Б) Принципы и виды правотворчества
Правотворчество достигает своих целей, соответствует своему истинному предназначению лишь в том случае, когда оно базируется на апробированных практикой принципах, выступающих ориентирами, методологической основой правотворческой деятельности.
Принципы правотворчества:
Принцип гуманизма | Принимаемые субъектом НПА призваны формулировать, защищать общечеловеческие ценности, естественные права человека (соответствовали нравственным началам). Платон говорил: «Закон не должен просто управлять, но и убеждать». Закон должен быть социально справедливым. |
Принцип демократизма | Основные черты: - исключительное право издавать законы принадлежит высшему представительному органу государственной власти либо непосредственно народу; - демократические процедуры обсуждения и принятия НПА (гласность правотворческого процесса, участие граждан в правотворчестве, освещение законопроектов в СМИ и т.п.) - обнародование принятых законов и иных НПА (действует правило: «Неопубликованные законы и иные НПА, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не подлежат применению» (в РФ принятый Государственной Думой подлежит обязательному официальному опубликованию в специальных федеральных изданиях «Российская газета», «Собрание законодательства РФ») - важная роль общественного мнения, предложения, рекомендации оценки граждан - обеспечение в законе баланса интересов (особенно актуально для РФ, где нынешняя ситуация в России характеризуется необычайным динамизмом общественных процессов, дальнейшим расслоением общества, противоположности интересов различных групп населения (несовпадение интересов отдельных категорий граждан) |
Принцип законности | Принимаемые НПА должны: - издаваться правомочными на то органами и должностными лицами (на основании принципа разделения властей, принципа разграничения предметов ведения (например полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ)) - соответствовать Конституции страны и законам - внешне выражены в форме, предусмотренной законодательством (закон, указ, постановление, инструкция и т.д.) |
Принцип научности | Правотворчество призвано отображать: - учитывать достижения юридической науки и потребности общественной практики - основываться на компетентном мнении ученых-правоведов, их непосредственном участии в разработке и подготовке законопроектов - использование приемов и методов научного анализа достижений науки (метод планирования правотворческой деятельности, правотворческое прогнозирование, правотворческий эксперимент, научная экспертиза законопроектов и т.д.) |
Принцип компетентности | - привлечение к правотворческой работе специалистов (профессионалов с опытом работы в области правотворчества – юристов, социологов, лингвистов, политологов, экономистов, финансистов и т.п.) |
Виды правотворчества: (классификация: по субъектам и по значимости (НПА)
1. В зависимости от субъекта правотворчества (того, кто «творит» право), принято выделять следующие основные формы (виды) правотворчества (на примере РФ):
2. В зависимости от значимости (НПА) правотворчество делится на:
Законотворчество (правотворчество высших представительных органов (парламентов)) | Подзаконное правотворчество |
- в процессе законотворчества издаются НПА высшей юридической силы – ЗАКОНЫ (принимаются в соответствие с усложненной процедурой) | - правотворчество осуществляется структурами, не относящимися к высшим представительным органам (Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). В процессе издаются ПОЗАКОННЫЕ НПА (Указы, постановления, распоряжения, инструкции, приказы и пр.) |