Централизованный контроль и руководство всей экономикой.
Отечественными историками предложены следующие базовые характеристики тоталитарного государства:
- государство идеократическое («идеократия»)
Тоталитарное государство рождено идеей и не может существовать без связывающей все общество идеи. Всякая иная идея подрывает цельность тоталитарного общества и потому отвергается. Недопустимым становится всякое мышление, кроме мышления верующего. Как и религия тоталитарная идеология порождает ряд культов и мифов: культ вождей, культ героев, миф о преимуществах советского строя, миф о Сталине - преемнике Ленина и т.п. Идеология несет охранительные функции: не позволяет усомниться в правильности действий вождей и заставляет примириться с действительностью. Наряду с этим она имеет и целеполагающие функции: мобилизует общество на достижение поставленной цели.
- государство партократическое («партократия»)
Партия сливается с государством, осуществляет руководство всей жизнью общества. Партийная политика становится государственной политикой. Программа партии становится программой народа.
- государство патерналистское («патернализм»)
Государство берет под опеку всех подданных, освобождает их от мыслей о завтрашнем дне и от личной ответственности за все происходящее, выступает гарантом социальной справедливости и благоденствия. Взамен государство забирает свободу своих "детей".
- государство планирующее и контролирующее (система жёсткого планирования и контроля)
Планирование и контроль (не только сверху, но и снизу) в тоталитарном государстве приобретают всеобщий характер, они проникают во все сферы общества, включая личную жизнь граждан.
- государство репрессивно-террористическое (карательная система)
Террор и репрессии становятся неотъемлемыми инструментами государственной политики. Они выполняют как охранительные, так и мобилизующие функции. Эти инструменты приобретают универсальный характер, сами вожди начинают испытывать иллюзии, что с их помощью можно решить любые проблемы.
Гипертрофированное развитие госаппарата.
Сталинская номенклатура.
В 1930-е гг. советская система эволюционировала к дальнейшему сращиванию государственной и партийно-коммунистической власти при верховенстве последней, к утверждению диктатуры коммунистической олигархии и ее вождя. Однако в целях обеспечения поддержки населения и создания привлекательного имиджа в глазах зарубежных партнеров политическое руководство вынуждено было рядиться в демократические одежды. Отсюда - необходимость в функционировании бутафорских государственных и общественных институтов.
Советы
Советы в 1930-е гг. полностью утратили свои властные функции. Все решения ЦИК СССР направлялись для предварительного согласования в Политбюро. На сессиях советов принимались либо рекомендованные партийными органами решения, либо постановления, являющиеся конкретизацией директив вышестоящих органов. Выборы в советы превратились в фарс демонстрации нерушимого единства партии и народа. Избиратели единодушно голосовали за безальтернативных кандидатов единственной партии. Избранные депутаты послушно играли роль статистов в грандиозном политическом спектакле.
Совнарком
Совнарком в начале 1930-х годов, по существу, утрачивает правительственные функции. Все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики стали прерогативой Политбюро. СНК стал фактически исполнительным органом партии. Частым явлением стало издание совместных постановлений Политбюро и Совнаркома, при этом на деле решение принималось Политбюро. Однако в конце 30-х годов обнаружилась тенденция перемещения центра власти из Политбюро в Совнарком, которая окончательно закрепилась после назначения Сталина председателем СНК в мае 1941 г. Бюро СНК, созданное 21 марта 1941 г. в обход Конституции СССР и облеченное "всеми правами Совнаркома СССР", сосредоточило в своих руках решение всех ключевых политических и экономических вопросов. Эта система высшей политической власти сохранялась до смерти вождя.
Наркоматы
Наркоматы попадают в двойственное положение. С одной стороны, ЦК ВКП(б) и его структуры концентрируют в своих руках рычаги управления, а хозяйственные органы становятся их бесправным придатком. С другой стороны, партийные органы не могут и не хотят взять на себя все оперативное управление отраслями народного хозяйства, большая доля ответственности за развитие тех или иных отраслей падает на руководящих работников наркоматов, лишенных ряда необходимых полномочий.
На XVII съезде ВКП(б) (1934) было решено вместо ЦКК-РКИ создать Комитет партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комитет советского контроля при СНК. Это не было разграничением партийных и государственных функций, как это может показаться на первый взгляд. На деле это был удар по независимым органам партийно-государственного контроля. Вновь создаваемые органы уже не контролировали ЦК и СНК, а подчинялись им, превращались в их репрессивный инструмент.
Общественные организации
Все общественные организации: профсоюзы, комсомол, творческие союзы, добровольные общества и т.д. - были огосударствлены. Они выполняли, с одной стороны, функцию "приводного ремня", т.е. служили механизмом реализации государственных задач, с другой стороны, с помощью общественных организаций (членство во многих из них было обязательным) осуществлялся государственный контроль за лояльностью подданных.
