Притязаниям римско-католической власти
Государственный строй сословно-представительной монархии: 1) король; 2)
государственный совет; 3) Парижский парламент; 4) судебно-прокурорские
органы; 5) Генеральный штаты – были созваны в 1302 г., в их состав
входили представители всех трех сословий: а) феодалы; б) духовенство; в)
«третье сословие» – буржуазия; 6) собрание нотаблей; 7) счетная палата;
8) должностные лица – канцлер, – коннетабль, палатины, легисты и др.
Местное управление осуществляли: провинциальные штаты; бальи (на юге и
западе – сенешалы); городские советы; органы общинного самоуправления.
Судебные функции осуществляли: 1) королевские суды: а) суд короля; б)
парламент; в) государственный совет; г) счетная палата; д) бальяжные
суды; е) превотальные суды и др.; 2) сеньориальные суды; 3) церковные
суды: а) суд римской курии; б) суд кардинала; в) суд епископа и др.; 4)
городские суды: а) суд мэра; б) превотальный суд; в) бальяжный сад.
Сословное деление населения Франции: 1) духовенство; 2) дворянство; 3)
«третье сословие» – буржуазия и крестьяне-цензитарии – лично свободные.
39. Феодальное право Франции. Кутюмы.
Ответ
К концу Х в. – времени начала французской феодальной государственности –
на территории королевства утратили практическое значение и Салический
закон, и в подавляющем большинстве законы Каролингов. Юридический быт
основывался на местных обычаях, разных в различных областях страны, и на
формирующейся практике феодальных судов. В областях Южной Франции,
особенно Провансе, сохранилась традиция римского права.
В становлении новых правоотношений и юридических правил для них основное
значение приобрело феодальное право– установленная в том или другом
феодальном владении форма взаимоотношений между господином и
Подвластными людьми, поддерживаемая вотчинной юстицией и охраняемая
принципом иммунитета.Историческая слабость королевской власти и
централизованной юстиции во Франции (до XIV в. по крайней мере) сделала
Феодальное право доминирующим видом права.
Практика
Сеньориальной юстиции стала превращаться в областные, местные обычаи
(coutumes), и новое право получило название кутюмного, или кутюмов.
Поскольку социальное, этническое, культурное и даже языковое единство
Франции было весьма относительным (до XVII – XVIII вв.), кутюмы разных
областей существенно отличались друг от друга.
Практика кутюмов отпиралась на особую форму судопроизводства – повальный
обыск(par tubes). Это был суд, проводимый своеобразным жюри «знающих»,
или «старейших», в количестве 10 человек
С возникновением постоянной королевской администрации и юстиции на
местах – бальи, сенешалов– местные обычаи получили как бы
государственную санкцию. Развитие ученой юриспруденции способствовало
тому, что с середины XIII в. возникли собрания кутюмов разных областей
Франции.
Одним из древнейших считается частное собрание под названием «Советы
другу», составленное в 1254 – 1259 гг. П. де Фонтеном, бальи округа
Вермандуа. В нем, однако, большее место, чем кутюмы, заняли правила,
почерпнутые из римского права.Большое распространение приобрела Книга
Правосудия и Жалоб, написанная неизвестным автором в XIII в. по обычаям
Орлеана, с приложением правил римского и канонического права.
Одним из
самых известных стало собрание Кутюмов Бовези, обнародованное в 1285 г.
сенешалом небольшого северо-западного графства Филиппом де Бомануаром
(XIII в.). «Кутюмы Бовези» впервые вобрали в себя все сферы права,
подчинив систематизацию (в 70 главах) нуждам практического разбора дел.
Несмотря на провозглашение королевской власти единственным сувереном,
Особенное значение и распространение приобрел Большой кутюм Франции
короля Карла VI, составленный в конце XIV в. бальи Жаком Аблежем. В этом