Политические идеологии современного мира 4 страница

1. Экономические, социальные, культурные политические условия конкретного государства. 2. Юридические, судебные, институциональные, процессуальные, нравственные механизмы и средства гарантирования прав человека. 3. Институты, гарантирующие права человека в РФ – Институт Уполномоченного по правам человека в РФ, Комиссия по правам человека при Президенте РФ, Конституционный Суд РФ, Президент РФ, как гарант прав и свобод человека и гражданина в РФ. 4. Негосударственные национальные и международные организации по защите прав человека. 5. Международные институты и механизмы защиты прав человека – ООН (Совет безопасности, Экономический и Социальный Совет, Международный Суд, Секретариат, Центр по правам человека, Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека), Совет Европы (Комитет Министров, Парламентская Ассамблея, Секретариат – Департамент по правам человека, Генеральный Секретарь СЕ, Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд по правам человека, Информационный центр по правам человека), Европейский союз (Европарламент).

Список рекомендуемой литературы

1. Быкова Е.А. Международный правовой механизм контроля за соблюдением обязательств государств в области защиты прав ребенка // Вестн. МГУ.– Сер. 11 Право.– 2004.– № 2.– С. 95–106.

2. Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство.– М.: НИМА, 2001.– 352 с.

3. Демократия, свобода слова и печати // Социально-политический журнал. – 1997. – № 5. – С. 119-133.

4. Ковалев С.А. Мир, страна, личность.– М.: Изограф, 2000. – 176 с.

5. Кураев А. Права человека в религиозной перспективе // Вестн. МГУ.– Сер. 12. Политические науки.– 1995.– № 2.– С. 61–77.

6. Максименко В.А. Категории прав человека в мусульманском праве // Вестн. МГУ.– Сер. 11 Право.– 2004.– № 2.– С. 85–94.

7. Мюдлова Е.М. Основные направления исследований зарубежных ученых по правам человека // Вестн. МГУ.– Сер. 12. Политические науки. – 2004. – № 1 – С. 170–183.

8. Права человека: Сборник международных документов / Сост. Г.М. Мелков. – М.: Юрид. лит-ра, 1998. – 608 с.

9. Права человека, социальная справедливость и равенство // Социально-политический журнал.– 1998.– № 4.– С. 127–138.

10. Права человека: Итоги века, тенденции, перспективы / Отв. ред. Е.А. Лукашева – М.: Норма, 2002. – 448 с.

11. Сахаров А.Д. Тревоги и надежда. – М.: Интер-Версо, 1990. – 336 с.

12. Сунгуров А.Ю. Из опыта развития института омбудсмана в регионах России // Полис. – 2002. – № 2. – С. 147–154.

13. Фигал Г. «Публичная» свобода: спор власти и насилия (к понятию «политического» Ханны Арендт) // Вестн. МГУ.– Сер. 12. Социально-политические исследования.– 1994.– № 5.– С. 52–62.

14. Цымбаренко И.Б. Международно-правовые основы судебной защиты прав и свобод личности // Государство и право.– 2004. – № 2. – С. 49–57.

15. Шадже А.Ю. Права человека и права этноса // Социально-гуманитарные знания. – 1999. – № 6. – С. 280–286.

Тема
Правовое социальное государство
и гражданское общество

1. Зарождение и развитие идей правового и социального государства.

2. Сущность и признаки правового и социального государства.

3. Понятие и структура гражданского общества.

4. Правовое государство и гражданское общество.

5. Проблемы и перспективы становления правового государства и гражданского общества в современной России.

