В.и.ленин. октябрьская революцияоткрыла новую эпоху всемирной истории.
В.И.ЛЕНИН. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯОТКРЫЛА НОВУЮ ЭПОХУ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.
Ленинские чтения
*************************************************************************
(В.И. Ленин, ПСС. Изд. 5. Том 44. Стр.144-152.
К ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. 14.Х. 1921)
http://www.uaio.ru/vil/44.htm#s144
Наступает четырехлетняя годовщина 25-го октября (7 ноября).
Чем дальше отходит от нас этот великий день, тем яснее становится значение пролетарской революции в России, тем глубже мы вдумываемся также в практический опытнашей работы, взятый в целом.
В самых кратких - и, конечно, далеко неполных и неточных - абрисах это значение и этот ОПЫТ можно бы изложить следующим образом.
Непосредственной и ближайшей задачей революции в России была задача буржуазно-демократическая:
Свергнуть остатки средневековья, снести их до конца, очистить Россию от этого варварства, от этого позора, от этого величайшего тормоза всякой культуры и всякого прогресса в нашей стране.
И мы вправе гордиться тем, что проделали эту чистку гораздо решительнее, быстрее, смелее, успешнее, шире и глубже с точки зрения воздействия на массы народа, на толщу его, чем великая французская революция свыше 125 лет тому назад.
И анархисты и мелкобуржуазные демократы (т. е. меньшевики и эсеры, как русские представители этого международного социального типа) говорили и говорят невероятно много путаницы по вопросу об отношении буржуазно-демократической революции к социалистической {то есть пролетарской).
Верность нашего понимания МАРКСИЗМА в этом пункте, нашего учета опыта прежних революций подтвердилась за 4 года полностью.
Мы довели буржуазно-демократическую революцию до конца, как никто.
Мы вполне сознательно, твердо и неуклонно продвигаемся вперед, к революции социалистической, зная, что она не отделена китайской стеной от революции буржуазно-демократической, зная, что только борьба решит, насколько нам удастся (в последнем счете) продвинуться вперед, какую часть необъятно высокой задачи мы выполним, какую часть наших побед закрепим за собой.
Поживем, увидим. Но и сейчас уже мы видим, что сделано гигантски много - для разоренной, измученной, отсталой страны - в деле социалистического преобразования общества.
Кончим, однако, о буржуазно-демократическом содержании нашей революции. Марксистам должно быть понятно, что это значит. Для пояснения возьмем наглядные примеры.
Буржуазно-демократическое содержание революции, это значит - очистка социальных отношений (порядков, учреждений) страны от средневековья, от крепостничества, от феодализма.
Возьмите религию или бесправие женщины или угнетение и неравноправие нерусских национальностей.
Это все ВОПРОСЫ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Пошляки мелкобуржуазной демократии восемь месяцев об этом болтали; нет ни одной из самых передовых стран мира, где бы эти вопросы были решены в буржуазно-демократическом направлении до конца.
У нас они решены ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Мы с РЕЛИГИЕЙ боролись и боремся по-настоящему.
Мы дали всем НЕРУССКИМ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМ их собственные республики или автономные области.
У нас нет в России такой низости, гнусности и подлости, как БЕСПРАВИЕ или неполноправие ЖЕНЩИНЫ, этого возмутительного пережитка крепостничества и средневековья, подновляемого корыстной буржуазией и тупой, запуганной мелкой буржуазией во всех, без единого изъятия, странах земного шара.
Это все – СОДЕРЖАНИЕ буржуазно-демократической революции.
Полтораста и двести пятьдесят лет тому назад обещали народам передовые вожди этой революции (этих революций, если говорить о каждом национальном виде одного общего типа) освободить человечество от средневековых привилегий, от неравенства женщины, от государственных преимуществ той или иной религии (или «идеи религии», «религиозности» вообще), от неравноправия национальностей.
Обещали - и не выполнили. Не могли выполнить, ибо помешало «уважение» к «священной частной собственности». В нашей пролетарской революции этого проклятого «уважения» к этому трижды проклятому средневековью и к этой «священной ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ» не было.
Первая перерастает во вторую.
Вторая, мимоходом, решает вопросы первой. Вторая закрепляет дело первой.
Борьба и только борьба решает, насколько удается второй перерасти первую.
Вопрос об ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ войнах, о той главенствующей ныне во всем мире международной политике ФИНАНСОВОГО КАПИТАЛА, которая неизбежно порождает новые империалистские войны, неизбежно порождает неслыханное усиление национального гнета, грабежа, разбоя, удушения слабых, отсталых, мелких народностей кучкой «передовых» держав, - этот вопрос с 1914 года стал краеугольным вопросом всей политики всех стран земного шара.
Так сказала нам жизнь.
Х. 1921.
«Правда» № 234, 18 октября 1921 г.
Подпись:Н. Ленин
(В.И. Ленин, ПСС. Изд. 5. Том 44. Стр.144-152.
К ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. 14.Х. 1921)
http://www.uaio.ru/vil/44.htm#s144
В.И.ЛЕНИН. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯОТКРЫЛА НОВУЮ ЭПОХУ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.
Ленинские чтения
*************************************************************************
(В.И. Ленин, ПСС. Изд. 5. Том 44. Стр.144-152.
К ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. 14.Х. 1921)
http://www.uaio.ru/vil/44.htm#s144
Наступает четырехлетняя годовщина 25-го октября (7 ноября).
Чем дальше отходит от нас этот великий день, тем яснее становится значение пролетарской революции в России, тем глубже мы вдумываемся также в практический опытнашей работы, взятый в целом.
В самых кратких - и, конечно, далеко неполных и неточных - абрисах это значение и этот ОПЫТ можно бы изложить следующим образом.
Непосредственной и ближайшей задачей революции в России была задача буржуазно-демократическая: