Сопротивление советской тоталитарной системе в20-30-е гг.
Ни большевики, ни их союзники, ни сражавшиеся на стороне белых или сочувствовавшие им не могли похвастаться единством представлений о будущем страны. Отсутствие идеологической монолитности в блоке победителей ярко проявилось в 1921 г., во время Кронштадтского восстания военных моряков, еще недавно бывших активной опорой новой власти. Окончание гражданской войны сопровождалось и массовыми крестьянскими восстаниями, самым знаменитым из которых было возглавленное Антоновым (1920—1921).
В самой большевистской партии на протяжении почти пятнадцати лет после окончания гражданской войны шла ожесточенная борьба, которая завершилась в 1936—1938 гг. массовым уничтожением «старой гвардии» — реальных или потенциальных противников Сталина в рядах ВКП(б).
Параллельно с консолидацией партии шел процесс уничтожения политических и идеологических противников большевиков. В 1922—1927 гг. были организационно разгромлены, изолированы или физически уничтожены эсеры, меньшевики, анархисты; из страны выслали многих представителей гуманитарной интеллигенции. С момента установления советской власти шла борьба против православной Церкви. С середины 1920-х гг. преследованиям стали подвергаться и верующие других конфессий. К 1939 г. православная Церковь как национальный институт уже не существовала.
Чистки и процессы 1937—1938 гг. сломили армию как социально значимую силу.
Сопротивление существовало и «наверху». Каждый, кто произносил слово протеста, знал, что обречен, и, тем не менее, люди шли на это. В высшем эшелоне политического руководства в это время (1930 г.) образовалась группа во главе с Председателем Совнаркома РСФСР, кандидатом в члены Политбюро С. И. Сырцовым и секретарем Закавказского крайкома партии В. В. Ломинадзе. Группа советских и партийных работников выступила против некомпетентности и бюрократизма партийно-советского аппарата. Вопрос о Сырцове н Ломинадзе рассматривался на специальном заседании Совнаркома. Партийные н советские работники краев и областей РСФСР весной И летом 1930 г. подняли вопрос о создании ВКП(б), перенесении столицы России в Ленинград. Расправа с участниками этой группы проходила с грубым нарушением Устава партии и советских правовых норм. Особое место в антисталинском сопротивлении занимала группа во главе с М.Н. Рютиным. Он выступал в роли идеолога н организатора «Союза марксистов-ленинцев» (1932г.). Он подготовил основной программный документ этой организации «Сталин и кризис пролетарской диктатуры» и манифест-обращение "Ко всем членам ВКП(б)". Впервые авторитетные руководители обращались с апелляцией на действия Сталина ко всем членам партии. Лозунг «ликвидация кулачества как класса» - авантюристический, опирающийся на фальшивую основу. Целые районы страны находились в условиях перманентной войны. Политбюро в результате программных изменений превратилось в банду политиканов. М. Рютин предупреждал, что борьба будет длительной, она потребует много жертв, но иного пути нет. Он прямо призывал к свержению Сталина. Очевидно, поэтому расправа с членами «Союза» была скорой и вершилась в обстановке осо6ой секретности. Находясь в заключении, М. Рютин теоретической деятельности не прекращал. Лето и осень 1932 г. стали критической точкой в утверждении режимам партийные сводки свидетельствовали о том, что антисталинские настроения достигли своего пика. Группы, подобные рютннской, действовали также в Таганроге, Харькове, Иркутске, Новосибирске. В ноябре 1932 г. в Уральской области вспыхнуло крестьянское восстание. Впервые в «деле Рютина» была предпринята попытка соединения стихийного сопротивления с теоретическим обоснованием его. Не случайно, видимо, к этому делу были подключена Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев. По прямому указанию Сталина они были исключены из партии осуждены во внесудебном, порядке. (далее смотри билет №66)
После разгрома организованных политических противников террор был направлен против потенциальных оппонентов сталинского режима.
Прежде всего уничтожению подлежали все те, кто казался способным к сопротивлению. Это были оставшиеся на свободе члены существовавших партий и организаций, фракций ВКП(б): эсеры, анархисты, меньшевики, троцкисты, члены правой и левой оппозиций, а также бывшие царские офицеры, руководители кооперативного движения, дворяне, духовенство. Репрессированы были обладавшие опытом борьбы старые большевики и герои гражданской войны — все, кто мог организовать сопротивление.
NB!Уничтожены поэты: Н. Гумилев (1886—1921), Н. Клюев (1887—1937), О. Мандельштам (1891—1938), Артем Веселый (1899—1939), Б. Пильняк (1894—1937).