Методические рекомендации.Истоки идеи правового государства восходят к античной философской мысли. Еще в трактатах Платона, Аристотеля и Цицерона проводятся идеи о верховенстве закона, соотношении естественных прав человека и позитивных законов. Так Платон полагал, что там где «…закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага». Определяющий вклад в конституирование концепции правового государства в XVIII–XIX вв. внесли такие видные теоретики либерализма как Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, Т. Джефферсон. Отдельное внимание студентам следует уделить концепции правового государства, разработанной такими представителями юридического позитивизма, как Т.К. Вегелер и Р. фон Моль. Именно в работах данных немецких ученых утвердился термин «правовое государство». Также важно обратиться к идеям правового государства, разработанным в рамках нормативизма – Т. Кезлен, теории солидарности – Л. Дюги и в дореволюционной отечественной правовой науке и либеральной политико-правовой мысли – И.В. Гессен, Н.М. Коркунов, Б.А. Костяковский, С.А. Котляревский, В.С. Соловьев. В частности, известный русский ученый И.В. Гессен определял, что «государство в своей деятельности связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и не над ним».

Политические, экономические и социальные реалии современного мира привели к необходимости пересмотра классической либеральной концепции государства, его места, роли и характера взаимоотношений с гражданским обществом. Концепция «государства благоденствия» зародилась в конце XIX в. в Западной Европе и получила дальнейшее развитии после Второй мировой войны как самостоятельное направление в политической мысли в работах Э. Губера, К.Г. Мюрдаля, Д. Белла, а также в политической идеологии и практике реформирования государства и общества либерально-демократических и социал-демократических партий. В этой связи наиболее ярким примером для иллюстрации реализации принципов социального государства является опыт Швеции и других скандинавских стран. В общем и целом главным принципом социального государства служит реализация политики социальной интеграции, создание оптимальных условий и гарантий для осуществления всего комплекса социальных, экономических, культурных прав и свобод человека и гражданина. Концепции правового и социального государства являются основой государственной идеологии и политико-правовой практики передовых государств мира. Современная концепция правового государства строится на принципах взаимной ответственности государства и личности.

Определяя сущность правового государства как государства, строящегося на принципах верховенства права и правовой защищенности граждан, необходимо остановиться на изучении специфических признаков правового и социального государства. Удобнее всего студентам будет оформить свой конспект в виде следующей таблицы.

Правовое государство

Признаки Содержание признака
   

Социальное государство

Признаки Содержание признака
   

При подготовке третьего вопроса индивидуального занятия необходимо исходить из положения, что концепция гражданского общества является основой различных теорий правового государства. В широком смысле этого слова гражданское общество – это автономная сфера, естественно исторически складывающееся, и развивающееся вне зависимости от мелочной административной опеки государства, социальное пространство. В более узком значении гражданское общество определяется только в соотношении с правовым государством. Становление гражданского общества и правового государства мыслятся при этом как системно, диалектически взаимополагающие стороны одного процесса. В последнем смысле слова гражданское общество исторически складывается в буржуазную эпоху в результате процессов экономической, социальной, политической самоорганизации в обществе, формирования независимой и самодостаточной личности.

При оценке структуры гражданского общества следует учитывать ее сложность и многоуровневость. Она охватывает экономические, хозяйственные, этнические, конфессиональные, духовно-нравственные, политические отношения, не регламентированные государством. Отношения в рамках гражданского общества строятся на принципах самореализации, самоуправления, солидарности, конкуренции, равноправия, плюрализма и свободы.

Таким образом, важнейшим условием существования полноценного правового государства является структурно развитое гражданское общество. В то же время, эффективное правовое государство выступает основополагающим фактором динамического развития гражданского общества. В этом проявляется суть их неразрывной взаимосвязи, изучение которой является объектом анализа в рамках четвертого вопроса этой темы.

И, наконец, при рассмотрении пятого вопроса студенты должны, опираясь на оценки ведущих российских политологов, выразить свое мнение по поводу состояния и перспектив становления правового государства и гражданского общества в современной России. Формально Конституция РФ декларирует, что Россия является правовым и социальным государством. Однако гипертрофия государственно-управленческого аппарата, бюрократизм, несовершенство правовой и судебной систем, неразвитость институтов гражданского общества, отсутствие реальных механизмов общественного контроля за деятельностью государства, рост социального неравенства и маргинализация и люмпенизация целых слоев населения, отсутствие представительного среднего класса препятствуют проведению в жизнь принципов правового и социального государства в современной России.

