Тема 7. Конституционное право
- Конституция РФ. Основные характеристики современного российского государства.
- Система органов государственной власти в РФ.
- Судебная система РФ.
- Федеративное устройство РФ.
- Местное самоуправление в РФ.
- Правовые принципы деятельности общественно-политических объединений.
- Выборная система РФ.
- Правовой статус человека и гражданина в РФ.
1) Конституция РФ является законодательным актом прямого действия и обладает высшей юридической силой. Конституция провозглашает РФ правовым демократическим федеративным социальным государством с республиканской формой правления. Демократизм и республиканизм означают, что единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, а также предполагают выборность всех ключевых властных органов и институтов. Правовой характер современной российской государственности означает верховенство закона, подзаконность суда и администрации, соблюдение легислатурой действующей конституции, разделение властей, безусловный приоритет прав и свобод человека. Федерализм означает государственную целостность РФ, равноправие народов, включая их право на самоопределение, равноправие субъектов РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, наличие у субъектов РФ некоторых признаков государственности.
2) Система органов государственной власти РФсогласно ст.11 Конституции РФ включает:
- Органы государственной власти РФ;
- Органы государственной власти субъектов РФ.
Органы законодательной власти или органы народного представительства – это двухпалатное Федеральное Собрание (ФС) РФ, а также легислатуры субъектов РФ.
Утверждение, по представлению главы государства, Председателя Правительства (премьер-министра) РФ и выражение недоверия Правительству – это прерогативы представительной палаты Федерального Собрания РФ-Государственной Думы (Думы, Госдумы). Трехкратное неутверждение предложенных президентом кандидатур на пост премьер-министра означает роспуск Думы и назначение новых выборов.
К ведению Государственной Думы относятся, также:
- Обсуждение и принятие текстов законопроектов;
- Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
- Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ, Председателя Счетной Палаты РФ и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;
- Объявление амнистии;
- Возбуждение процедуры отрешения от должности Президента РФ (импичмента).
Перечислим основные полномочия палаты регионов российского парламента – Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
- Утверждение изменения границ между субъектами РФ;
- Утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
- Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил РФ за пределами территории РФ;
- Утверждение решения об импичменте;
- Назначение на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ;
- Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
Исполнительная власть в РФ осуществляется Правительством РФ. Правительство РФ непосредственно управляет страной. По всем вопросам своей компетенции Правительство РФ издает нормативно-правовые акты, которые обязательны к исполнению. К компетенции Правительства РФ относятся следующие ключевые вопросы:
- Разработка и представление в Государственной Думе федерального бюджета, исполнение федерального бюджета, представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
- Обеспечение проведения в РФ единой финансовой и денежной политики;
- Обеспечение проведения в РФ единой социально-экономической политики, единой политики в области науки, культуры, образования, экологии;
- Управление федеральной собственностью;
- Обеспечение государственной безопасности, внешняя и оборонная политика;
- Обеспечение соблюдения законности, уважения прав и свобод граждан, охрана правопорядка, борьба с преступностью.
3) Судебная система РФ.Задача судебной власти – правосудие, т.е. вид государственной деятельности, направленный на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с реально существующим или предполагаемым нарушением норм права. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. К принципам правосудия относится следующий набор норм:
- Правосудие осуществляется только судом;
- Правосудие осуществляется в соответствии с законом, при этом отсутствие нормы не является основанием для отказа лицу в рассмотрении юридического дела судом по существу;
- Судьи независимы, несменяемы и подчиняются только закону (несменяемость судей не носит абсолютного характера).
Система федеральных судов включает:
- Конституционный суд РФ;
- Систему федеральных судов общей юрисдикции, которые осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
- Систему федеральных арбитражных судов.
К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономных округов и автономной области; районные суды; военные и специализированные суды.
