Специальность 021100-Юриспруденция

Квалификация – юрист

Введен в действие с 27 марта 2000 года,

номер государственной регистрации 260 гум/сп

ГСЭ.Ф.03 Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация историче­ского источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России - неотъемлемая часть всемирной истории; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы станов­ления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в Х1-ХПвв.; социально - политические изменения в русских землях в ХШ - ХУ вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; век Екатерины II; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.; реформы и реформаторы в России;; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса: революция 1917 г.; гражданская война и интервенция; их резуль­таты и последствия; российская эмиграция; социально-экономи­ческое развитие страны в 2б-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последст­вия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиле­ние режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Ве­ликая Отечественная война; социально-экономическое развитие; общественно-политическая жизнь; культура; внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и эконо­мических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного разви­тия; СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Со­ветский Союз в 1985 - 1991 гг.; перестройка; попытка государст­венного переворота 1991 г. и ее провал; распад СССР; Беловеж­ские соглашения; октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993 -1999 гг.); Россия на пути радикальной социально- экономической мо­дернизации; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

3. Учебно-тематические планы для очно-заочной

И заочной форм обучения

Учебно-тематический план

для студентов очно–заочной формы обучения

№ п/п Наименование тем Количество аудиторных часов
Всего Лекции Семинар
Ведение. История как наука.  
Древняя Русь.  
Московское царство.
Российская империя как евразийское государство.  
Становление индустриального общества в России.  
Россия в начале ХХ века.
Строительство и особенности советского общества (1917 – 1991гг).
Россия на пути модернизации (1991-2005гг).
Всего 36 28 8

Учебно-тематический план

для студентов заочной формы обучения

(на базе среднего общего образования)

№ п/п Наименование тем Количество аудиторных часов
Всего Лекции Семинар
Введение. История как наука.
Древняя Русь.  
Московское царство.  
Российская империя как евразийское государство.  
Становление индустриального общества в России.  
Россия в начале ХХ века.  
Строительство и особенности советского общества (1917 – 1991гг).  
Россия на пути модернизации (1991-2005гг).  
Всего 16 12 4


Учебно-тематический план

для студентов заочной формы обучения

(на базе среднего профессионального образования)

№ п/п Наименование тем Количество аудиторных часов
Всего Лекции Семинар
Введение. История как наука.
Древняя Русь.  
Московское царство.  
Российская империя как евразийское государство.  
Становление индустриального общества в России.  
Россия в начале ХХ века.  
Строительство и особенности советского общества (1917 – 1991гг).  
Россия на пути модернизации (1991-2005гг).  
Всего 16 12 4

Содержание курса

1. Введение. История как наука

Цели, предмет, методы, формационный, цивилизационный, альтернативный, сравнительно- исторический подходы к изучению исторического прошлого; история Росси неотъемлемая часть всемирной истории; особенности исторического развития России.

Древняя Русь

Проблема этногенеза восточных славян; складывание древнерусского этноса; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; «Русская Правда» - кодекс капитала; проблемы и особенности феодальной раздробленности в Древне Руси; Русь под монголами: проблемы взаимовлияния; альтернативы Александра Невского и Даниила Галицкого; роль Русской Православной Церкви в сохранении русской культуры и цивилизации.

Московское царство

Роль Московского княжества в возрождении русской государственности; специфика формирования единого российского государства, сословная система организации общества, Иван III – государь всея Руси, Судебник 1497 года, концепция «Москва – третий Рим»; реформы и контрреформы первого русского царя - Ивана Грозного; Судебник 1550 года; социально-политический кризис Московского государства в начале XVII века: причины, последствия; борьба русского народа против польско-шведской интервенции, самозванство на Руси; становление династии Романовых, их деятельность по ликвидации Смутного времени, процесс огосударствления населения Московского царства, Соборное Уложение 1649 года, церковная реформа Никона; внешнеполитическая деятельность; закрепощение крестьян и посадских людей.

Наши рекомендации