Список рекомендуемой литературы

1. Авцинова Г.И. Социально-правовое государство: сущность, особенности становления // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 3. – С. 90–104.

2. Арато А. Концепция гажданского общества // Полис. – 1995. – № 3. – С. 48–57.

3. Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политические журналы. – 1997. – № 4. – С. 92–105.

4. Государство и гражданское общество // Социально-политический журнал. – 1997. – № 4. – С. 146–159.

5. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Полис. – 1991. – № 5. – С. 128–138.

6. Медушевский А.Н. Общество и государство в русском историческом процессе // Вестн. МГУ.– Сер. 12. Социально-политические исследования. – 1993. – № 1. – С. 15–29.

7. Россия и правовое государство // Вестн. МГУ.– Сер. 12. Политические науки. – 1997. – № 2. – С. 75.

8. Сунгуров А.Ю. Организации – посредники в структуре гражданского общества (Некоторые проблемы политической модернизации России) // Полис. – 1999. – № 6. – С. 34–48.

9. Человек в социальном государстве (Тематический номер) // Pro et Contra. – 2001.– Лето. – 300 с.

10. Шамшурин В.И. Оправдание государства и права // Социс. – 1996. – № 10. – С. 89.

11. Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис. – 1992. – № 4. – С. 17–29.

12. Шелестов Ю.И. К вопросу о генезисе концепции правового государства // Вестн. МГУ.– Сер. 12. Политические науки. – 1997. – № 2. – С. 75–83.

Содержание тем

РАЗДЕЛ I.
ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКУЮ НАУКУ

Тема 1.
Политология как наука

Объект и предмет политологии. Различные подходы к определению предмета политологии. Политология как наука о политике, ее взаимоотношениях с обществом и личностью. Законы и понятийно-категориальный аппарат политической науки. Структура политологии. Место и роль политологии в системе социальных наук. Логика познания политики и структура политического знания. Критерии дифференциации и систематизации политической науки. Система политических наук. Политология как интегративная наука о политике. Взаимосвязь и соотношение политологии с другими политическими науками: политической философией, политической социологией, политической историей, теорией государства и права, политической экономикой.

Исторические парадигмы политологии, мультипарадигмальность современной политической науки и проблема обоснования политического знания. Основные парадигмы и методы политических исследований. Теологическая парадигма, натуралистическая парадигма, социоцентристская парадигма, рационально-критическая парадигма и ее разновидности. Функции политологии. Фундаментальная и прикладная политология. Отрасли политологического знания. Прикладная политология и политические технологии. Связь парадигм и методов научного анализа. Методологический инструментарий исследования политических явлений. Типы средств и методов политических исследований.

Формы политологических знаний и методы их получения. Институциональный структурно-функциональный, ценностно-нормативный, системный, бихевиористский и другие методы. Политология как учебная дисциплина. Идеологическая и гуманистическая функции политологии. Роль и значение политологии в формировании и развитии политического сознания и культуры будущего учителя.

Тема 2.
История становления политической мысли

Основные этапы генезиса политической мысли. Цивилизационный, хронологический, персоналистический аспекты. Политические идеи Древнего Востока, Греции и Рима (Конфуций, Лао Цзы, Каутилья, Платон, Аристотель, Цицерон и др.). Политическая мысль эпохи Средневековья (Августин, Р. Аквинский), Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.), Нового Времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, А. де Токвиль, И. Кант, Г. Гегель, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер и др.).

Специфика, основные этапы эволюции, идеи и направления политической мысли в России (Илларион, Филарет, Ю. Крижанич, В. Татищев, А. Сперанский, декабристы, «славянофилы» и «западники», консерваторы, либералы и радикалы, народники, анархисты, социал-демократы, большевики).

