Правовое воспитание и правовая культура
Правовая культура- это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, степени свободы ее поведения и взаимной ответственности личности и государства. Высокий уровень правовой культуры характерен для правового государства и гражданского общества.
Структурными элементами правовой культурыявляются:
1. правокак система норм: нормы права не должны противоречить другу, должны сочетаться с другими социальными нормами (нормами морали, корпоративными нормами), но при господстве правовых норм. Нормативно-правовые акты не должны содержать взаимоисключающих и устаревших норм, не должно быть пробелов в праве;
2. правоотношения:общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны быть урегулированы нормами права. К ним относятся такие отношения, которые имеют три признака - типичность, подконтрольность и наличие противоположных интересов. (Например, продавец заинтересован продать просроченный товар, а покупатель рассчитывает купить свежий). Иные отношения не должны регулироваться нормами права (например, не может быть закона «О любви и дружбе»);
3. правосознание:у населения должен быть высокий уровень правовых знаний (сформированная правовая идеология) и уважение к праву (правовая психология). Деформации правосознания должны быть преодолены путем правового образования и правового воспитания;
4.правовые учреждения:эффективная деятельность системы правоохранительных органов (судов, прокуратуры, милиции, нотариата и т.д.), а также развитая система юридических служб на предприятиях, адвокатуры, наличие специализированных средств массовой информации (журналы «Государство и право», «Российская юстиция», передача «Человек и закон» и т.п.);
5.правовая активность граждан;
6. правовая деятельность:все участники правовых отношений всегда и везде должны соблюдать все правовые предписания, адресованные им.
Виды правовой культурывыделяются в зависимости от ее носителей: 1 1.индивидуальная (культура отдельного человека); 1.группоеая (правовая культура студентов, пешеходов и т.п.); 3 .общественная (российская, американская);
2.профессиональная правовая культура юриста - основывается на специальной теоретической и практической юридической подготовке и адекватном правосознании.
Показатели правовой культуры:знание, понимание, уважение права, правовая активность.
Функции правовой культуры:
1. Функция производства и воспроизводстваэлементов правовой культуры в сменяющихся поколениях людей: усвоение правовых знаний, формирование уважения к праву и признание его ценности.
2. Интегративнаяфункция: правовая культура обеспечивает единство и взаимодействие правовых институтов и организаций, дает обществу единую систему правовых ценностей, а не их отдельные элементы.
3. Оценочнаяфункция: правовая культура является связующим звеном между социально- экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, социальных групп, которые отражаются в нормах права, и их поведением.
Таким образом, правовая культура — это сложное общественное явления, которое имеет определенную структуру, виды и функции.
Правовая социализация личности – это вхождение человека в правовую среду , т.е. включение человека в мир права, усвоение им и поддержание правовых норм, следование правовым традициям.
Правовая социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и социально-правовой среды, вследствие которого происходит усвоение требований статусного правового поведения, приобретение правокультурных ценностей и ориентиров, ведущих к формированию свойств и качеств, позволяющих адаптироваться к этой среде и осуществлять правовую деятельность.
Правовая социализация предполагает воздействие на человека комплекса разнообразных объективных и субъективных факторов. Первая группа факторов характеризует процесс воспитания правом, когда право, его нормы и правовые учреждения стихийно (не подчиняясь чьему-либо управляющему воздействию) формируют образ права. Вторая группа предполагает целенаправленную систематическую деятельность специализированных институтов, или правовое воспитание и обучение.
Правовое воспитание – это основанная на принципах педагогики деятельность органов и учреждений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп правосознания, качеств, обеспечивающих их высокоэффективное функционирование в сфере правового регулирования и способствующих укреплению законности и правопорядка, созданию прочного нравственно-правового климата в обществе. Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание имеет целью перевести политико-правовые установки и требования общества в личные убеждения граждан и нормы их поведения. Правовое воспитание осуществляется через определенную систему, формы и с помощью определенных средств и методов.
Формы правового воспитания:
- правовое обучение;
-правовая пропаганда;
- организованная и контролируемая социально-правовая практика населения.
Средства правового воспитания: материальные источники, используемые для достижения целей правовоспитательной работы (законодательные акты, юридическая литература)
Методы - приемы и способы воздействия на правосознание и поведение людей с целью формирования у них правовой культуры.
Система правового воспитания – субъекты, которые проводят правовоспитательную работу, объекты (категории населения, по отношению к которым проводится правовоспитательная работа) и правовоспитательные действия. Элементом этой системы является юридический всеобуч. Это система общественных институтов, обеспечивающих поэтапное и всеобщее приобщение людей к праву, воспитание у них современного правового мышления. Потребность в юридическом всеобуче обусловлена задачами формирования правового государства, цель – обеспечить правовую социализацию личности, подготовить ее к участию в правовой жизни общества.