Присоединение Твери, подчинение Рязани и Пскова
И ликвидация уделов
Покончив с Новгородом, Иван принимается за уничтожение самостоятельности других княжеств. Еще в 1463 году было ликвидировано Ярославское княжество, и князь Ярославский Александр Федорович, князья Слуцкие, Курбские и Прозоровские стали уже не «подручниками», а слугами. В 1474 году настал черед князей Ростовских, а через одиннадцать лет князей Тверских. В Твери чувствовали, что приходит конец ее самостоятельности, и еще в 1476 году много тверских бояр и детей боярских «отъехали» на службу в Москву. Тверской князь Михаил Борисович в 1483 году заключил союз с Казимиром IV. Ответом было вступление в следующем году московской рати на территорию Тверского княжества. Михаил вынужден был присягнуть
[147]
Ивану уже как «молодшпй брат» И обещать не вести переговоров с Литвой. Внешне смирившись, Михаил не сдавался. В 1485 году был перехвачен гонец Михаила, ехавший в Литву; выяснилось, что Тверской князь снова пытается «отложиться» от Москвы. Иван вторично пошел на Тверь, и 10 ноября 1485 года Тверь сдалась, причем многие удельные князьки, бояре и горожане открыто перешли на сторону Москвы. Михаил бежал в Литву. Так было присоединено Тверское княжество.
Из Твери было «выведено» много бояр и детей боярских, и, так же как и в Новгороде, в тверских землях были поселены московские дворяне и дети боярские. В начале XVI века их там было до 40 тысяч человек. Иван и здесь создавал себе этим прочную опору, ссылая в то же время тверских феодалов в разные области Московского княжества.
В этом же году был ликвидирован последний удел в Московском княжестве — Верейский.
Позже Иван добрался и до второй феодальной республики — Вятки (Хлынова). В 1489 году шестнадцатитысячная рать Даниила Щени и Григория Морозова берет Вятку. Вся Вятская земля с городами Хлынов, Орлов, Слободской, Котельнич стала «вотчиной» московской.
Оставались еще юридически самостоятельными Псков и Рязань. Но в Пскове хозяйничал наместник Ивана, не без участия которого проводилась в жизнь известная Псковская Судная грамота. В наместничество Ярослава Оболенского в 1483 году в Пскове начались волнения, связанные с тем, что, подготовляя ликвидацию вечевых порядков в этой последней из трех древнерусских феодальных республик, Иван III опирался на смердов, всячески облегчая их повинности перед боярами и городом и возлагая их на плечи «черных людей» города. Расчленять, разъединять общественные силы врага, сеять рознь и противоречия было неизменной политикой Ивана, «Черные люди» Пскова, недовольные тем, что на них перенесен был ряд обязанностей смердов, возмутились, но сторону смердов принял Иван.
Три года продолжалось волнение, пока, наконец, Иван не прогнал послов псковских бояр, жаловавшихся на Ярослава, «тянувшего» сторону смердов. Псков примолк.
[148]
Полным хозяином чувствовал себя Иван и в Рязани. Рязанские князья, бояре, дворяне, дети боярские служили «государю всея Руси», как называл себя Иван III.
Войны с Казанью
На Руси уже не было правителя, равного Ивану III по силе власти, богатству, могуществу. Но Русь попрежнему считалась вассалом Золотоордынского хана. Нужно было свергнуть позорное татарское иго и обороняться от нового врага — Казанского хана.
Казанское ханство состояло из ряда народов. В него входили татары, смешавшиеся к тому времени с остатками камских (волжских или серебряных) болгар, причем татары восприняли относительно высокую болгарскую феодальную культуру. Господствующим классом были татарские феодалы: царевичи, мурзы, карачаи, беги, татарское купечество и духовенство (муллы). Татарская феодальная верхушка эксплоатировала татар-земледельцев и ремесленников. Но огромная территория Казанского ханства (или царства), занимавшая все пространство Среднего Поволжья и бассейн Камы до Уральских гор и реки Яика (Урала), была населена, кроме татар, башкирами, чувашами, мордвой, мари (черемисами) и удмуртами (вотяками). Среди них также хозяйничала татарская знать, собирая дань, ясак и осуществляя национальное и классовое угнетение. Народы эти стояли на различных ступенях общественного развития. У кочевников-башкир сложилась своя феодальная знать — тарханы и батыри, эксплоатировавшие «тептярей» (кабальных людей). Феодальная верхушка формировалась и среди других народов Поволжья: мари, удмуртов, чувашей и мордвы.
Казанское царство раздиралось внутренними противоречиями, обусловленными переплетением классового и национального угнетения, ослаблялось в процессе борьбы отдельных феодальных групп, из которых одни тяготели к сильному и культурному Крымскому татарскому ханству, а другие — к Москве. Этим и пользовался Иван III, обороняясь от казанских татар и готовя поход против них.
В 1467 году в Казани усилилась «московская группировка», и на ханский престол был ею приглашен «служилый татарский царевич» Касим. Касим немедленно
[149]
дал об этом знать Ивану III, и в помощь ему вышел из Москвы отряд князя Ивана Оболенского-Стриги. Но пока Касим с Оболенским шли к Казани, там произошел переворот, и новый хан Ибрагим не допустил их в свои земли. Страдавшие от голода и холода русские ратники и татары Касима повернули обратно. На их поход Ибрагим ответил налетом на Галич, но поживиться казанцам не удалось, так как жители были предупреждены и «сели в осаду». Русские в свою очередь опустошили в 1468 году землю мари, разбили татар на берегах Камы, а за это Ибрагим «повоевал» Вятку. Чтобы прекратить постоянные набеги казанских татар и сокрушить энергичного и опасного врага, Иван в 1469 году предпринимает поход на Казань. К Нижнему Новгороду отовсюду на судах съезжались ратные люди. Шли с севера, с Вятской земли, шли из Москвы, Костромы, Мурома. Огромное войско собрал Иван под Казанью, но тут сказался рецидив старого феодального сепаратизма.
Не было единства командования, бояре и князья стояли во главе своих отрядов, и хотя выбрали воеводой Руно, но каждый действовал на свой страх и риск. Руно пошел самостоятельно на Казань, хотя это ему было запрещено. Он, правда, пожег посады Казанские, но зато этим способствовал разгрому отряда князя Ярославского. Под Казанью «молодые» не слушались «старших», один воевода не мог дождаться другого и действовал по собственной инициативе. Многие воеводы сидели на месте, но энергично требовали «жалованья». Сказались и результаты этой путаницы и своеволия. Казань только «пожгли», а потеряли Вятку, которая была подчинена хану.
Дабы ликвидировать последствия неудачи под Казанью, под осень 1469 года Иван организует новый поход вместе со своими братьями, Юрием и Андреем. Войска великого князя окружили Казань со всех сторон, и Ибрагим вынужден был заключить мир, подчиниться Ивану, выдать всех пленных и отказаться от Вятки. Несмотря на разгром, Ибрагим не смирился и пытался предпринять в 1478 году налет на Русь, воспользовавшись осложнившейся для Москвы внутренней и международной обстановкой. В ответ московский воевода Образец, вятчане и устюжане опустошили Казанскую
[150]
землю. Ибрагим снова запросил мира. Вскоре он умер, и между его сыновьями, Али и Мухамед-Эмином, завязалась борьба, в которой приняли активное участие казанские вельможи. Али, опираясь на ногайских татар, овладел престолом, и Мухамед-Эмин обратился за помощью к Ивану.
Иван, поняв, какие перспективы сулит ему вмешательство в распри казанской феодальной верхушки, немедленно оказал просимую помощь, тем более что с враждовавшей с казанцами Крымской Ордой у Москвы был заключен мир, а мать Мухамед-Эмина незадолго до этого вышла замуж за Крымского хана Менгли-Гирея. Иван постарался не упустить удобного случая. В апреле 1487 года рати Даниила Холмского, Семена Ряполовского, Оболенского и других князей-воевод вместе с татарами Мухамед-Эмина двинулись в поход на Казань. Войска плыли на судах, как это обычно было при походах на Казань. Лошадей вели берегом. Казань была окружена и взята. Али был отвезен в ссылку в Вологду; с побежденным Казанским ханом Иван поступил, как с опальным русским князем. Он все более и более чувствовал себя хозяином в Казани. Мухамед-Эмин, посаженный Иваном, стал его подручником, слушался во всем и, хотя в документах писался «братом» Ивана, тем не менее был его слугой, испрашивающим на все его разрешения. С Казани Иван получал определенную дань.
С этого момента в Казани укрепляется влияние Москвы. На престоле казанском один ставленник Москвы сменяет другого. После Мухамед-Эмина ханом был посаженный также Иваном третий сын Ибрагима, Абдул-Летиф, затем снова вернулся Мухамед-Эмин. Только в начале XVI века победили сепаратистские стремления в Казани, и в 1505 году_, не получив удовлетворения на свое требование, Мухамед-Эмин «отложился» от Москвы. Несмотря на возвращение самостоятельности, Казань все же фактически зависела от Москвы. Используя противоречия среди самих татарских феодалов, а также национальные и классовые противоречия среди подчиненных Казани народов, Московский князь создал там свою «московскую партию» и таким образом подготовлял подчинение Казани, завершившееся окончательным ее присоединением в 1552 году.
[151]