Профсоюзные ряды выросли с 12 млн. в 1930 г. до 27 млн. в 1940 г. Упразднение районных, городских, областных, краевых, межсоюзных советов профессиональных союзов позволило еще более усилить централизованное руководство и партийный контроль за профсоюзами.
ВКП(б)
Коммунистическая партия не была похожа на другие общественные организации. С годами ее функции как государственного механизма значительно переросли ее функции как общественной организации. ВКП(б) заняла особое место в ряду общественных организаций и особое место в советской политической системе.
- ВКП(б) была монопольно правящей партией.
Партийные органы руководили деятельностью практически всех государственных и хозяйственных учреждений и общественных организаций, зачастую подменяя должностных лиц.
Устав ВКП(б), принятый на XVIII партсъезде (1939), предоставлял парткомам право контроля администрации. Отделам ЦК ВКП(б) и обкомам создавалось еще больше возможностей для вмешательства в оперативно-хозяйственное управление.
Исключительное положение ВКП(б) обусловливало рост притягательности членства в компартии для людей, желавших принять активное участие в политической жизни. Численность коммунистической партии, несмотря на чистки, продолжала расти. В 1930 г. она насчитывала 2 млн. членов, в 1934 г. - 2,8 млн., в феврале 1941 г. - 3,9 млн.
- Коммунистическая партия была резервуаром руководящих кадров.
На более или менее значимые посты в любой сфере жизни общества назначались только коммунисты. Исключения были очень редки.
- Коммунисты должны были играть роль амортизирующей прослойки между
массами и политическим руководством.
Эту идею четко выразил Емельян Михайлович Ярославский (=Миней Израилевич Губельман) в 1935 г., заявив, что каждый коммунист "должен уметь защищать любое решение руководящих органов партии".
В 1930-е гг. Сталину удалось реализовать высказанную им еще в 1921 г. идею создания партии - "ордена меченосцев". На февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г. Сталин четко обозначил свое понимание партийной структуры: "В нашей партии имеется 3-4 тысячи руководителей, составляющих ее, партии, генералитет, 30-40 тысяч деятелей среднего звена - офицерство, и 100-150 тысяч низовых работников районного звена, составляющих унтер-офицерство партии".
По мере укрепления позиций Сталина все меньшую роль в жизни страны стали играть коллективные органы руководства партией; даже номинальная инициирующая роль низовых партийных органов и рядовых коммунистов сходит на нет. С 1928 г. прекращается рассылка на места стенограмм пленумов ЦК, планов работы Политбюро и Оргбюро. Реже стали созываться съезды партии. Интервал между XIV (1925) и XV (1927) съездами составил 2 года, между XV и XVI (1930) съездами - 3 года, между XVI и XVII (1934) съездами - 4 года, между XVII и XVIII (1939) съездами - пять лет, между XVIII и XIX (1952) - 13 лет. Редко созывались пленумы ЦК партии. Да и Политбюро в полном составе собиралось все реже и реже, его решения все чаще принимались путем сбора подписей под подготовленным по поручению Сталина проектом документа. С 1934 г. ряд решений Политбюро, продиктованных Сталиным или кем-либо из его ближайших соратников, принимается вообще без опроса. Если в начале 1930-х Политбюро собиралось относительно регулярно для обсуждения важнейших вопросов жизни общества, то к концу 30-х гг. оно фактически ликвидируется в качестве постоянно действующего органа политического руководства, превратившись в совещательную инстанцию при Сталине. Заседания Политбюро уже, как правило, не протоколируются и подменяются частными совещаниями ближайшего окружения Сталина (Молотов, Каганович, Ворошилов, Микоян, Маленков и иногда некоторые другие). Даже члены Политбюро имеют теперь ограниченный доступ к информации. Молотов, ближайший соратник Сталина, и тот о некоторых постановлениях узнавал только из газеты "Правда" (о чём он оговорился в своих воспоминаниях).
Номенклатура
В 1930-е гг. происходит подвижка в номенклатурном слое. Старая партийная гвардия первоначально растворилась в среде новых аппаратчиков, рекрутируемых из рабочих и крестьян. Новая номенклатура с неприязнью относилась к представителям ленинской партийной гвардии, отвергая более-менее демократические нормы внутрипартийных отношений. Чистки 30-х гг. привели к значительной ротации номенклатуры, старая партийная гвардия была практически уничтожена. Новая номенклатура стала социальной базой утверждения сталинской диктатуры.
"Нормальным явлением в жизни номенклатурных кадров стало перемещение их с партийной работы на советскую и обратно. Аналогично происходило сращивание партийных органов с комсомолом, профсоюзами, другими общественными организациями.