К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Основные правовые принципы формирования судейского корпуса изложены в Федеральном Конституционном Законе «О судебной системе РФ» № 1-ФКЗ, от 31 дек. 1996г.(Собрание законодательства РФ, 1997. №1, ст. 1, см. также с.19 – ст.4). Ст.13.п.6 гласит: «Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов районных судов (в том числе - председатели, заместители председателей) назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами власти соответствующих субъектов РФ». Согласно ст.15.п.2, «полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей».
4) Федеративное устройство. РФ – суверенное целостное государство, состоящее из равноправных субъектов. Статус республики в составе РФ определяется Конституцией РФ и Конституцией республики. Статус края, области, городов федерального значения – Москвы и С.-Петербурга, автономной области, автономных округов определяется Конституцией РФ и Уставами соответствующих субъектов РФ. Каждый субъект РФ имеет собственные органы исполнительной и законодательной власти.
Перечислим важнейшие вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ:
- Конституция РФ и федеральное законодательство;
- Федеративное устройство РФ, территория РФ и ее границы;
- Права и свободы человека и гражданина;
- Внешняя политика, оборона и безопасность;
- Федеральная собственность;
- Основы общегосударственной социально-экономической политики, а также общегосударственной политики в области науки, культуры, образования;
- Федеральный бюджет, денежная эмиссия, федеральные налоги и сборы;
- Судопроизводство и прокурорский надзор.
Назовем ключевые проблемы, отнесенные Конституцией РФ к вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов:
- Соответствие законодательства субъектов РФ и законодательства РФ;
- Общие принципы налогообложения, общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления;
- Обеспечение законности и правопорядка, пограничный режим;
- Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, разграничение государственной собственности;
- Обеспечение экологической безопасности, охрана памятников истории и культуры, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, спорта;
- Преодоление чрезвычайных ситуаций;
- Кадры судов, прокуратуры, правоохранительных органов, а также адвокатура и нотариат;
- Выполнение международных договоров РФ.
В случае противоречия федерального (федерального конституционного) закона, принятого по предметам ведения РФ или предметам совместного ведения РФ и её субъектов, и иным актом РФ, действует федеральный закон (Конституция РФ, ст. 76; пп.1-2, 5).
Вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование: в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ действует нормативный правовой акт субъекта РФ (Конституция РФ, ст.76, пп.4,6). Таким образом, вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
5) Местное самоуправление. Согласно Конституции РФ, местное самоуправление (МСУ) составляет одну из основ новой российской государственности. Органы местного самоуправления (ОМСУ) не входят в систему государственной власти.
Местное самоуправление – не входящая в систему государственной власти и управления, санкционированная законом, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя его интересов, сложившихся обычаев и традиций.
Муниципальное образование(МО) – территория или поселение, население которых непосредственно или через своих представителей (ОМСУ) осуществляет местное самоуправление МО – целостная система из трех элементов: территория, в пределах которой осуществляется МСУ; население и выборные органы, осуществляющие от имени населения МСУ на данной территории; муниципальной собственности, обеспечивающей деятельность ОМСУ.
Структура ОМСУ:
- Представительный орган МСУ;
- Глава МО;
- Местная администрация;
- Контрольный орган МО;
- Иные ОМСУ.
Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Назовем важнейшие вопросы местного значения:
- Принятие уставов МО, их изменение, контроль за их соблюдением;
- Местные финансы;
- Социально-экономическое развитие МО;
- Муниципальная собственность, в том числе – земельная, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;
- Муниципальные учреждения образования и здравоохранения.
6) Партия – это институциолизированное объединение лиц, имеющих общие интересы и (или) взгляды, которое провозглашает своей основной целью активное участие в осуществлении политической власти. Ныне в РФ законодательно гарантирован идеологический и политический плюрализм.
Общественно-политические движения - организации, непосредственно не участвующие в борьбе за власть, но являющиеся участниками политического процесса. Программно-идеологические установки движений более расплывчаты, в основе многих движений лежат группы влияния, сообщества людей, объединенных одной, коньюктурной или стратегической целью. Поэтому цели движения гораздо уже, чем цели партии. Движение, как правило, не имеет четкой структуры, строгого устава и декларативной, или, во всяком случае, долгосрочной, программы.
