрополита Макария. СПб.2009.

Энциклопедия. Славяне. Киевская Русь – Московия. М. 2003. в 2-х томах. Шабага А.В. Опыт моделирования социальных процессов: причины военных конфликтов в Галицко-Волынской Руси. СПб. 2006.

Шмурло Е.Ф. Курс русской истории в 4 томах. Т1-2. СПб.2010. Штаден Генрих Записки о Московии в 2-х томах. М.2008.

Периодические издания: журналы «Вопросы истории», «Отечественная история»,

«Военно-исторический журнал», «Клио».

ГОСУДАРСТВННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

КАФЕДРА ОБЩЕПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

ПРОГРАММА

Наши рекомендации