Система права: понятие и элементы
Система права- это внутреннее строение права, отражающая объединение и дифференциацию юридических норм. Элементы системы права:
1. Отрасль права - это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений (трудовое право) определенным методом. Отрасли права выделяются по предмету (регулируемые общественные отношения) и методу (способу) правового регулирования.
2. Подотрасль права— это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную область общественных отношений внутри отрасли права (жилищное, наследственное, договорное право внутри гражданского).
3. Институт права — это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли или подотрасли права (институт заработной платы внутри трудового права, межотраслевой институт юридической ответственности).
4. Субъинстнтут права: это совокупность норм права, регулирующих качественно однородный вид общественных отношений внутри института права (субъинститут сдельной заработной платы).
5. Норма права - первоэлемент системы права, который устанавливает право, обязанность, запрет или санкцию для участников правовых отношений.
Система законодательства- это совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Это внешнее выражение системы права, которая соотносится с системой законодательства как содержание и форма. Элементами системы законодательства являются НПА, а первичными элементами -статьи НПА. Если система права определяется системой общественных отношений, то система законодательства - волей законодателя. Поэтому система законодательства является субъективной, а система права - объективной.
Законодательство кроме норм права может содержать декларации, определения, цели, призывы, а система права - только нормы.
Число отраслей законодательства больше числа отраслей права.
Различается вертикальное и горизонтальное строение системы права (деление на отрасли; деление на отрасли, подотрасли, институты) и системы законодательства (отраслевое; законы РФ и законы субъектов РФ).
Система права является элементом и отличительным признаком правовой системы, они соотносятся как часть и целое. Так в романо-германской правовой семье существует четкое деление на отрасли права, а в англосаксонской семье такого деления нет, это система общего права.
Таким образом, система права имеет четкую структуру, отражает содержание права и является элементом правовой системы.
13. Правотворчество: понятие, принципы, функции и виды. Законотворческий процесс в РФ
Правотворчество- это сознательно-волевая деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм путем принятия, изменения или отмены нормативно-правовых актов.
Принципы правотворчества:
- демократизм - выявление и закрепление в нормах права воли и интересов народа;
- законность - соблюдение компетентности и процедуры принятия правовых актов;
- исполнимость - учет финансовых, организационных, юридических, кадровых условий, которые позволят им реализоваться.
- научность - обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия норм;
- своевременность - учет степени зрелости регулируемых отношений;
- профессионализм - компетентность, общая и юридическая грамотность субъектов правотворчества;
- планирование — четкое распределение правотворческой работы по этапам, по предмету, по времени.
Функции правотворчества — направления деятельности по установлению, изменению или отмене правовых норм, созданию и развитию законодательства.
Основные функции правотворчества.
Виды функций правотворчества:
1. Новеллизация права.
В узком смысле новеллизация права - это принятие абсолютно новых норм права - т.н. «новелл».
В широком смысле новеллизация права (законодательства) - это:
установление (принятие), изменение, отмена норм права;
санкционирование уже существующих норм (например, обычаев);
принятие, изменение, отмена, приостановление, продление действия (пролонгирование) нормативного акта.
Новеллизация права (в широком смысле) предполагает какое-либо изменение состояния действующих норм права, т.е. внесение элемента новизны в состояние как формы, так и содержания права.
Новеллизируют (в широком смысле) право и определенные т.н. интерпретационные акты - такие акты официального толкования норм права как, например, соответствующие решения Конституционного Суда РФ, являющегося субъектом официального толкования законов РФ.
2. Устранение (восполнение) пробелов в праве.
Восполняют (устраняют) пробелы в праве только субъекты правотворчества, субъекты правоприменения могут только преодолевать пробелы в праве (пробелы в законодательстве).
3. Детализация (конкретизация) права.
Например, нормы законов могут детализироваться (конкретизироваться) нормами соответствующих подзаконных актов.
4. Систематизация законодательства.
Наиболее радикальным способом систематизации законодательства является его кодификация, которая вносит элемент упорядоченности и в форму, и в содержание законодательства.
Виды правотворчества:
/. По способу придания правовому акту юридической силы:
- компетентное правотворчество - правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;
- делегированное правотворчество - создание норм права по поручению субъектов правотворчества (законодатель в Гражданском кодексе позволяет хозяйствующим субъектам создавать обычаи делового оборота);
- санкционированное правотворчество - утверждение государственными органами нормативных актов, принятых органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, (регистрация уставов муниципальных образований, общественных объединений, юридических лиц).