Тема 3.
Основные школы и направления
современной политологии

Институциализация политологии как науки. Зарождение и развитие национальных школ политической науки. Специфика англо-американской и континентально-европейской школ политической науки. Основные направления и подходы зарубежной политической науки. Теория элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс, Ч.Р. Миллс). Бихевиористическое направление (Ч. Мерриам, Г. Лассуэл). Системный подход (Т. Парсонс, Д. Истон, К. Дойч). Теория плюралистической демократии (Р. Даль, А. Лейпхарт). Политическая социология (П. Бурдье, М. Дюверже). Политическая психология (А. Маслоу, Э. Фромм, Г. Маркузе, М. Херманн). Политическая футурология (Р. Арон, Д. Белл, З. Бжезинский, А. Тоффлер, Р. Фукуяма). Сравнительная политология (Г. Алмонд, С. Верба, М. Доган). Геополитика и теория международных отношений (Г. Моргентау, С. Хантингтон, И. Валлерстайн). Развитие и состояние политической науки в России: ведущие направления и исследования.

РАЗДЕЛ II.
ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Тема 4.
Политика как общественное явление

Происхождение и природа политики. Основные трактовки политики. Группа социологических трактовок (экономический, стратификационный, правовой, этический подходы); группа субстанциональных трактовок политики (Н. Макиавелли, М. Вебер); институциональные трактовки политики, антропологические трактовки политики, конфликтно-консенсусные определения политики, группа научно сконструированных трактовок (Системная теория политики Д. Истона и Г. Алмонда, деятельностная трактовка политики, телеологическая трактовка политики).

Внутренние свойства политики. Структурное, содержательное, процессуальное измерения политики. Структура политики и её компоненты. Субъекты политики и типология политических отношений. Понятия социального и политического поля (П. Бурдьё). Уровни политики: глобальный, макросоциальный, мезо- и микроорганизации. Функции политики – регулятивная, контрольная, распределительная, коммуникативная, идеологическая, социализирующая.

Принципы взаимоотношений и функциональной взаимосвязи политики с другими сферами общественной жизни на макросоциальном и национальном уровнях. Политика и право. Кодифицированное право и культурная традиция. Политика и мораль. Макиавеллизм, гиперморализм (Аристотель, В. Соловьёв), рационализм (М. Вебер) и анархизм (М. Бакунин, П.А. Кропоткин) о соотношении морали и политики. Политическая этика. Особенности соотношения массового и элитарного политического и нравственного сознания. Специфика взаимодействия политики и морали в России: исторический опыт и современная практика. Механизм взаимодействия политики и экономики. Экономические основы политических режимов. Политика и религия. Принципы взаимодействия между церковной (религиозной) и государственной властями в православной, католической, протестантской, мусульманской традициях: традиционалистский, модернистский и фундаменталистский подходы.

Тема 5.
Теория власти и властных отношений

Происхождение и основные концепции власти. Потестарная этнография и антропология о происхождении власти. Субстанциональные (натуралистические, психологические, иррациональные) и социологические подходы в кратологии (науке о власти). Основные современные концепции власти - реляционистские (П. Блау, Б. Рассел) и системные (Д. Истон, М. Фуко, К. Дойч).

Исторические типы власти (М. Дюверже) - анонимная, персоналистическая, институционализированная формы.

Сущность и функциональное значение социальной власти в жизни общества. Специфика, атрибуты и субстанциональные качества политической власти. Понятие публичной власти. Государственная и политическая власть. Структура политической власти. Понятие и типология субъектов, объектов и ресурсов власти. Характеристика принудительных, нормативных и утилитарных ресурсов власти (А. Этциони). Механизм осуществления политической власти. Функции политической власти. Виды, способы, средства и стили властвования, политического господства и принуждения. Авторитет и администрирование в политике. Результативность политической власти. Проблемы политического отчуждения, насилия и ненасилия в политике. Теория (Ш.-Л. Монтескье, Дж. Локк) и практика разделения властей. Легитимность и легальность политической власти. Уровни и формы легитимности власти. Кризис легитимности.

Наши рекомендации