Общественные и политические объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность организаций, программные установки и (или) практическая деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя РФ, разрушение территориальной целостности государства, подрыв государственной безопасности, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национально-религиозной розни.
7) Избирательное право и системы выборов. Избирательная система – порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, высших должностных лиц административных органов, избираемых непосредственно гражданами. Избирательное право – институт государственного права, регулирующий общественные отношения, складывающиеся в процессе выборов.
Общая тенденция развития выборных систем не вызывает сомнений: происходит расширение участия граждан в выборах. Не только развитые, но и многие развивающиеся страны ныне безоговорочно приняли принцип – всеобщее, равное, прямое, тайное избирательное право.
В РФ гражданам гарантировано всеобщее, равное, прямое и тайное активное (избирать) и пассивное (быть избранными) избирательное право. Нормативной основой всего избирательного законодательства является ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002г.
Ныне Совет Федерации ФС РФ формируется на основе Федерального Закона «О порядке формирования СФ ФС РФ» от 5 июля 2000 г. (СЗРФ, 2000, №32, ст.3336). Два члена СФ от каждого субъекта РФ утверждаются по следующей модели.
Представитель администрации субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок полномочий последнего. Высшее должностное лицо региона обязано в трехдневный срок представить представителя администрации региональной легислатуре. Решение высшего должностного лица региона (субъекта РФ) может быть отвергнуто квалифицированным большинством голосов (2/3) региональной легислатуры.
Членами Совета Федерации, представляющими субъект РФ, могут быть лишь депутаты законодательного (представительного) органа власти данного субъекта РФ или депутаты представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в данный субъект РФ.
Государственная дума избирается на основе федерального закона сроком на пять лет. С 2007г. законом введен семипроцентный барьер и выборы только по пропорциональной схеме (партийным спискам).
8) Правовой статус человека и гражданина –это совокупность его прав и обязанностей. Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, основанная на признании прав и свобод человека. Получение российского гражданства возможно по ряду обстоятельств - по рождению, в порядке натурализации (натурализация или укоренение - индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица), по ряду других оснований.
Права человека – совокупность неотчуждаемых прав и свобод, обеспечивающих автономию личности и ограничивающих власть государства. Теория, и практика постепенного признания прав и свобод лица позволяют лучше понять т.н. «три поколения» прав человека: 1) гражданские, 2) политические, 3)социально-экономические (иногда в четвертое поколение выделяют экологические и культурные права, мы рассмотрим их как разновидность социальных прав).
В Западной Европе на рубеже Средневековья и Нового времени разбогатевшие горожане (буржуа, третье сословие, средние слои) получают некоторые, казавшиеся тогда аристократическими, права – неприкосновенность собственности, свобода передвижения, частнохозяйственной деятельности и частной жизни. Это первое поколение прав человека – гражданские или негативные права.
Политические права– это права на участие в государственном управлении, стандартный перечень политических свобод. Лишь во вт.пол.XIXв. на Западе право голоса стало распространяться на низшие слои. При этом рабочие, наряду с политическими правами, одновременно получали и некоторые социальные. Политические права и свободы служат практической реализации фундаментальных основ действующего государственного строя РФ – демократии и суверенитета народа.
Социальные права - это права на получение минимальных положительных услуг со стороны общества и государства. Действующая Конституция провозглашает новую Россию социальным государством.
Основные обязанности граждан также закреплены в Конституции и законодательстве РФ, ниже мы их перечислим:
- Соблюдать Конституцию и законы РФ;
- Платить установленные налоги и сборы;
- Сохранять природу и окружающую среду;
- Заботиться о сохранении историко-культурного наследия;
- Защищать Отечество.
Гарантии осуществления прав и свобод человека – система мер, направленных на обеспечение фактического осуществления прав и свобод, а также их правомерную защиту. Уполномоченный по правам человека РФ действует на основе Федерального конституционного закона (ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февр. 1997г., №1-ФКЗ, СЗРФ, 1997, №9. – ст. 1011).