2. По виду создаваемых форм права:
- законотворчество - создание и принятие текстов законодательных актов:
- подзаконное правотворчество - создание указов, постановлений, положений и др. подзаконных и локальных актов;
создание судами и административными органами правовых прецедентов виде правоприменительных актов в англо-саксонской правовой системе;
- создание и санкционирование правовых обычаев;
- установление законодателем принципов права;
- заключение субъектами правотворчества нормативных договоров и соглашений;
- признание государством разработанных учеными правовых доктрин.
3. Самой распространенной классификацией видов правотворчества является классификация по субъектам правотворчества (см. ниже).
Субъекты правотворчества:
- народ (граждане) государства на референдуме по принятию закона;
- компетентные государственные органы: законодательные органы (создают законы), исполнительные органы (создают подзаконные акты), суды в англо-саксонской правовой системе (создают прецеденты);
- компетентные должностные лица: федеральный министр, губернатор, мэр города;
- органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения:
- предприятия, учреждения, организации, их трудовые коллективы и должностные лица при создании локальных правовых актов (коллективного договора на предприятии, устава акционерного общества);
- общественные объединения - профсоюзы по вопросам трудового законодательства;
- субъекты правотворческой инициативы, круг которых определяется конституцией (глава государства, законодательные органы, исполнительные органы и высшие суды, депутаты парламента, законодательные органы субъектов федерации).
В результате правотворческой деятельности создаются акты правотворчества-юридические документы, содержащие нормы права. Это могут быть нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты), правоприменительные акты в англосаксонской системе права (судебный прецедент, который в дальнейшем становится нормой права), акты нормативного толкования (постановления государственного органа, осуществляющего официальное толкование).
Таким образом, правотворчество осуществляется специальными субъектами; выделяются различные виды правотворческой деятельности.
Законотворческий процесс
Этапы принятия закона:
1. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение.
2. Рассмотрение законопроектов Гос. Думой.
3. Рассмотрение законопроектов Сов. Федерации
4. Рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласии.
5. Повторное рассмотрение Гос. Думой законов отклоненных Сов. Федерации.
6. Повторное рассмотрение Гос. Думой законов отклоненных Президентом РФ.
7. Повторное рассмотрение Сов. Федерации законов, отклоненных Президентом.
8. Подписание и обнародование законов Президентом РФ.
1 этап – правом законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу, подлежат регистрации, после этого законопроект направляется в профильный комитет Председателем Гос. Думы. Совет Думы назначает один из комитетов ответственным по законопроекту.
2 Этап – рассмотрение законопроектов в Гос. Думе осущ-ся в трех чтениях. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта: звучит доклад инициатора законопроекта и содоклад ответственного комитета палаты, заслушиваются замечания. Гос. Дума может принять проект в первом чтении, отклонить его или вынести или вынести на всенародное обсуждение. Принятие законопроекта – голосуют > 50 процентов депутатов.
Во втором чтении с докладом выступает представитель ответственного комитета, затем представитель Президента, представители инициатора законопроекта, Правительства. Вносятся поправки в законопроект большинством голосов. Законопроект должен набрать > 50 процентов голосов, если голоса не будут набраны законопроект возвращается на доработку. Если после доработки законопроект голосов не набирает, он снимается с дальнейшего рассмотрения. Принятый законопроект направляется в ответственный комитет и в течении 7 дней подлежит включению Советом Думы в календарь рассмотрения вопросов.
При третьем чтении не допускается внесение законопроект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам разделам.
ФЗ – принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы.
ФКЗ – ¾ депутатов Гос. Думы.
Одобренный проект закона передается на рассмотрение Совета Федерации, решение об этом оформляется постанволением.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. По ряду законов необходимо заключение Правительства. Комитет ответственный за рассмотрение ФЗ определяется Председателем Сов. Фед. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
Рассмотрение закона на заседании Сов. Федерации начинается с оглашения заключения комитета. Затем палата большинством голосов принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения или обсудить его на заседании палаты. Решение об отклонении закона оформляется постановлением и передается в течении 5 дней в Гос. Думу. Создается согласительная комиссия, которая устраняет недостатки.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.
Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:
§ либо подписывает закон и обнародует его,
§ либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.
Вето (от лат.veto- запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.
Вето может быть абсолютным или относительным.
Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.
Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено2/, голосов сената и палаты представителей.
В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.
Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.
Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.
Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.
Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.
Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.