Несмотря на мнение А. Солженицина сопротивление советской системе существовало до начала ВОВ. Существовали целые социальные слои и группы, обреченные на сопротивление, например крестьяне, верующие. Прежде всего формы возможного сопротивления. Формы сопротивления менялись в зависимости от изменения характера и политики режима:
ü Организованное сопротивление. По делу Петроградской боевой организации (1921) было арестовано и осуждено сто человек (в том числе было вынесено 60 смертных приговоров - профессора Н. Лазаревский и М. Тихвинский, поэт Н. Гумилев, скульптор князь С. Ухтомский). В начале 1920-х гг. существовали оппозиционные советской власти философско-религиозные и политические (эсеровские, сионистские, социал-демократические, анархистские) подпольные кружки. Нелегальная организация «Воскресенье» во главе с философом А. Мейером была разгромлена в 1928 г.
ü Сопротивление крестьянства. Главная причина сопротивления - коллективизация. Одним из краеугольных положений теории крестьянского хозяйства является категория «выживания» (А.В. Чаянов), понимаемая как защита своего существования в угрожающей социальной и природной среде. Этим объясняется и вековое долготерпение крестьян. Но на коллективизацию земледельцы ответили организованным вооруженным сопротивлением. Сегодня историки говорят о более чем 2 тыс. случаев сопротивления только в январе - марте 1930 г. (800 тысяч). Стихийной формой сопротивления крестьян в период коллективизации был массовый забой скота. Крестьяне противились и закрытию храмов. Об этом писал М.А. Шолохов Сталину 20 апреля 1932 г.
ü Сопротивление верующих. Расчет на раскол, провокации и выборочный террор по отношению к духовенству православной Церкви не оправдал себя. В трагической ситуации 1920-х гг. наметилось духовное возрождение Церкви. Не изменилось поведение верующих и во время коллективизации и террора 1930-х гг. Миллионы верующих приняли советскую власть как данность. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) неоднократно говорил своим близким, что стал бы коммунистом, если бы власти не преследовали Церковь. Он, как и сотни тысяч других, считал своим гражданским долгом служить новой власти так же честно, как служил старой. Но христианство изначально ограничивало лояльность по отношению к любой власти требованием «почитать Бога больше, чем людей». Верные этому принципу, сотни тысяч верующих в условиях террора защищали свои храмы, прятали священнослужителей, создавали подпольные общины, сопровождали своих духовных отцов в ссылки, налаживали с ними связь и т.п.
ü Моральное сопротивление. Моральное сопротивление (в том числе «внутренняя эмиграция») было самой масштабной формой неприятия советской власти. Его основополагающими принципами были стремление «жить не по лжи» и неучастие, а основой - старая (дореволюционная) культура и ценности человеческого общежития. Самым распространенным средством борьбы с представителями традиционной культуры были доносы властям. С их помощью расправлялись с соперниками и коллегами. Доносы принимали разные формы - вплоть до критических статей, литературных и театральных рецензий. В 1930-е гг. на страницах некоторых толстых научных журналов даже появилась специальная рубрика - «Разоблачительные статьи».
В советских условиях сопротивлением (с точки зрения политической полиции — «делом») оказывались и свободное слово, и свободная мысль, и рукопись, лекция, книга, статья, запись в дневнике, письмо, научная концепция, вера в Бога. Сопротивлением был и отказ стать секретным осведомителем ГПУ—НКВД.
ü Отношение к власти как к чужой. В СССР было немало людей, которые, сохраняя верность своей стране и принципам ее старой культуры, изначально, хотя и по разным мотивам, не приняли режима:
ü — как режима атеистического, антихристианского;
ü — как системы, нарушающей изначальные понятия о добре и зле;
ü — как власти, лишающей человека возможности добросовестно трудиться на благо своей страны.
ü Поддержка репрессированных в условиях массового террора.
Еще некоторые формы морального сопротивления:
Особой формой морального сопротивления было участие в защите репрессированных, в оказании им поддержки. Люди обращались к властям с ходатайствами о пересмотре дел или помиловании, организовывали передачи в тюрьмы, посылали письма в лагеря. Многие предупреждали о грозящей опасности подозреваемых, опекали детей и жен арестованных, помогали им уехать или устраивали на работу (учебу), давали деньги.
Формой морального сопротивления было творчество наших великих писателей, поэтов и композиторов. Они оставили пронзительное описание трагедии народа. Назовем только самые известные произведения: «Реквием» А. Ахматовой, «Котлован» А. Платонова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Шестая симфония» Д. Шостаковича.
Формой морального сопротивления были написанные в стол работы историков, например исследование по истории опричнины С.Б. Веселовского (1876—1952).
Формой морального сопротивления было и сохранение запрещенных произведений (что являлось, с точки зрения властей, преступлением), картин запрещенных художников, икон, фотографий, документов. Благодаря этому наследие гонимых поэтов, писателей, художников, композиторов сохранилось до наших дней.
К началу Отечественной войны в сознательную жизнь вступило поколение людей, воспитанных в советских школах. У них были новые ценности и идеалы. Иным было отношение к Сталину и системе.