Формы социального взаимодействия
Наименование формы | Ее сущность | |
Сотрудничество | • Обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих сторон, при котором ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным • Направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства • Подкрепление длительного взаимовыгодного сотрудничества такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка и т. п. | |
Соперничество | • Стремление опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника, т. е. ущемить его в неприемлемой для него степени, форме • Отсутствие общей, совместной цели, но обязательное наличие аналогичной цели относительно неделимого объекта: оба хотят овладеть кошельком покупателя (экономическая конкуренция), властью (политическая конкуренция) и т. д. Каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели • Подкрепление длительного соперничества негативными средствами обмена, такими как зависть, неприязнь, озлобление и т. п. | |
— Конкуренция — Конфликт | — Индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами) — Особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов |
ВОПРОС 12.
Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями.;
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Функции социальных институтов: явные (заявлены официально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества
Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
ВОПРОС 13.
Понятие «государство» всегда привлекало внимание представителей политической мысли.